double arrow

Бюрократия как тип социальной организации

В социологии под бюрократией понимается безличный , механизм управления, основанный на формально-рацио­нальных отношениях и иерархической системе власти.

Бюрократия в современном ее понимании возникла в на­чале XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что офици­альные лица, обладающие специальными знаниями, являют­ся ключевыми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому оказывала большое влияние на жизнь общества.

Социологическая концепция бюрократии впервые была разработана М. Вебером, который видел в ней опти­мальную систему управления, основанную на принципах ра­циональности. Согласно веберовской теории, бюрократической организации присущи следующие черты и особенности:

• строгое разделение труда, причем каждую функцию дол­жен выполнять компетентный и знающий специалист, при­нимаемый на работу по контракту и несущий полную ответ­ственность за эффективное выполнение своих обязанностей;

• организация строится на принципах иерархии, пред­полагающей ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;

• функционирование организации регулируется на ос­нове формально установленных правил и инструкций, что обеспечивает единообразие и непрерывность управленчес­кой деятельности;

• должностные лица обязаны соблюдать безличностный подход к решению управленческих задач, т.е. быть макси­мально объективными, не допускать личных пристрастий и руководствоваться только интересами дела («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия»);




• продвижение по службе осуществляется в зависимости деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;

• деятельность сотрудников основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит административному контролю.

Таким образом, бюрократия для Вебера — «идеальный in и» управления, ориентированный на рациональное и эф­фективное выполнение стоящих перед организацией задач. Совершенно очевидно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать вебе­ровской модели бюрократии. Более того, бюрократия, пред­назначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Доводя формализацию деятель­ности до абсурда, она ограждается формальными правила­ми и нормами от реальной жизни.



Негативные стороны бюрократии были проанализирова­ны в работах известного американского социолога Р. Мертона. Основные недостатки бюрократической организации он видел в узкой специализации функций, конформизме, неспособности чиновников принимать самостоятельные решения, стремлении поставить свои интересы выше инте­ресов общества. Главное для бюрократии - самосохранение системы, что приводит к подмене реально­го выполнения важных для общества целей и задач рутин­ной деятельностью по формальному исполнению должно­стных инструкций. При этом усиливаются корпоративный дух, «кастовость», замкнутость бюрократической органи­зации.

Проблема противоречия между бюрократическими прин­ципами управления и творческой инновационной деятель­ностью стала предметом социологического анализа совре­менного французского исследователя М. Крозье. В своих работах он убедительно показал, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений пре­пятствует инновационной деятельности. Иерархическая сис­тема власти предполагает оценку действий подчиненных в соответствии с внутренними инструкциями и приказами, регулирующими деятельность организации. Однако знания и способность к инновациям не могут передаваться в при­казном порядке. Практикуемые меры поощрения в бюрокра­тической организации также не способствуют творчеству, а культивируют конформизм поведения сотрудников.

Сдерживание бюрократией развития инновационных процессов обусловлено и тем, что она стремится к одно­типности в организационных системах. Между тем именно многообразие задач, функций и элементов организации создает возможность для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования, американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что организации, выполняю­щие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. Напротив, решение сложных про­блем, скорее, требует не иерархической, а горизонтальной структуры организационных связей, более демократичных менее формализованных.

Несмотря на многочисленные недостатки, следует отметить, что бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохра­нит свою работоспособность в качестве формы управления






Сейчас читают про: