Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема №4




Социальные институты

Социальный институт (от лат. institutum — установле­ние, учреждение)— одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре

социальные институты определяются как относительно ус­тойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивает­ся устойчивость связей и отношений в рамках социаль­ной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую попу­лярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удо­влетворения определенной социальной потребности. Не­редко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наибо­лее важные сферы человеческой деятельности и организу­ющих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического со­циального образования, призванного обеспечить воспро­изводство общественных отношений, надежность и регу­лярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устой­чивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную об­щественную конструкцию, в основе которой лежат норма­тивные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуще­ствляющих конкретную функцию (семья, религия, поли­тика, образование, наука, государство), а с другой — сис­тема норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социаль­ном институте содержатся самые общие и универсаль­ные ценностно-нормативные образцы поведения, ориен­тированные на реализацию базовых потребностей чело­века и общества.

Деятельность любого социального института определя­ется: 1) набором специфических социальных норм и пред­писаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, иде­ологическую и ценностную структуру общества, что по­зволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций можно выделить следующие основные социальные институты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее южную функцию — биологическое воспроизводство населения;




экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность
общества и его функционирование как целостной системы
государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ори­ентированные на создание, развитие и распространение на­учных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества, отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто пополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов.



6.Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупности учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в coдержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Coциологи выделяют пять групп таких общих признаков:

1. установки и образцы поведения (для института се­мьи— привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);

2.культурные символы (для семьи— обручальные коль­ца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн, для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

3.утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

4. устные и письменные кодексы поведения (для rocyдарства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

5. идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и приоритета социального института, вырождении его функ­ции и символическую, ритуальную деятельность, лишенную целей.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер,но всегда осознаются людьми.

7. Институционализация и развитие социальных институтов

Институционализация чаще всего понимается как про­цесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и скрепление социальных норм, правил, статусов и ролей приведение их в систему, способную удовлетворять со­циально значимые потребности.

Институционализация как процесс образования coциального института включает следующие последовательные этапы:

• возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

• формирование общих целей;

• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методе проб и ошибок;

• возникновение процедур, связанных с этими норма и правилами;

• формализацию норм, правил, процедур, т.е. их практическое применение;

• установление системы санкций для поддержания нор и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

• создание системы соответствующих статусов и ролей;

• организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

1. появлением новых социальных институтов;

2. изменением и совершенствованием уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь, как правило, связан с радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь включает два варианта:

1. развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, уч­реждений (так, из общесудебной системы был дифферен­цирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт);

2. развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирую­щихся рыночных отношений).

Таким образом, институционализация — это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционализация позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

Социальные группы и общности (4 часа).

План:

1. Социальная группа и социальная общность: понятие и признаки.

2. Классификация социальных групп.

3. Квазигруппы и их разновидности.

4. Глобальные социальные группы.

5. Малые группы.

6. Групповая динамика.

7. Социальные организации и движения.

8. Бюрократия как тип социальной организации.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 568; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9548 - | 7480 - или читать все...

 

18.207.238.169 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.