Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение)— одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре
социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.
Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций можно выделить следующие основные социальные институты:
• институт семьи и брака, выполняющий наиболее южную функцию — биологическое воспроизводство населения;
• экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
• политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность
общества и его функционирование как целостной системы
государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);
• социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества, отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто пополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов.
6. Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупности учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в coдержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Coциологи выделяют пять групп таких общих признаков:
1. установки и образцы поведения (для института семьи— привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);
2.культурные символы (для семьи— обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн, для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);
3.утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);
4. устные и письменные кодексы поведения (для rocyдарства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);
5. идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).
Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и приоритета социального института, вырождении его функции и символическую, ритуальную деятельность, лишенную целей.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер,но всегда осознаются людьми.
7. Институционализация и развитие социальных институтов
Институционализация чаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и скрепление социальных норм, правил, статусов и ролей приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности.
Институционализация как процесс образования coциального института включает следующие последовательные этапы:
• возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
• формирование общих целей;
• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методе проб и ошибок;
• возникновение процедур, связанных с этими норма и правилами;
• формализацию норм, правил, процедур, т.е. их практическое применение;
• установление системы санкций для поддержания нор и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
• создание системы соответствующих статусов и ролей;
• организационное оформление возникшей институциональной структуры.
Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.
Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:
1. появлением новых социальных институтов;
2. изменением и совершенствованием уже сложившихся социальных институтов.
Первый путь, как правило, связан с радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений.
Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь включает два варианта:
1. развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (так, из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт);
2. развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирующихся рыночных отношений).
Таким образом, институционализация — это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционализация позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.
Социальные группы и общности (4 часа).
План:
1. Социальная группа и социальная общность: понятие и признаки.
2. Классификация социальных групп.
3. Квазигруппы и их разновидности.
4. Глобальные социальные группы.
5. Малые группы.
6. Групповая динамика.
7. Социальные организации и движения.
8. Бюрократия как тип социальной организации.