В практике территориального планирования обычно вначале выбирается район, затем внутри него пункт и площадка размещения предприятия. Важнейшим инструментом отраслевого размещения производства являются оптимизационные и балансовые расчеты.
Наиболее актуальный в условиях депрессии и спада производства — выбор первоочередных производственных мощностей для технического перевооружения и реконструкции. При этом наиболее экономичные варианты обычно связаны с предприятиями, расположенными в крупных промышленных районах и центрах, где сосредоточены большие производственные фонды, научная база, имеется развитая транспортная сеть и т. д. (так называемый агломерационный эффект), хотя нередко сказывается удорожание водоснабжения, доставки топлива и сырья, ухудшение экологии и т. д. Для предпринимателей, да и государства обычно дешевле реконструировать существующие производственные мощности, нежели создавать новые.
В основе оценки экономического эффекта от размещения предприятий и отраслей лежит общая методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства (Т. С. Хачатуров и др.). Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях принятия решения (предприятие, отрасль, район, страна).
В проектной практике недавнего времени, не потерявшей значения в рыночных условиях, выбор оптимального варианта размещения и развития предприятия производился по минимуму приведенных затрат (при сравнении многих варианте в), т. е. текущих (себестоимости) и сопоставимых капитальных (П = С + Ен • К); это сказывается положительно на эффективности соответствующего регионального комплекса. Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений (или обратным показателям — коэффициентам эффективности). Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений Ен обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом Ен устанавливался на уровне не ниже 0,15, по части использованию оборудования 0,16.
В новой проектной документации различают оценки общественной и коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Показатели первой учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты, так и «внешние» — в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия осуществления проекта для его участника в предположении, что последний производит все необходимые для реализации проекта затраты и использует все его результаты.
В качестве основных показателей рекомендуются: чистый доход (накопленный эффект за расчетный период); чистый дисконтированный доход (накопленный дисконтированный эффект за расчетный период); срок окупаемости и др. ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта.
Основной метод промышленного и сельскохозяйственного производственно-сбытового зонирования — определение экономических границ равных производственно-транспортных издержек по одноименной или взаимозаменяемой продукции с последующей корректировкой балансами производства и потребления. Зонирование перевозок устанавливает наивыгоднейшие зоны распространения продукции отдельных источников, что приобретает значение в качестве ориентира рыночных связей. Пункты равновеликой стоимости продукции разных источников образуют их грузоразделы, а линии, соединяющие эти пункты, — границы оптимальных зон распространения продукции. При этом в конкретных расчетах помимо издержек производства принимается во внимание различная стоимость перевозки продукции по видам транспорта, участкам дорог и направлениям (грузовым и порожним).
Рациональный радиус перевозки продукции Р рассчитывается по данным приведенных затрат на производство ее единицы в рассматриваемых пунктах (районах) П1 и П2 с учетом расстояния между ними Д и транспортных затрат на 1 ткм. при перевозке продукции в направлении от первого пункта (района) ко второму Т1 и от второго к первому Т1, т. е.: Р = (П2 – П1 +Т2•Д)/(Т1 + Т2).
Географические границы товарного рынка выделяют территорию, в пределах которой имеется экономическая возможность покупателя приобрести товар на определенных условиях. Среди важных признаков — сопоставимый уровень цен на товар и незначительные дополнительные издержки на транспортировку его от продавца к покупателю. Объем рынка складывается из объемов поставок товара местными товаропроизводителями и его ввоза за вычетом объема вывоза. Доля продавца на рынке, определяемая отношением реализованной им здесь продукции к объему рынка, свидетельствует о степени рыночной свободы, наличии или отсутствии продавцов-монополистов.
Большая роль при определении размещения и развития предприятий и отраслей принадлежит балансовым расчетам. Наряду с выявлением сравнительной порайонной эффективности размещения предприятия и отрасли устанавливаются целесообразные темпы и масштабы роста производства в различных регионах. Балансы необходимы для анализа равновесия на товарном рынке.
Территориальный (межрайонный) баланс включает два раздела:
1)формирование спроса и предложения в регионах с двумя основными частями - спрос (потребление, вывоз и пр.) и предложение (производство, ввоз и пр.);
2)межрегиональный обмен ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вывоза.
По существу в условиях рынка речь идет о переименованных прежних статьях баланса «ресурсы» и «распределение» в новые — «предложение» и «спрос» для обеспечения межрегионального рыночного равновесия.
С помощью отраслевых экономико-математических оптимизационных моделей устанавливаются основные параметры производства и потребления определенной продукции в территориальном разрезе — размещение предприятий, их размеры и специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по технологическим способам), размеры удовлетворения спроса различных потребителей, транспортные связи, потребность в производственных ресурсах и т. д. То есть обосновывается привязка предприятий к определенным региональным хозяйственным комплексам.