Экономическая оценка инвестиции

В практике территориального планирования обычно вначале выбирается район, затем внутри него пункт и площадка размеще­ния предприятия. Важнейшим инструментом отраслевого разме­щения производства являются оптимизационные и балансовые расчеты.

Наиболее актуальный в условиях депрессии и спада производ­ства — выбор первоочередных производственных мощностей для технического перевооружения и реконструкции. При этом наиболее экономичные варианты обычно связаны с предприятиями, расположенными в крупных промышленных районах и центрах, где сосредоточены большие производственные фонды, научная база, имеется развитая транс­портная сеть и т. д. (так называемый агломерационный эффект), хотя нередко сказывается удорожание водоснабжения, доставки топлива и сырья, ухудшение экологии и т. д. Для предпринимате­лей, да и государства обычно дешевле реконструировать сущест­вующие производственные мощности, нежели создавать новые.

В основе оценки экономического эффекта от размещения пред­приятий и отраслей лежит общая методика определения экономи­ческой эффективности производства и капитального строитель­ства (Т. С. Хачатуров и др.). Показатели характеризуют соотноше­ние результатов и затрат производственной деятельности на раз­ных уровнях принятия решения (предприятие, отрасль, район, страна).

В проектной практике недавнего времени, не потерявшей значения в рыночных условиях, выбор оптимального варианта размещения и развития предприятия производился по миниму­му приведенных затрат (при сравнении многих вари­анте в), т. е. текущих (себестоимости) и сопоставимых капиталь­ных (П = С + Ен • К); это сказывается положительно на эффектив­ности соответствующего регионального комплекса. Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных ка­питальных вложений (или обратным показателям — коэффици­ентам эффективности). Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эф­фективности капиталовложений Ен обозначает нижнюю допусти­мую границу эффективности. По народному хозяйству в целом Ен устанавливался на уровне не ниже 0,15, по части использованию оборудования 0,16.

В новой проектной документации различают оцен­ки общественной и коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Показатели первой учитывают соци­ально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты, так и «внешние» — в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Показатели коммерческой эффективности учитывают финансо­вые последствия осуществления проекта для его участника в предположении, что последний производит все необходимые для реализации проекта затраты и использует все его результаты.

В качестве основных показателей рекомендуются: чистый до­ход (накопленный эффект за расчетный период); чистый дискон­тированный доход (накопленный дисконтированный эффект за расчетный период); срок окупаемости и др. ЧД и ЧДД характери­зуют превышение суммарных денежных поступлений над сум­марными затратами для данного проекта.

Основной метод промышленного и сельскохозяйственного производственно-сбытового зонирования — определение экономи­ческих границ равных производственно-транспортных издержек по одноименной или взаимозаменяемой продукции с последую­щей корректировкой балансами производства и потребления. Зонирование перевозок устанавливает наивыгоднейшие зоны рас­пространения продукции отдельных источников, что приобрета­ет значение в качестве ориентира рыночных связей. Пункты равновеликой стоимости продукции разных источников образуют их грузоразделы, а линии, соединяющие эти пункты, — границы оптимальных зон распространения продукции. При этом в конкретных расчетах помимо издержек производства при­нимается во внимание различная стоимость перевозки продук­ции по видам транспорта, участкам дорог и направлениям (грузо­вым и порожним).

Рациональный радиус перевозки продукции Р рассчитывается по данным приведенных затрат на производство ее единицы в рассматриваемых пунктах (районах) П1 и П2 с учетом расстояния между ними Д и транспортных затрат на 1 ткм. при перевозке про­дукции в направлении от первого пункта (района) ко второму Т1 и от второго к первому Т1, т. е.: Р = (П2 – П1 2•Д)/(Т1 + Т2).

Географические границы товарного рынка выделяют террито­рию, в пределах которой имеется экономическая возможность покупателя приобрести товар на определенных условиях. Среди важных признаков — сопоставимый уровень цен на товар и незна­чительные дополнительные издержки на транспортировку его от продавца к покупателю. Объем рынка складывается из объемов поставок товара местными товаропроизводителями и его ввоза за вычетом объема вывоза. Доля продавца на рынке, определяемая отношением реализованной им здесь продукции к объему рынка, свидетельствует о степени рыночной свободы, наличии или от­сутствии продавцов-монополистов.

Большая роль при определении размещения и развития пред­приятий и отраслей принадлежит балансовым расчетам. Наряду с выявлением сравнительной порайонной эффективности разме­щения предприятия и отрасли устанавливаются целесообразные темпы и масштабы роста производства в различных регионах. Балансы необходимы для анализа равновесия на товарном рынке.

Территориальный (межрайонный) баланс включает два раз­дела:

1)формирование спроса и предложения в регионах с двумя основными частями - спрос (потребление, вывоз и пр.) и предло­жение (производство, ввоз и пр.);

2)межрегиональный обмен ре­сурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вы­воза.

По существу в условиях рынка речь идет о переименованных прежних статьях баланса «ресурсы» и «распределение» в новые — «предложение» и «спрос» для обеспечения межрегионального ры­ночного равновесия.

С помощью отраслевых экономико-математических оптимизаци­онных моделей устанавливаются основные параметры производст­ва и потребления определенной продукции в территориальном разрезе — размещение предприятий, их размеры и специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по техно­логическим способам), размеры удовлетворения спроса различных потребителей, транспортные связи, потребность в производствен­ных ресурсах и т. д. То есть обосновывается привязка предприятий к определенным региональным хозяйственным комплексам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: