Становление государственного регулирования регионального
Государственное регулирование экономического развития регионов в Российской Федерации
Глава 9.
Резюме
Вопросы для самоконтроля
1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?
2. Каковы причины региональных неравенств в различных странах?
3. Каковы основные формы регионального планирования в странах ЕС?
4. В чем заключается ценность опыта управления развитием долины реки Теннеси?
5. Можно ли считать территорию ЕС как единое экономическое пространство?
6. Назовите основные цели наднациональной политики ЕС?
7. В каких случаях целесообразно создание свободных экономических зон?
Литература: [ 4 (гл.7), 8,9, 10,17 ]
Ключевые вопросы:
1. Становление государственного регулирования регионального развития в переходном периоде.
2. Роль и место региональной экономической политики. Функции федеральных и региональных органов управления.
|
|
3. Научное обоснование региональной экономической политики. Стратегия территориального развития России.
4. Правовые основы региональной экономической политики.
5. Экономические механизмы регулирования регионального развития. Федеральные программы регионального экономического развития.
6. Территории с особым экономическим статусом.
Особенности нашей страны (ее масштабы, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной, по сравнению с типичной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.
Расширение и укрепление Российского государства на протяжении многих веков было связано с политическими, административными, экономическими и другими регулятивными воздействиями на размещение хозяйственной деятельности и населения, освоение новых территорий, развитие транспортных коммуникаций. Обеспечение управляемости огромной страной, поддержание стабильности в отношениях между центром и регионами, создание условий для развития общероссийского рынка — всегда были в числе главных забот государства.
Современная схема функционирования экономики региона — субъекта федерации характеризуется значительным усилением взаимосвязанности его основных элементов и подсистем. Соответственно качественно изменяются и экономические отношения федерального центра с регионами. В плановой экономике централизованное государственное управление осуществлялось в основном по отдельным отраслям региональной экономики (посредством союзных и республиканских министерств и ведомств). Сегодня федеральный центр стремится строить отношения с регионами как целостными экономическими субъектами, и эти отношения осуществляются главным образом в финансовой сфере (перечисления налогов, межбюджетные трансферты, прямые расходы федерального бюджета в регионе и т.д.). Прилагаются усилия по координации действий отдельных федеральных ведомств в регионах.
|
|
Все направления и формы государственного регулирования, деятельность практически всех государственных институтов в какой-то степени оказывают воздействие на конкретные регионы, даже когда напрямую такие задачи не ставятся. Но эти отдельные воздействия для хотя бы некоторых регионов могут оказываться несовместимыми или неэффективными. Поэтому в России необходима (отнюдь не в меньшей степени, чем в других странах) синтетическая подсистема государственного регулирования — региональная политика, ориентированная на достижение определенных целей регионального и территориального (пространственного) развития. Такое понимание места региональной политики в системе государственного регулирования общепринято в мировой практике.