Органы управления ЕС

ЕС управляется пятью главными институциональными органами — Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС. В совокупности они представля­ют собой уникальную систему межгосу­дарственного управления, осуществляю­щую в заданных пределах законодатель­ные, исполнительные и судебные функции. Представляет определенный интерес характеристика каждого из этих органов.

Европейский парламент (Europe­an Parliament) — представительный и консультативный орган ЕС. С момента образования ЕС в 1957 г. до 1979 г. депутаты делегировались в состав Европейского парламента националь­ными парламентами. Начиная с 1979 г. депутаты избираются прямым голо­сованием от каждой страны ЕС сроком на пять лет. Количество депутатов от каждой страны зависит от удельного веса экономики каждой из стран. Во время работы парламента депутаты объединяются в политические, а не в страновые фракции. Секретариат пар­ламента находится в г. Люксембурге, сес­сии проходят в Страсбурге, комитеты заседают в Брюсселе. Парламент при­нимает решения совместно с Европей­ским Советом по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, заключения соглашений об ас­социации с развивающимися странами и сотрудничестве со странами с пере­ходной экономикой. Имеет право выно­сить вотум недоверия Комиссии ЕС, на­кладывать вето на постановления в определенных областях (охрана окру­жающей среды, культура, образование, молодежная политика).

Европейский Совет (European Council) — директивный орган ЕС, собирающийся на периодические засе­дания (не реже двух раз в год) в составе глав государств и правительств стран — членов ЕС и председателя Комис­сии ЕС. Начал регулярно собираться с 1974 г., с принятием Единого евро­пейского акта в 1986 г. получил офи­циальный статус и в настоящее время выступает как руководящий политичес­кий орган ЕС. Принимает решения по ключевым вопросам интеграции — пря­мые выборы в Европейский парламент, принятие новых членов, создание евро­пейской валютной системы, реформа единой сельскохозяйственной полити­ки, отношения с третьими странами, — которые являются обязательными для исполнения всеми другими органами ЕС. Председателем Совета является глава государства или правительства страны ЕС, которые сменяются каждые шесть месяцев.

Совет ЕС (Council of the EC) — межправительственный орган ЕС. Засе­дания проводятся по мере необходи­мости и собираются, в зависимости от обсуждаемых вопросов, на уровне ми­нистров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства, тран­спорта и т.д. Наибольшим количеством голосов в Совете ЕС обладают ФРГ, Франция, Италия и Великобритания. Решения принимаются квалифициро­ванным большинством голосов (созда­ние единого рынка, технологическая, региональная и социальная политика). Решения по отдельным политически чувствительным вопросам (налогообло­жение) требуют консенсуса.

Комиссия ЕС (Commission of the ЕС) — надгосударственный исполни­тельный орган ЕС. Состоит из членов, назначенных правительствами стран ЕС в личном качестве на пятилетний срок. Члены Комиссии не могут полу­чать каких-либо инструкций от своих правительств и обязаны действовать в интересах сообщества в целом. Каждый из них отвечает за определенную сферу деятельности ЕС. Председатель Комис­сии назначается по договоренности между правительствами стран ЕС и по согласованию с Европейским парла­ментом на пять лет. Комиссия управля­ет повседневной деятельностью ЕС, го­товит предложения на рассмотрение Совета ЕС, осуществляет контроль за выполнением решений Совета нацио­нальными правительствами. Комиссия осуществляет все сношения от лица ЕС с третьими странами, следит за осуще­ствлением единой политики ЕС в от­дельных отраслях, прежде всего в сфере торговли с третьими странами. Место­пребывание Комиссии — Брюссель.

Суд ЕС (Court of Justice) — вер­ховная судебная инстанция ЕС, состоя­щая из 13 судей, назначенных на шесть лет по взаимному соглашению между правительствами стран ЕС. Суд наблю­дает за единообразием применения пра­вовых документов ЕС, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и выносит ре­шения по вопросам применения зако­нодательных норм ЕС, если такие во­просы передаются на его рассмотрение национальными судами стран ЕС. Лю­бая страна ЕС и Комиссия ЕС имеют право возбудить дело в Суде, если они полагают, что какая-либо другая страна не выполняет условия договоров ЕС. Суд также рассматривает обращения физических и юридических лиц, кото­рые полагают, что законодательные акты ЕС нанесли им ущерб.

Правовые документы, принимаемые этими органами ЕС, могут иметь одну из следующих форм: постановления (regulations) — обязательные к испол­нению всеми странами-членами пред­писания органов ЕС; аналог националь­ным законам; директивы (directives) — обязательные к исполнению странами-членами предписания органов ЕС, од­нако формы и способы включения этих предписаний в национальное законода­тельство отдаются на усмотрение стран-членов; решения (decisions) — предпи­сания органов ЕС, обязательные только для тех стран, предприятий или даже частных лиц, которым они адресованы; рекомендации (recommendations) — предписания органов ЕС, не носящие обязательного характера и служащие для ориентировки национальных прави­тельств.

Поскольку сельскохозяйственная про­дукция стран ЕС вначале была недостаточно конку­рентоспособна на мировом рынке, од­ной из главных целей интеграции стало создание благоприятных усло­вий для национальных производителей. В результате осуществления согласован­ной единой аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно пре­вышающим среднемировые, в отдель­ных случаях на 30% и более. Единая политика обеспечивает абсолютный приоритет закупок сельскохозяйствен­ной продукции у фермеров стран ЕС перед импортом. В последние годы важ­нейшим направлением этой политики стали сдерживание перепроизводства сельхозпродукции и поддержка мелких фермеров.

Единая аграрная политика (common agriculture policy) — согла­сованные действия стран ЕС по обес­печению стабильности поставок сель­хозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сель­ского хозяйства, поддержанию жизнен­ного уровня фермеров и их семей и поддержанию разумного уровня рознич­ных цен.

Основные элементы единой аграрной политики следующие:

Единые цены на сельскохозяй­ственную продукцию внутри ЕС и единый механизм их поддержания. Ми­нимально допустимые цены на важней­шие сельскохозяйственные продукты определяются заранее. Если рыночные цены падают более чем на 10% ниже этого уровня, органы ЕС осуществляют гарантированные закупки данного про­дукта, обеспечивая поддержание уровня цен. В ЕС используется несколько ос­новных видов цен. Ориентировочные (контрольные, справочные) — цены, которые страны ЕС считают необходи­мым поддерживать на национальных рынках во внутрирегиональном оборо­те. Цены вмешательства — цены, по которым скупаются или продаются излишки сельхозпродукции, когда колебания цен на них достигают уста­новленных пределов от уровня ори­ентировочной цены. Внешнеторговые (пороговые, шлюзовые) — цены реали­зации сельхозтоваров на внешнем рын­ке, орудие аграрного протекционизма.

Свобода торговли сельхозпродук­цией внутри ЕС, отсутствие тариф­ных и количественных ограничений. Единые правила внешней торговли сельскохозяйственной продукцией с третьими странами и единый таможенный тариф. При импорте действует сис­тема компенсационных сборов, защи­щающая производителей от конкурен­ции со стороны тех стран, где издержки производства сельхозтоваров ниже, чем в ЕС. При экспорте сельхозпродукции в третьи страны производители получа­ют субсидии от органов ЕС, которые позволяют им продавать продукцию по более низким мировым ценам. По от­дельным товарам ЕС заключило согла­шения с внешними поставщиками, по которым они обязуются не экспортиро­вать эти товары в страны ЕС по ценам ниже установленного уровня. За прак­тическое осуществление единой поли­тики в области сельского хозяй­ства ответственность несут межгосу­дарственные органы ЕС (Совет и Ко­миссия).

Единое финансирование сельско­го хозяйства через Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хо­зяйства (ФЕОГА), на поддержание ко­торого идет более половины бюджета ЕС. Средства для ориентации предна­значены для повышения продуктивнос­ти и модернизации сельскохозяйствен­ного производства, а средства гарантии, которые составляют суммы фонда, направляются непосредственно на под­держание цен. ФЕОГА формируется за счет компенсационных сборов, взимае­мых за импорт сельхозпродукции из третьих стран, отчислений от пошлин на ввозимые промышленные товары, прямых взносов из бюджета ЕС, по­ступлений от налога на добавленную стоимость.

Таким образом, отметим, что наиболее развитой интеграци­онной группировкой в мире считается Европейский союз (ЕС). С момента своего образования, ЕС прошел, все ос­новные этапы интеграционного процес­са и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствова­ния экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода пере­движения товаров и всех факторов про­изводства, проводится единая внешне­торговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энерге­тики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС с 1999 г. пе­решли к единой валюте, а с 2002 г. в качестве единого денежного знака в обращение выпущено денежный знак «евро». Вкратце приведем хронологию событий для анализа периодичности их осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: