double arrow

Развития в переходном периоде


Становление государственного регулирования регионального

Государственное регулирование экономического развития регионов в Российской Федерации

Глава 9.

Резюме

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?

2. Каковы причины региональных неравенств в различных странах?

3. Каковы основные формы регионального планирования в странах ЕС?

4. В чем заключается ценность опыта управления развитием долины реки Теннеси?

5. Можно ли считать территорию ЕС как единое экономическое пространство?

6. Назовите основные цели наднациональной политики ЕС?

7. В каких случаях целесообразно создание свободных экономических зон?

Литература: [4 (гл.7), 8,9, 10,17]

Ключевые вопросы:

1. Становление государственного регулирования регионального развития в переходном периоде.

2. Роль и место региональной экономической политики. Функции федеральных и региональных органов управления.

3. Научное обоснование региональной экономической политики. Стратегия территориального развития России.




4. Правовые основы региональной экономической политики.

5. Экономические механизмы регулирования регионального развития. Федеральные программы регионального экономического развития.

6. Территории с особым экономическим статусом.

Особенности нашей страны (ее масштабы, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной, по сравнению с типичной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Расширение и укрепление Российского государства на протяжении многих веков было связано с политическими, административными, эконо­мическими и другими регулятивными воздействиями на размещение хозяйст­венной деятельности и населения, освоение новых территорий, развитие транспортных коммуникаций. Обеспечение управляемости огромной страной, поддержание стабильности в отношениях между центром и регионами, соз­дание условий для развития общероссийского рынка — всегда были в числе главных забот государства.

Современная схема функционирования экономики региона — субъекта федерации характеризуется значительным усилением взаимосвязанности его основных элементов и подсистем. Соответственно качественно изменяются и экономические отношения федерального центра с регионами. В плановой экономике централизованное государственное управление осуществлялось в основном по отдельным отраслям региональной экономики (посредством союзных и республиканских министерств и ведомств). Сегодня федеральный центр стремится строить отношения с регионами как целостными экономическими субъектами, и эти отношения осуществляются главным образом в финансовой сфере (перечисления налогов, межбюд­жетные трансферты, прямые расходы федерального бюджета в регионе и т.д.). Прилагаются усилия по координации действий отдельных федеральных ведомств в регионах.



Все направления и формы государственного регулирования, деятель­ность практически всех государственных институтов в какой-то степени оказывают воздействие на конкретные регионы, даже когда напрямую такие задачи не ставятся. Но эти отдельные воздействия для хотя бы некоторых регионов могут оказываться несовместимыми или неэффективными. Поэтому в России необходима (отнюдь не в меньшей степени, чем в других странах) синтетическая подсистема государственного регулирования — региональная политика, ориентированная на достижение определенных целей регионального и территориального (пространственного) развития. Такое понимание места региональной политики в системе государственного регулирования общепринято в мировой практике.







Сейчас читают про: