double arrow

Сущность и структура манипулирования

В самом общем виде под манипулированием понимается такой вид взаимодействия между людьми, при котором один из них (манипулятор) сознательно пытается осуществить контроль за поведением другого (манипулируемого), побуждая его вести себя угодным манипулятору образом: совершать какие-либо действия (например, голосовать за кого-либо, работать сверхурочно, выполнять чужие служебные обязанности и т.д.), а от каких-либо отказываться. Причем это делается таки образом, что манипулируемый не осознает себя объектом контроля. У него появляется некоторый стимул к изменению своего поведения угодным манипулятору образом, этот стимул представляется манипулируемому внутренним, возникшим в результате какого-то самостоятельного рассуждения.

По содержанию манипулирование – форма управления, при которой игнорируются цели и интересы объекта управления. По форме манипулирование – это социально-психологический обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера.

Социальная практика свидетельствует, что понятие «манипуляция» употребляется в следующих значениях. Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов скрытого принуждения людей. Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п. В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации.

Целевая коммуникация, где в самой коммуникации внешняя для нее цель не объявляется открыто или, более того, скрывается специальными средствами, является манипуляционной коммуникацией.

Способы тайного принуждения людей в различных культурах широко применяются в разнообразных сферах социального взаимодействия. В самом общем виде традиционными областями их использования выступают дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб, конкурентная борьба в экономической сфере, политическая борьба. Деятельность соответствующих организационных структур в этих сферах как бы пронизана сетью человеческих взаимоотношений и контактов. От решений конкретных людей с их личностными характеристиками, индивидуально-психологическими особенностями, собственным жизненным и профессиональным опытом, от их симпатий и антипатий, привычек, взглядов, привязанностей и т.п. зависят судьбы и благополучие или неблагополучие множества других людей, важные социальные, экономические и политические изменения в обществе.

Использование тайного принуждения людей в этих сферах характеризуется некоторыми специфическими особенностями, которые отличают использование способов скрытого психологического принуждения в повседневной жизни большинства людей. Во-первых, это наличие и использование специальных процедур выбора объектов и технологий воз действия (способы, средства, временная последовательность и территориальное распределение и т.д.). В качестве объектов могут выступать конкретные лица, социальные группы и организации, население определенных регионов и стран. Во-вторых, наличие организационных структур (управлений, отделов, департаментов, частей, подразделений и т.п.) и специалистов по применению методов скрытого психологического принуждения людей. В-третьих, наличие специальных структур и процедур выявления признаков использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них.

При рассмотрении способов тайного принуждения человека можно выделить две основных группы ситуаций, различающихся по специфичности условий и используемым технологиям психологического воздействия. Во-первых, ситуации, в которых человек является объектом воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации. Во-вторых, ситуации, в которых человек становится объектом воз действия и использования способов скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни.

Причинами, толкающими руководителя, лидера, партнера к манипуляциям, могут выступать: 1) изначальное несовпадение интересов; 2) невозможность компромисса или неспособность его достижения; 3) объективное или субъективно осознанное отсутствие эквивалента удовлетворения и вынужденная замена его суррогатом.

Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает:

- планирование воздействия;

- сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

- подстройка к адресату воздействия;

- организация ситуации воздействия;

- подготовка адресата;

- понуждение адресата к действию.

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами.

Физические условия предполагают выбор места воздействия (или его специальную организацию) и сенсорный комплекс, с ним связанный.

Культурный фон включает учет особенностей ситуации общения, определяемых культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями вынесения суждений, системой предрассудков и т.п.

Социальный контекст предполагает учет совокупности переменных общения как реальных, так и условных на макро- и микросоциальном уровнях, а также распределение статусно-ролевых иерархий, социально-ролевых и статусных предписаний, взаимные ожидания, обусловленные ими, нормы отношений, социальные сценарии общения.

Подготовка манипуляции, как правило, связана с созданием факторов (или использованием уже имеющихся), повышающих у адресата вероятность ожидаемых реакций. Это, прежде всего изменение состояния адресата, увеличение его подверженности постороннему влиянию, дестабилизация его самооценки, повышение внушаемости через потребность в защите, самоидентификации, изоляцию; тотальность воздействия.

Проведение манипуляции связано либо с созданием стандартной, либо нестандартной социальной ситуации и с выбором "мишеней воздействия" (психических структур, при помощи которых и осуществляется манипуляция).

"Мишени" могут быть классифицированы следующим образом:
- побудители активности (потребности, интересы...);

- регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования);

- когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т.д.);

- операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность);

- психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д.).

Каждый вид "мишеней" предполагает использование релевалентных им техник воздействия. При этом манипуляция предполагает "изготовление" и внедрение таких "мишеней", поражение которых вызывает оптимально-необходимый манипулятору эффект. Данная ориентация связана с целенаправленным производством побудителей активности (потребностей, интересов, идеалов и т.п.) с формированием регуляторов деятельности (смысловых, целевых, операциональных установок), с созданием необходимых когнитивных структур, с формированием необходимого операционального состава деятельности и заранее спланированного психического состояния (дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, зависимость, нерешительность, подавленность, растерянность, депрессивность, эйфория, энтузиазм и т.п.).

Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией:

- эмоционального (эмоциональный резонанс, сопереживание, соучастие);

- знакового (метасенсорика, миманс, настрой);

- операционального (установление эффективной обратной связи);

- предметного (расшифровка кода сообщения, информационный резонанс);

- "присоединение" (самоподдерживающийся контакт в силу положительного смыслового, эмоционального, мотивационного отношения к нему).

Контакт нацелен на формирование психологического пространства взаимодействия. Любое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из коммуникаторов инициируется, специфическим образом организуется, направляется и контролируется. Благодаря этому осуществляется целенаправленное психологическое и информационное давление.

Субъект манипулирования - лицо или группа лиц, в интересах которых осуществляется манипулирование. Субъекты манипулирования прежде всего должны прекрасно владеть формами вербального воздействия, они должны обладать энергией, волей, амбивалентными моральными установками, фанатизмом, целеустремленностью, верой в себя, установкой на незаменимость.

Объекты манипуляции - ведомое большинство.

Как правило, используются две модели манипулирования: "психическая" и "рациональная".

"Психическая модель" использует автоматические реакции индивида, группы на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования связана с отбором стимулов, вызывающих необходимую реакцию.

"Рациональная модель" связана с осмысленным и хорошо продуманным обманом. Эта модель сопряжена с использованием ряда приемов: сокращение и дозирование доступной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации; активизация пропаганды, тенденциозной информации; информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов.

Приемы манипуляторов весьма и весьма разнообразны. Некоторые приемы манипуляции могут быть использованы и в бизнесе, и в семейной жизни, и на улице при встрече со случайным прохожим, и много еще где. Эти приемы универсальны. Нельзя сказать, когда они эффективнее, а когда нет. Все зависит от конкретного исполнения. Также это зависит от той ситуации, в которой проводится прием, поскольку важны все предшествующие приему события.

Роли манипуляторов тоже могут быть самыми разными. Три наиболее распространенные роли: доминирующая; пассивная; безразличная.

Доминирующая роль манипулятора определяется, прежде всего, его силой и активностью. Такой манипулятор использует психологическое карате. Он указывает, помыкает, распоряжается, оценивает, дает советы, давит, контролирует, злоупотребляет своей властью.

Пассивная роль. Манипулятор, играющий пассивную роль, прикидывается жертвой, незнайкой, неумехой, простачком. У него одна задача — переложить всю свою ответственность на окружающих его людей. Он все время принижает свою значимость и мастерство. Он, абсолютно не стесняясь, просит о помощи окружающих людей. Пассивный манипулятор — большой льстец. Он в полной мере владеет искусством комплимента и лести. И иногда трудно понять, где лесть, а где комплимент.

Безразличная роль. Манипулятор разыгрывает полное безразличие ко всему происходящему вокруг. Надо понимать, что это лишь внешнее равнодушие. Сила такого манипулятора в его безразличии, пусть даже мнимом. Он осторожен и холоден. Он сам выбирает, с кем и когда вступать в контакт. Он никогда никому не будет сопереживать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: