double arrow
Тема №4

Социальные институты

Социальный институт (от лат. institutum — установле­ние, учреждение)— одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре

социальные институты определяются как относительно ус­тойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивает­ся устойчивость связей и отношений в рамках социаль­ной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую попу­лярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удо­влетворения определенной социальной потребности. Не­редко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наибо­лее важные сферы человеческой деятельности и организу­ющих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического со­циального образования, призванного обеспечить воспро­изводство общественных отношений, надежность и регу­лярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устой­чивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную об­щественную конструкцию, в основе которой лежат норма­тивные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуще­ствляющих конкретную функцию (семья, религия, поли­тика, образование, наука, государство), а с другой — сис­тема норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социаль­ном институте содержатся самые общие и универсаль­ные ценностно-нормативные образцы поведения, ориен­тированные на реализацию базовых потребностей чело­века и общества.




Деятельность любого социального института определя­ется: 1) набором специфических социальных норм и пред­писаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, иде­ологическую и ценностную структуру общества, что по­зволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.



В зависимости от целей и задач, выполняемых функций можно выделить следующие основные социальные институты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее южную функцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность
общества и его функционирование как целостной системы
государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ори­ентированные на создание, развитие и распространение на­учных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества, отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто пополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов.

6.Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупности учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в coдержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Coциологи выделяют пять групп таких общих признаков:

1. установки и образцы поведения (для института се­мьи— привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);

2.культурные символы (для семьи— обручальные коль­ца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн, для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

3.утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

4. устные и письменные кодексы поведения (для rocyдарства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

5. идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и приоритета социального института, вырождении его функ­ции и символическую, ритуальную деятельность, лишенную целей.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер,но всегда осознаются людьми.

7. Институционализация и развитие социальных институтов

Институционализация чаще всего понимается как про­цесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и скрепление социальных норм, правил, статусов и ролей приведение их в систему, способную удовлетворять со­циально значимые потребности.

Институционализация как процесс образования coциального института включает следующие последовательные этапы:

• возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

• формирование общих целей;

• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методе проб и ошибок;

• возникновение процедур, связанных с этими норма и правилами;

• формализацию норм, правил, процедур, т.е. их практическое применение;

• установление системы санкций для поддержания нор и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

• создание системы соответствующих статусов и ролей;

• организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

1. появлением новых социальных институтов;

2. изменением и совершенствованием уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь, как правило, связан с радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь включает два варианта:

1. развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, уч­реждений (так, из общесудебной системы был дифферен­цирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт);

2. развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирую­щихся рыночных отношений).

Таким образом, институционализация — это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционализация позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

Социальные группы и общности (4 часа).

План:

1. Социальная группа и социальная общность: понятие и признаки.

2. Классификация социальных групп.

3. Квазигруппы и их разновидности.

4. Глобальные социальные группы.

5. Малые группы.

6. Групповая динамика.

7. Социальные организации и движения.

8. Бюрократия как тип социальной организации.






Сейчас читают про: