double arrow

Социальная стратификация

Литература.

Темы рефератов.

Тема №5

Социальная стратификация и социальное неравенство (4 часа).

План:

1. Социальная стратификация.

2. Типы стратификационных систем.

3. Стратификация современного российского общества.

4. Причины социального неравенства: подходы в науке.

5. Социальная мобильность: понятие и разновидности.

6. Социальные статусы.

7. Социальная роль как динамический аспект социального статуса.

1. Теория социальных элит В. Парето

2. Особенности стратификационной системы в зарубежных странах.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология : учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М. : Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum —-слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в соци­альном положении его членов. Социальная стратифика­ция — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт) Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственно­сти, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэкви­валентного обмена результатами человеческой деятельности.




Для определения принадлежности к той или иной соци­альной страте социологи предлагают самые различные пара­метры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) по­литическую (по критериям влияния и власти); 3) профес­сиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).



В свою очередь основоположник структурного функци­онализма Т. Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации:

• качественные характеристики членов общества, кото­рыми они обладают от рождения (происхождение, родствен­ные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой дея­тельности и т.д.);

• характеристики, связанные с владением материальны­ми и духовными ценностями (богатство, собственность, про­изведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т.д.).

В современной социологии, как правило, выделяют сле­дующие основные критерии социальной стратификации:

доход — количество денежных поступлений за опре­деленный период (месяц, год);

богатство — накопленные доходы, т.е. количество на­личных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть — способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность лю­дей с помощью различных средств (авторитета, права, на­силия и др.). Власть измеряется количеством людей, на ко­торых распространяется принимаемое решение;

образование — совокупность знаний, умений и навы­ков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образо­вания измеряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование — 4 года, не­полное среднее образование — 8 лет, полное среднее обра­зование— 10 лет);

престиж — общественная оценка значимости, привле­кательности той или иной профессии, должности, опреде­ленного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретно­му виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют со­вокупный социально-экономический статус, который яв­ляется обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и дру­гие критерии выделения страт в обществе. Так, американ­ский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) ре­лигиозная или ритуальная чистота; 5) положение родствен­ников; 6) этническая принадлежность. Французский соци­олог А. Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиции проводится не по от­ношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации: господствующее положение зани­мает тот, кто владеет наибольшим объемом знаний и ин­формации.

В современной социологии существует множество мо­делей социальной стратификации. Социологи преимуще­ственно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет при­мерно 5-7%, среднего — 60-80% и низшего класса — 13-35%.

К высшему классу относятся лица, занимающие наибо­лее высокие позиции по критериям богатства, власти, пре­стижа, образования. Это влиятельные политики и обще­ственные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представите­ли научной и творческой интеллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие пред­приниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сфе­ры, врачи, юристы, преподаватели, представители науч­ной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-техничес­кие работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

По мнению большинства социологов, средний класс пред­ставляет собой своеобразный социальный стержень обще­ства, благодаря которому оно сохраняет устойчивость и ста­бильность. Как подчеркивал известный английский философ и историк А. Тойнби, современная западная цивилиза­ция — это прежде всего, цивилизация среднего класса: за­падное общество стало современным после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие до­ходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т.д.), а также различные деклассированные элементы (хроничес­кие безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деле­ние внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

высший высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурса­ми власти, богатства и престижа);

низший высший класс («новые богатые», не имею­щие знатного происхождения и не успевшие создать мощ­ные родовые кланы);

высший средний класс (адвокаты, предпринимате­ли, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, де­ятели культуры и искусства);

низший средний класс (клерки, секретари, служа­щие и другие категории, которые принято называть «белы­ми воротничками»);

высший низший класс (рабочие, занятые преиму­щественно физическим трудом);

низший низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элемен­ты).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составля­ет самостоятельную группу, которая занимает промежуточ­ное положение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низшую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе — три слоя: высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, ле­жащих внутри одного из трех основных классов — бога­тых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает не­равенство между людьми, которое проявляется в их соци­альной жизни и приобретает характер иерархического ран­жирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходи­мостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддержива­ется различными социальными институтами, постоянно

воспроизводится и модернизируется, что является важным условием нормального функционирования и развития лю­бого общества.






Сейчас читают про: