Социальные организации

Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на ос­нове определенных правил и процедур.

Известный российский социолог А.И. Пригожий выде­ляет следующие признаки социальной организации:

• целевую природу;

• распределение членов организации по ролям и статусам;

• разделение труда и специализацию функций;

• построение по вертикальному (иерархическому) прин­ципу;

• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

• целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Целизадания — это оформленные как программы об­щих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием па­циентов в поликлинике, исследования в НИИ— все это мели — задания, определяющие смысл существования этих организаций).

Целиориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию.

Целисистемы — это цели, продиктованные стремлени­ем сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации суще­ствует множество вторичных, производных, промежуточ­ных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение каче­ства работы и др. Каждое подразделение организации име­ет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский со­циолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены ко­торых объединяются на добровольной основе (политиче­ские партии, профессиональные союзы, клубы, религиоз­ные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (ар­мия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) ути­литарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преиму­щественно следующие виды социальных организаций:

деловые организации, членство в которых обеспечива­ет работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);

ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, со­циокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т.д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структу­рам, подчинению и т.д.) и представителями других общественных наук.

Важный аспект социологического исследования социальной организации связан с изучением вопросов ее уп­равления. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специали­стом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предпо­лагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации; рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядитель­ство с целью оптимизации функционирования организа­ции; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисципли­ной в соответствии с существующими правилами и нор­мами.

Современные организации имеют более сложную систе­му управления, которой присущи следующие характеристики:

• выработка стратегии управления организацией;

• деятельность по руководству персоналом организации;

• получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;

• рациональное распределение ресурсов организации;

• проведение кадровой политики;

• ведение деловых переговоров;

• внедрение принципов инновационного управления;

• распространение рекламы;

• планирование и проектирование работы в организа­ции;

• контроль и координация действий работников.

Внутри социальных организаций могут складываться неформальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с тем групповые нормы, присущие неформаль­ным отношениям, могут иногда негативно сказываться на эффективности работы организации. Поэтому руководители организаций должны учитывать наличие неформальных связей и отношений, направляя их развитие в русло кон­структивного взаимодействия.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению амери­канского социолога У. Уайта, современный человек —это «человек организации». Организация требует от него ори­ентацию на рациональный стиль поведения, компетент­ность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно ра­ботающей организации. Социология призвана решать со­циальные проблемы оптимизации условий функциониро­вания социальных организаций.

7. Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динами­кой, которая отражает происходящие в группе процессы, подверженные определенным закономерностям. В целом под групповой динамикой понимается процесс взаимодейтвия членов группы на основе взаимозависимости и взаи­мовлияния в целях удовлетворения как личных, так и груп­повых интересов.

Групповая динамика предполагает:

1. формирование структуры группы;

2. изменение статуса группы (прогресс или регресс);

3. флуктуацию, т.е. возможное неоднократное измене­ние позиции индивида в структуре группы;

4. руководство и лидерство;

5. формирование групповых ценностей и группового мнения;

6. возникновение конфликтов и их разрешение;

7. воздействия на членов группы с целью их спло­чения.

Одна из важных характеристик групповой динамики — способ коммуникации в малой группе (т.е. как осуществлются непосредственное взаимодействие и обмен информацией между членами группы). Все способы коммуникации подраз­деляются на два основных типа: централизованные («штур­вал», «веер») и децентрализованные («круг»). Первые эф­фективны при выполнении оперативных заданий, вторые — в творческой работе. Возможны смешанные варианты ком­муникации.

Эффективная коммуникация повышает уровень удов­летворенности групповыми отношениями и, в конечном счете, способствует росту групповой сплоченности. При анализе групповой сплоченности социологи выделяют пе­ременные, соответствующие причинам и следствиям симпа­тий. Сюда относятся частота взаимодействия, стиль руко­водства, статусные и поведенческие характеристики членов группы и др. Последствиями симпатий являются благопри­ятная оценка межличностного взаимодействия, рост ком­фортного поведения, возможное повышение эффективно­сти группы и т.д.

Для социологов выделение этих переменных особенно важно в методическом плане, так как они имеют ярко вы­раженный эмпирический характер и могут четко фиксиро­ваться в ходе проведения конкретных социологических ис­следований.

В целом жизнь малой группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равно­весия и его нарушения. Поэтому особое значение имеют выявление конфликтов и их разрешение. Конфликт преодо­левается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. При всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Считается, что конструктивное разрешение конфликта определяют следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта; 2) открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Таким образом, изучение малых групп имело большое значение для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и на­ходятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: