Массовое манипулирование

Когда мы говорим о массах, должны заметить удивительную особенность психики человека, попадающей в сферу воздействия на него психики других людей: после того, как человек попал в толпу – он спускается на несколько ступенек вниз по лестнице цивилизации. А значит становится доступен для применения в отношении себя различенных манипулятивных методик. Ибо в толпе – для руководства оной – реализуются более примитивные механизмы управления, нежели чем в организованных группах, где еще уместны рациональные доводы, согласование мнений и формальный приказ. В толпе подобное не действует, ибо толпа это стихийное образование, а значит там вступают в силу первобытные инстинкты, оттого и толпой может управлять вождь, по типу первобытных вождей или оголтелых фанатиков навроде фюрера 3-го Рейха и еже с ним.

Поэтому мы должны говорить о существующих законах массообразования, помогающих нам понять механизмы поведения масс. В той или иной степени подобные законы базируются на знании законов и механизмов функционирования психики. Остановимся подробней.

Как известно, ведущую роль в восприятии человека с реальностью играет сознание и подсознание (или бессознательное психики). Таким образом, психика индивида состоит из двух слоев — сознания и подсознания. От подсознания зависит выполнения индивидом скрытых, сублиминальных воздействий. (Т.е. тех воздействий, которые посредством соответствующих установок вводят в подсознание манипуляторы закладывая и формируя там соответствующие паттерны запрограммированного поведения такого человека).

Бессознательное также представлено двумя слоями: личное бессознательное и коллективное бессознательное (или т.н. филогенетическая память). Пребывая в толпе, люди бессознательно подчиняются законам массового поведения. Происходит это вследствие наличия в психике любого человека архетипических составляющих, заложенных туда -- частично еще до его рождения (опыт предков), а частично сформированному в результате личного опыта каждого индивида.

В итоге, мы должны говорить, что личное бессознательное формируется при жизни индивида посредством активации его репрезентативных (аудиальной, визуальной и кинестетической) и сигнальных систем организма (чувство, запахи, и т.п.), а формирование коллективного бессознательного напрямую зависит от опыта человечества, опыта предшествующих поколений.

При необходимости спрогнозировать поведения отдельного человека необходимо сначала заложить в его подсознание необходимые установки, а после активировать их путем введения информации имеющей схожую кодировку, направленную на усиление раннее заложенной (словесную, или, например, на запах, зрительный образ, какое-либо действие и т.п.).

Однако в массообразованиях действуют иные механизмы. Любое массообразования подразделяется на толпу и массу. Толпа – это хаотичное скопление отдельных людей собранных в одном месте. Если толпе дать идею – она превратится в массу. При желании вы можете поменять местами название масса и толпа, ибо и одно и другое означает суть одно: отдельные люди собираются вместе. Отдельные – ибо у каждого свои жизненные интересы, цели и задачи. Собираясь вместе – они могут собраться случайно или рассчитывая на временный интервал совместного нахождения. Тогда как если таких собранных вместе людей увлечь – то эту массу или толпу (назовите как вам будет угодно) можно направить на все что хотите, и своим хаотичным единством толпа снесет все на свеем пути. Направить – значит увлечь идеей и указать путь.

Когда мы управляем массой, такую массу обязательно необходимо увлечь какой-либо идеей. И требовать фанатичного подчинения лидеру, становившемуся в этом случае вождем массы.

Лидера (вождя) толпа может выбрать самостоятельно или же – путем манипуляций – необходимо добиться занятия данной «должности». При этом лидеру следует удерживать власть, подкрепляя собственные властные полномочия соответствующими властными действиями помня о том, что люди по природе своей хотят подчиняться кому-то одному, ибо при объединении в массу у них снимаются страхи и любые тревоги, а это дорогого стоит, ибо за это любой человек вполне готов заплатить своей свободой в принятии решений.

Таким образом, понимая, что в массе образуется особый род безличностной коллективной души (когда исчезают все признаки, свойственные цивилизованному человеку и берут вверх инстинкты), подобную особенность массообразования любому лидеру необходимо правильно использовать.

Основной признаки свойственные массовому поведению: подчинение своего «Я» - «Я» коллективному. Пребывая в массе, человек испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать. Другими словами, когда человек находится в толпе, в массе, он может быть самим собой. Он может дать волю всем своим древним природным инстинктам. Всему тому, что вынужден скрывать, живя в современном культурном обществе. Потому как культура накладывает незримый отпечаток на поведение индивида. Если в душе определенная часть индивидов желала бы руководствоваться принципами жизни древнего человека (с его архаическими инстинктами), то с развитием цивилизации подобные желания приходится усмирять. В итоге наблюдается развитие различной симптоматики заболеваний психики.

Еще одним принципом массообразования является т.н. эффект заразительности, когда в толпе становится заразительно любое действие и чувство и притом в такой сильной степени, что индивид легко жертвует личным интересом в пользу интересов общего.

Понимание данного факта упирается в развитие и существование цивилизации и культуры, потому как с развитием цивилизации культура накладывает на каждого индивида отпечаток в виде существования определенных норм и запретов, существующих в обществе. С помощью этого общество вырабатывает законы существования индивида в цивилизованном мире, и выйти за рамки этих законов — значит подвергнуться определенному наказанию в виде вступления в действие механизмов пенитенциарной системы и фискальных органов. А в толпе каждый индивид обезличен и может совершать любые противоправные деяния, не думая о наказании, ибо думать — это уже прерогатива сознания, а в толпе берут вверх бессознательные инстинкты.

Таким образом, находясь в толпе, индивид подчиняется внутренним законам толпы, т.е. делает то, что делают другие представители толпы. В итоге толпа (масса) подчиняет индивида, блокируя его волю и сознание.

С позиции психофизиологии толпа актуализирует инстинкты правого полушария мозга (правое полушарие — мыслит образами, чувствами, а не разумом, в отличие от логики левого полушария мозга). Поэтому сознание индивида блокируется. Такой человек на какое-то время перестает мыслить логически и отдавать отчет в совершении собственных действий. Верх берут бессознательные, низменные инстинкты и человек начинает выполнять команды правого полушария мозга. Цензура психики, с ее критическим анализом к любой поступающей из внешнего мира информации, находится в левом полушарии, которое становится частично заблокированным в результате чрезмерной активации правого полушария.

Под заразительностью следует понимать циркулярную реакцию. Например, когда кто-то входит в помещение, где все смеются, такой человек бессознательно поддается общему веселью. Таким образом, циркулярная реакция — это взаимное заражение, и мы должны говорить, что циркулярная реакция стирает различия между индивидами в личном опыте и ролевой идентификации и уничтожает здравый смысл. А значит, в толпе актуализируются низшие и исторически примитивные пласты психики.

Исчезновение сознательной личности — главные черты, характеризующие толпу. Стоит какой-нибудь случайности свести этих индивидов вместе и все их поступки немедленно приобретают характер действий и поступков толпы. При этом, каковы бы ни были индивиды, составляющие толпу, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

При этом, заметим, практически любую толпу со временем охватывает коллективное возбуждение, в результате которого участники толпы становятся менее устойчивы к каким-либо воздействиям. И как следствие — рост безответственности, а значит и бессознательное желанию при совершении каких-либо поступков больше руководствоваться эмоциями и сиюминутными желаниями, нежели чем принципами здравого тестирования реальности.

Кроме того, повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом, неким чудодейственным образом вторгаясь в ее энергетику. В результате чего и нарастает общее коллективное возбуждение в массах. А у отдельных индивидов такое коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, быть может, и не свойственных им раннее форм поведения, и уже как следствие — изменение привычек и требований, выдвигаемых к себе как к личности; что может свидетельствовать об общем снижении порога цензуры собственной психики, а также устранении критичности в отношении информации принимаемой извне, и в целом значительно повышает подверженность данного индивида (и массы в целом) к суггестивным воздействиям (к внушению).

Другими словами, нам следует говорить о том, что у каждого человека в толпе формируется эмоциональное возбуждение вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное, в свою очередь, принадлежностью к какой-либо общей идее. В результате, человек в толпе, словно загипнотизированный одинаковыми поступками других членов толпы, автоматически (бессознательно) совершает те же самые действия. Иной раз совершает их с маниакальным наслаждением и свойственной в таких случаях жестокостью, совершает, потому что нахождение в толпе позволяет раскрепостить сознание и сделать раннее запрещенное законом (светским или Божественным), который доселе являлся единственным сдерживающим фактором на пути приоритета низменных желаний, отделяя людей от скотов. Потому что не сознательность сдерживает большинство людей от претворения в жизнь низменных желаний (убить, насиловать, мучить, пытать, и проч.), а страх перед последующим наказанием. Закон, большинство из нас сдерживает только закон. И чем он будет строже, когда за совершения преступлений будут уничтожать не только самих преступников, но и членов их семей вместе со всеми родственниками, друзьями и знакомыми, тем больше будут бояться преступники подобного рода деяний. Если бы легально начали продавать наркотики в стране, многие не удержались бы чтобы их хоть раз не попробовать. Хотя и до сих пор запрет на наркотики условен, ибо наркодилерам дают лишь сроки тюремного заключения (и то если докажут еще способствование их деяниям аппарат власти и фискальные органы, «крышующих» такого рода деятельность против граждан своей страны). Тогда как надо уничтожать и наркодилеров и весь их род и пособников их, а также друзей и тех и других, ибо, скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Вот тогда еще можно надеяться на какое-то искоренение этого зла.

Только запрет наказания останавливает любых цивилизованных людей от деяний против Закона. Например, если бы перестали наказывать за насилие и убийства, тот час бы в любой цивилизованной стране начались массовые убийства и изнасилования. Такова уж природа психики человека. Ведь психика то, что почти в неизменном виде дошло к нам с древних времен. И это психика именно тех людей, которые когда-то распяли Христа.

В толпе всегда значительно легче устраивать безобразия. Легче устраивать погромы, беспорядки, поджоги, массовые убийства. За это никто не осудит. Ведь виновника в данном случае как бы и нет. Виновны все. А значит и никто. И зачастую, то, что возможно совершить толпой — невозможно в одиночку. А то, что делает человек в толпе – никогда бы не сделал он один, если бы находился в трезвом уме и здравой памяти. Причем в толпе каждый индивид чувствует за собой мощь толпы. И это многократно увеличивает его силы и возможности.

Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, высокую степень культуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе, никогда не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма. Если здание цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение.

Толпа производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи и непреодолимой опасности. На мгновение она заменяет все человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя всегда ограничивали. Опасно массе противоречить. А обезопасить себя можно, следуя окружающему тебя примеру.

Слушаясь нового авторитета, индивид может выключить свою прежнюю совесть, предавшись при этом соблазну услады, безусловно испытываемой при отбрасывании торможения. Поэтому не удивительно, когда мы наблюдаем человека, совершающего, находясь в толпе, действия, ранее казалось бы ему не свойственные, потому что у человека, находящегося в толпе, под ее влиянием происходят глубокие изменения душевной деятельности. Его эффективность чрезвычайно повышается, а интеллектуальные способности понижаются, и оба процесса происходят в направлении уравнения себя с другими участниками толпы. Подобное возможно, потому что человек перестает тормозить свойственные ему первичные позывы и повиноваться тенденции подражания.

В итоге можно говорить, что отдельные индивиды могут вести какую-то свою, отличную от других индивидов жизнь, могут различаться в принадлежности к социальному классу, находиться на совсем различных ступеньках иерархической лестницы как в условиях жизни, так и в рамках какой-либо даже одной структуры, предприятия; да и вообще, люди могут значительно отличаться друг от друга,--но все это не будет играть никакой роли, если они окажутся объединены в толпу или массу. В этом случае каждый из них уже не принадлежит себе. И перед нами в итоге предстанет некое обезличенное чудовище. Которое будет готово выполнить любое желание и волю своего вождя. Того, кто возглавит эту массу. Массу, слившуюся в своем архетипическом единстве со своими предками из первобытного строя, когда все было намного проще, и в споре побеждал исключительно тот, кто сильнее.

Можно только удивляться, что тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут одновременно подпадать под влияние сильных эмоций и приобретать черты толпы. Стоит какой-либо случайности свести их вместе, чтобы все их поступки немедленно приобрели характер поступков толпы.

И наконец, еще одним качеством, которое весьма активно распространяется в толпе – является внушаемость.

Дело в том, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходившей от нее в особое состояние, весьма близкое к зачарованности, овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера. В этом случае, в понятии внушения содержится элемент непосредственности воздействия. И независимо, будет ли внушение производиться посторонним лицом при посредстве слова или такое внушение будет производиться при посредстве какого-либо впечатления, все равно, словесное это или какое-то иное внушение, везде такое внушение влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психику без соответствующей ее переработки (без анализа сознанием), благодаря чему происходит, как говорят агрономы, прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

И это важно понимать. Потому что внушение проходит сквозь сознание и воздействует сразу на чувства. Подобное весьма распространено в толпе, когда внушение, которое возбуждает у отдельных членов толпы одни и те же чувства, поддерживает одно и то же настроение, укрепляет объединяющую их мысль и поднимает активность отдельных членов до необычайной степени. Благодаря этому взаимовнушению отдельные члены толпы как бы наэлектризовываются, и те чувства, которые испытывают, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу могучим существом, сила которого растет пропорционально возвышению чувств отдельных ее членов.

В массе сила внушения берет перевес над убеждением и волей и приводит к событиям, свершить которые ранее воля и сознание долга были бы не в состоянии. Таким образом, внушение это слепая сила. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направляемы как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и безнравственным поступкам. Поэтому организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно тем целям, во имя которых они сформировались. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединившаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие.

Поэтому в руках блестящих ораторов имеется та сила, которая может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна привести к событиям, которые могут изменить ход истории.

Рассматривая вопрос проявлений агрессивности в толпе, можно выделить такие варианты агрессивного поведения толпы, как экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия.

Экспрессивная агрессия -- это агрессивное поведение, главной целью которого является обозначить свои потенциально агрессивные намерения и запугать оппонентов. Примеры подобных действий — ритуальные танцы, военные парады, или факельные шествия (вспомним фашистскую Германию).

Импульсивная агрессия — агрессивное поведение, спровоцированное каким-либо внезапно возникающим фактором, и достаточно быстро проходящее. Такая агрессия может носить импульсный характер, возникая как бы волнами, в виде своеобразных приливов и отливов агрессивного поведения.

Аффективная агрессия — агрессия толпы в данном случае носит временный характер. Это особое состояние, требующее немедленных жертв и разрушений. Как правило, жертвы в таких случаях превосходят достигаемые результаты.

Враждебная агрессия — характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому.

Инструментальная агрессия — одна из форм организованной агрессии, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Говоря о преобразованиях, которые психика индивида приобретает в толпе, выделяют следующие характеристики:

1) повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

2) снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации;

3) усиление внушаемости и уменьшение критичности по отношению к себе;

4) подавление массой чувства ответственности за поведение индивида;

5) появление чувства своей силы;

6) возникновение ощущения анонимности и безнаказанности своих действий.

Рассматривая вопросы объединения отдельных индивидов в массу, следует обратить внимание на такую особенность поведения в массах, как бессознательную подчиненность общим идеям, и, что самое главное, желание претворять в жизнь такие идеи, если они помимо прочего исходят от лидера, вождя. При этом следует говорить также о стремлении массы добиться расположения вождя, руководителя массы, его благодарности и одобрения поступкам. Даже можно сказать, что какие-либо поступки массы как раз совершаются и ради такого одобрения, и, в первую очередь, в результате соответствующего приказа вождя.

Кстати, называя руководителя массы вождем, мы считаем, что это слово наиболее подходит тем взаимоотношениям между толпой и их лидером. В таких отношениях действительно в большей мере превалирует именно слепое подчинение, и огромнейшее желание исполнить волю вождя. При этом массовый героизм в этом случае помимо других факторов основывается еще и на том свойстве человеческой психики, что при объединении в массу у разрозненных прежде индивидов исчезает страх. В том числе и страх перед какими-либо последствиями. Кроме того сила каждого индивида значительно увеличивается. И бессознательно появляется ощущение, что не только все — как один, но и один — как все. Каждый индивид, находясь в подобной толпе (массе), ощущает в себе силу других. В том и сила массы, что любой индивид не воспринимает себя разрозненно, а исключительно в единении с остальными. А вместе, как говорится, ничего не страшно.

Говоря о вождях массы, можно предположить, что в ряде случаев масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из своей среды. Но, несмотря на то, что такая потребность массы идет навстречу вождю, он все же должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. И сам вождь должен быть сам захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе, которую безвольная масса должна перенять у лидера, т.е. вождя.

Также заметим, что таким лидером редко становится мыслитель, потому как мысли рождают сомнения, а сомневаться перед толпой — для подчинения толпы — нельзя. Толпа понимает только силу и власть. Силу разума и убеждения. Авторитетность и нетерпимость представляют собой такие определенные чувства, которые легко понимаются и усваиваются толпой и так же легко применяются ею на практике, как только они будут ей навязаны. Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе (вспомним Гитлера). Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям.

Желательно также вождям (лидерам массы) дистанцироваться от массы, не показывать не только свои слабости, но и все то, что может быть расценено как слабости. При этом необходимо возвести вокруг себя некий ореол. Вещи, которые одевает вождь, или средства передвижения его, должны быть иными, чем у большинства представителей толпы, потому что толпа должна чувствовать, что вождь отличается от нее. И отличается не только своим разумом (толпа инстинктивно, т.е. бессознательно, наделяет вождей порой сверхъестественным разумом), но и что немаловажно — внешним видом. И даже если вождь ездит на том же транспорте, как и некоторые из представителей массы, она, масса, не должна видеть что этот так.

При этом важно обратить внимание, что в иных случаях вождь может представлять собой некую невротическую фигуру (А.Гитлер, Б.Муссолини), или наоборот — спокойного и расчетливого в своих действиях вождя (И.Сталин, В.Путин). Но и в том и в другом случае вождь должен быть исключительно уверен в своих действиях. И проявлять заботу, прежде всего, о людях. А в случае, если произойдут какие-то сбои — тут же найти виновных, и наказать тех; лучше всего прилюдно.

Кроме того, вожди должны создать в массах веру, все равно какую: религиозную, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею.

Управление массами строится вождями различными способами. Например, когда это необходимо — внушением и повторением простых истин. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями. Толпа желает видеть в своих героях такое же преувеличение чувств; их кажущиеся качества и добродетели всегда должны быть увеличены в размерах.

Одной из форм внушения можно считать личный пример. Например, когда бывает нужно на мгновение увлечь толпу и заставить ее совершить какой-нибудь акт. Когда же есть время, вожди действуют осторожнее, методично и уверено вдалбливая в сознание масс какие-либо установки посредством утверждения и повторения. Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу.

Также стоит отметить такую эффективную категорию подчинения масс, как заразительность в толпе, или подражание. Человек так же, как и животное, склонен к подражанию. Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние моды. Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса им подражает.

Однако обращаем внимание, что масса завораживает любого индивида, но не всех может подчинить. Правда, не подчиниться толпе можно одним способом — выйти из ее состава. В другом случае, общая индуцированность, разраставшаяся в массе, приведет к тому, что все индивиды в итоге окажутся подчинены единой идее.

Таким образом, мы можем заключить, что с позиции прикладного психоанализа толпу можно сравнить с первобытной ордой. Она импульсивна, изменчива, возбудима. Ею всегда руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными и жестокими, героическими или трусливыми. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами. Чувства массы всегда просты и гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет влиять на массу, не нуждается в логической проверке своей аргументации, а должен все описать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Толпа уважает силу и от своего героя требует силы и даже насилия.

Все перечисленное служит одним из доказательств того, что в наибольшей степени масса более охотно подчиняется фанатику, или же лидеру, с ярко выраженными харизматическими качествами. Также нам следует говорить, что в большинстве случаев у тех, кто стал участником массы, толпы, уже нет возможности (или подобная сведена на нет) противиться деяниям толпы. А значит такой индивид, став частью толпы, должен непременно подчиняться и ее законам, законам толпы. А какая-либо индивидуальность в данном случае не только неуместна, но и фактически бесполезна. Да и сам индивид, попадая в толпу — меняется, словно бы вынужденно подстраиваясь под нее и подчиняясь ее законам.

В итоге мы можем заметить, что, попадая в толпу, любой индивид вынужденно (бессознательно) меняет свои привычки, желания, наклонности, становившись частью толпы. Появление новых черт, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Основная из них заключается в том, что человек приобретает в толпе, благодаря численности толпы, сознание непреодолимой силы. Потому-то он и может дать волю удовлетворению тех инстинктов, которые тщательно скрывает, когда пребывает на обществе в одиночестве.

В наше время, с развитостью средств массовой коммуникации, мы можем предположить, что воздействовать на массы в какой-то мере стало легче, особенно если учитывать фактор всеохватываемости, управления гораздо большим количеством индивидов, прежде всего, путем программирования их сознания методами средств массовой коммуникации, информации и пропаганды. Причем с развитием современных СМИ, а также появлении большого количества эмпирических фактов результативности психотерапевтических методик в воздействии на массы, появляется возможность говорить о возможности воздействовать на психическое сознание масс с целью формирования масс в искусственные толпы. (Примеры т.н. бархатно-оранжевых республик в бывших советских республиках, в которых в результате полит.технологий и методик манипулирования массовым сознанием удалось свергнуть законное правительство.)

И при этом также следует говорить о том, что управляются массы (в том числе и на уровне бессознательного влияния), когда сначала провоцируется та или иная невротическая зависимость в массе (страх, невроз, волнение, беспокойство, депрессия, и т.п.), а позже лидер массы (вождь толпы) снимает подобную зависимость, освобождая каждого отдельного индивида массы от симптоматики невроза; и подобное становится возможным в результате тех эффектов, которые разрастаются в любой сосредоточенной массе как снежный ком, охватывая психическое сознание участников подобного массообразования, потому как мы хорошо помним, что в толпе всегда исчезают любые страхи и сомнения, которые если и могут оставаться в психике индивида, то только в случае, если он выйдет из толпы, отделится от нее. Но для этого нужно желать стать личностью. Что для подавляющего большинства участников толпы попросту невозможно. Причем какая-либо невротическая зависимость (инициированная определенного рода установкам со стороны манипуляторов) также легко исчезает и вследствие выполнения массой (толпой) команды вождя, олицетворяющегося в психике с архаичным отцом, сохранившимся в коллективном бессознательном каждого индивида.

Кроме того, представитель массы бессознательно идентифицирует вождя массы и со своим отцом, и значит и с собой. Это помогает выполнять приказы вождя, не сомневаясь как в необходимости их, так и в легитимности власти человека (вождя) отдающего такой приказ. Т.е. отсутствует принцип критичности, который не примерим в отношении своего отца. Подобная установка простирается в плоскости бессознательного психики, и в той или иной мере ей подвержен каждый индивид. Причем, если такой индивид пребывает в толпе, то в этом случае на его психику оказывает дополнительное влияние архетипические установки коллективного бессознательного, которые усиливают желание некритичного отношения к действительности и желания всецелого подчинения лидеру массу — вождю.

Таким образом, сравнивая вождя массы и архаичного отца, необходимо отметить, что в психике существует две психологии: психология массовых индивидов и психология отца как вождя. При этом, если отдельные индивиды массы были связаны, - отец первобытной орды был свободен. Его интеллект были независим, а его воля не нуждалась в подтверждении волей других. На заре истории человечества он был сверхчеловеком. До сих пор индивиды, пребывающие в массе, нуждаются в иллюзии, что все они равным и справедливым образом любимы вождем. Сам же вождь никого любить не обязан (вспомним Сталина). Вождь имеет право быть уверенным в себе и самостоятельным.

В итоге, первобытная орда относится к организации, посредством которой искусственная масса держится в руках. И этим средством является иллюзия, будто вождь любит каждого равным и справедливым образом. Это и есть идеалистическая переработка условий первобытной орды, где все сыновья одинаково боялись отца. Поэтому, идентифицируя вождя массы с отцом (как с архаичным, так и с собственным), каждый представитель массы, толпы, бессознательно готов выполнить любой приказ вождя, только лишь для того, чтобы заслужить его уважение, или хотя бы одобрение собственному поступку. Вспомним из истории, какое влияние на массы оказывал тот факт, что какой-нибудь из крупных военноначальников лично награждал отличившихся бойцов орденами и медалями.

Мы делаем заключение, что пребывая в толпе, отдельный индивид стремиться отождествиться с вождем, в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому вождю массы всегда легче управлять массой и толпой, чем разрозненными индивидами. Достаточно только производить впечатление силы и могущества, причем действие не обязательно должно распространяться на всех индивидов в массе. Используя принцип внушения, распространенный в массе, другие индивиды уже вполне могут индуцироваться (заразиться) от тех, кто попал под воздействия вождя, слившись с его образом, и тем самым, получая от него силу и исчезновение от собственного страха. Высвобождение иррациональных сил толкает к тому, что вождь становится решением проблемы существования масс. Поэтому любая партия или любое движение рано или поздно обзаведутся каким-нибудь лидером, живым или умершим.

Средства массовой информации, вследствие тех эмоций, которыми переполняется толпа при виде какой-нибудь поп-звезды или политического деятеля, делают нас участниками и современниками всех этих восторгов. Идолопоклонство перестало быть экзотикой. Народ легко переносится от желания свободы к жесткому подчинению власти одного человека, лидера, вождя. Причем, массы находят удовольствие в своем подчинении.

Тесная связь массы с вождем наблюдается также потому, что вождь, лидер, просто и наглядно предлагает толпам ответы на их вопросы. Интуитивно они хватаются за него, как за абсолютную истину, дар нового мира, обещание новой жизни. Сказав «да» вождю, масса легко меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придает ей как мужества переносить страдания, так и бесчувственности, необходимой для совершения насилия. Энергию, которую массы черпают в своих грезах и иллюзиях, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к любым целям.

Рассмотрим типы толпы.

Окказиональная толпа — случайная толпа, собравшаяся, например, посмотреть на какое-либо происшествие.

Конвенциональная толпа — заранее обусловленное каким-либо событием скопление людей (например, концерт, или боксерский матч).

Экспрессивная толпа — толпа, члены которой ритмично выражают одну эмоцию (например, радость, возмущение и т.п., проявляющиеся на митингах, футбольных трибунах и проч.

Экстатическая толпа — толпа, доводящая себя до экстаза выполнением каких-либо действий (например, шаманские пляски и проч.)

Действующая толпа —наиболее опасный вид коллективного поведения, который подразделяется на несколько подвидов: агрессивная толпа (доминанта — агрессия), паническая (доминанта — паника), стяжательная (доминанта — жадность), повстанческая толпа (подобная толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Пример - восстание на броненосце «Потемкин).

Кроме того, толпы делятся на активные и пассивные.

Одним из видов активной толпы является агрессивная толпа. Это толпа, которая вымещает свою внутреннюю (бессознательную) злобу (агрессию) на внешнем объекте. Также различают спасающуюся толпу, паническую, стяжательную (массовый грабеж) и демонстрирующую (демонстрация, протест). Причем спасающаяся толпа превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.

Рассматривая вопрос об условиях возникновения толпы, следует выделить два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. Например, экономические, социальные, политические и другие факторы, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, нагнетают чувства беспомощности и отчаяния. В условиях тоталитарного режима эти чувства не могут найти выхода в форме массовых и насильственных действий и поэтому трансформируются в состояние общественной апатии, чтобы при первой же возможности привести к ситуации социального взрыва.

Существуют также и естественные причины образования масс. Например:

— стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары),

— общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

— массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

— политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

— места массового отдыха (стадионы, площади и улицы городов и т.д.) и др.

Рассмотрим основные характеристики поведение индивида в толпе:

— У человека усиливается зависимость от толпы, и снижаются функции самоконтроля.

—Попадая в толпу, человек легко утрачивает свою индивидуальность. Становится «как все».

— Снижение интеллектуального уровня отдельного индивида при попадании в толпу.

— Информация в толпе подвергается постоянному искажению, распространяясь по коммуникативным контактам внутри толпы, от одного индивида другому. Каждый участник толпы бессознательно стремится адаптировать подобную информацию «под себя». Вследствие этого наблюдается резкое искажение информации и отличие ее от первоначальной.

— Человек в толпе способен поверить в самую необычную информацию или заведомо невыполнимые обещания, а также следовать абсолютно абсурдным лозунгам и т. п.

— В толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

— Находясь в толпе человек способен на нетипичные для него формы поведения, порой заметно отличающиеся от того его психоэмоционального состояния, когда он находится наедине с собой или вне толпы.

Следует обратить внимание на такую особенность, как управление толпой (массами). Можно предположить, что если существует какая-либо толпа (масса), то рано или поздно найдется кто-то, кто захочет такую массу подчинить. Причем подчинить, зачастую, для реализации собственных интересов (идей).

Если попытаться спектрально рассмотреть толпу, то заметим, что толпа имеет ядро и более разрозненно на периферии. При этом следует обратить внимание, что воздействие на толпу может быть различным. Например, можно воздействовать на периферию, и тогда начнет играть роль такой механизм психики масс как заражение (циркулярная реакция), появляющееся в том, что если кто-то, находясь в толпе, начнет выполнять какие-либо действия (особенно если это будет не один человек, а несколько), то через время остальные подхватят, и в этом случае толпа переключит свое внимание с недавнего объекта — на новый.

В то же время возможно и сразу воздействовать на центр толпы (на ядро), например через агентов, внедрившихся в толпу. Кроме того, иной раз, если ситуация начнет выходить из под контроля, рекомендуется жертвовать чем-то малым для того, чтобы спасти целое. Например, если толпа идет убивать каких-то людей (устраивая массовые погромы), то в этом случае вполне окажется желательным переключить внимание толпы на какой-либо попавшийся на пути крупный и пустой супермаркет, начав громить который толпа успокоится, переключившись на удовлетворение такого архаичного инстинкта в психике индивида как жажда обогащения.

В истории известен пример, когда в конце 60-х годов 20 века в Турции была запрещена коммунистическая партия, она находилась на полулегальном положении, вызывая сильную неприязнь у разного рода религиозных фанатиков. При очередном всплеске антикоммунистической истерии, толпа фанатиков, под барабанный бой и с криками «Аллах акбар!» бросилась на штурм здания, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). В разгар боя мимо по улице турецкого города неожиданно прошли четыре полуобнаженные американские блондинки. В итоге толпа фанатиков забыла зачем шла и удалилась вслед за девушками, во все глаза рассматривая их прелести.

Помимо прочего, толпа подчиняется ритму. Если толпа поймалась на ритм, ее можно удерживать в подобном состоянии пока продолжается музыка.

Впрочем, о воздействии музыки (ритма) на массовое психическое сознание знали давно, поэтому те же самые оркестры во время шествия военных парадов — ничто иное как подчинение психики масс единому ритму, с помощью которого становится возможно этими массами управлять.

Здесь также следует, на наш взгляд, вспомнить и о методе психического устрашения, который использовался во времена Гражданской войны, когда белогвардейские офицеры (чуть ли не в полной армейской выправке и не делая ни единого выстрела) шли ровными колоннами на пули красноармейцев, сея в рядах тех панику.

Можно также выделить четыре основные черты массы:

1. Масса хочет постоянно расти.

2. Внутри массы господствует равенство.

3. Масса любит плотность.

4. Массе нужно направление.

Кроме того обратим внимание на такую характеристику массы, как разрядка.

Под разрядкой следует понимать такое состояние, когда индивиды, находящиеся в массу, отбрасывают все различия, отделяющие их друг от друга в обычной жизни, и в массе становятся все как один. С равными условиями и правами. Тогда как в обычной жизни, вне массы, люди отличаются друг от друга по своим должностным, социальным, имущественным и прочим различиям. Человек, занимающий определенное место чувствует себя вправе никого к себе близко не подпускать. Его жизнь основана на чувстве дистанции: дом, которым он владеет и в котором запирается, должность, которую он занимает, положение, к которому он стремится, все служит тому, чтобы укрепить и увеличить расстояние между ним и другим. Освободиться от этого сознания дистанции можно лишь сообща. Именно это и происходит в массе. Разрядка позволяет отбросить все различия и почувствовать себя равными. В тесноте между людьми уже нет расстояния, каждый ощущает другого как самого себя, и испытывает от этого огромное облегчение. Ради этого мгновения люди иной раз и соединяются в массу.

Рассматривая факторы противодействия толпе, можно привести наличие такого способа, как исключение анонимности. Эффективность данного приема основывается на том факте, что в толпе любой индивид безличностен. Поэтому если какими-либо способами вычертить его индивидуальность (например, записью ФИО в результате проверки паспорта, или фотографированием на камеру), то в этом случае подобный индивид способен не реагировать на индуцированность (индукция = заражение) толпы, а значит таким способом, направленным на очерчивание зачинщиков, возможно привести толпу к распаду. Например, на крышах домов размещаются хорошо заметные камеры и высылаются мобильные группы телерепортеров.

Примеры использования суггестивных методик манипулирования над большими группами (массами) наряду со своей достаточной встречаемостью, показывает нам также и допустимость подобного воздействия, и эффективность его. Притом что у индивидов, собравшихся в какую-либо массу, уже фактически нет способа избежать манипулирования над собой, потому как, находясь в толпе, в массе, индивиды невольно уже вынуждены подчиняться т. н. эффектам толпы. И какая-либо индивидуальность в данном случае не только неуместна, но и фактически бесполезна. Да и сам индивид, попадая в толпу — меняется, словно бы вынужденно подстраиваясь под нее и подчиняясь ее законам, потому что мы уже замечали, что каковы бы ни были по своему интеллектуальному уровню индивиды, составляющие толпу, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

Для создания толпы необходим только повод. И тогда будет соблюдено одно из главных условий формирования толпы — накал социального беспокойства. Вожди массы и провокаторы, сознательно создавая у представителей толпы бессознательное чувство вины, страх, иные формы симптоматики невроза, формируют невротические установки, снятие которых становится возможно при выполнении условий, выдвигаемых вождем (манипулятором). Причем в толпе невроз отдельных индивидов передается друг другу посредством нарастания коллективного возбуждения, и запускается механизм манипуляций над ней: решения задач и выполнение требований поставленных манипулятором. Далее, уже как бы происходит какое-либо волнующее массу событие. Это событие приковывает внимание толпы. Тем самым вызывает у толпы некий интерес. А удовлетворение интереса вследствие поглощенности событием склоняет как отдельного индивида в частности, так и толпу в целом — к утрате части своего самоконтроля. А значит в итоге приводит к подчинению манипуляторам. Потому что, чем больше человека заводят эмоции, тем больше человек втягивается. Проявляя, фактически, способности к подчинению.

В результате получается, что толчея — порождает коллективное возбуждение. А коллективного возбуждение способствует тому, что индивиды становятся менее устойчивы к воздействиям на их психику со стороны власти (манипуляторов от власти), и в своих поступках больше руководствуются эмоциями и сиюминутными желаниями, нежели чем принципами здравого тестирования реальности (т.е. правое, животное, полушарие возобладает над левым, логическим).

Далее повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом, вторгаясь в ее энергетику. В результате чего в массах нарастает общее коллективное возбуждение. У отдельных индивидов такое коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, быть может, и не свойственных им раннее форм поведения, приводит к изменению привычек, и т. п., — что говорит об общем снижении порога цензуры собственной психики и устранении критичности в отношении информации принимаемой извне, и в целом значительно повышает подверженность данного индивида (и массы в целом) к суггестивным воздействиям (к внушению).

Рассматривая способы подчинения толпы, мы говорим о том, что у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение, вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь принадлежностью к какой-либо общей идее. Заметим также, что какая-либо толчея уже рождает первичный транс. А индивидам (или группой) находящимся в измененном состоянии сознания значительно легче управлять, прежде всего потому, что снижается порог критичности. И получаемая извне информация, фактически минуя цензуру психики, проходит сразу в сознание.

Когда мы говорим о манипулировании массами, то имеем в виду возможность подобного, основанную на таких эффектах толпы как заразительность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, фактическая безвластность. Внушение в толпе становится заразительным и как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает любое внушение. При этом внушение (когда поступает команда от лидера-манипулятора) тотчас же передастся вследствие заразительности всем другим участникам толпы, после чего возникает соответствующая готовность выполнять волю вождя (лидера массы).

У лиц, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Такая толпа легко любое действие, потому что все будет зависеть от природы возбудителя, а не от тех отношений, которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и интеллектом, противодействующим выполнению воли лидера массы.

Толпа, подчиненная бессознательным инстинктам, легко следует внушениям и, давая волю чувствам, не подчиняется влиянию рассудка.

Невероятное для толпы не существует, и это надо помнить, так как этим объясняется та необычная легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы.

При этом следует учитывать повышенную агрессивность толпы. Соответствующую агрессию толпы можно использовать в направлении, например, социальных изменений. Такие убеждения принимают специальную форму, которую можно определить как религиозное чувство. Это чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их и т.п. Относится ли это чувство к Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, по сути не имеет значения, ведь сверхъестественное и чудесное встречаются в таком чувстве в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм.

В вопросе манипулирования массами следует учитывать и такое обстоятельство, как уважение со стороны толпы к силе и авторитету. Причем, толпа обладает незаурядным воображением. А истинным источником мотивации толпы являются чувства. Поэтому применяемая какая-либо рациональная аргументация на толпу не действует; и т. к. рассуждения толпы основываются на свободных ассоциациях, то и возможный лидер толпы должен мыслить исключительно образами, и помимо применения трех методов воздействия — убеждения, повторения и суггестии (внушения), — использовать исключительную внутреннюю убежденность в собственной правоте.

Говоря о суггестивных механизмах в толпе, следует обратить внимание, что становятся возможны они в результате разрушения личностной структуры индивида и подчинении его общей идее толпы, в результате которой внушение, собственно, и становится возможно.

Резюмируя психологию поведения индивида в толпе, мы можем заметить, что в поведении индивида в массе характерно следующее:

— сознательная личность совершенно утеряна;

— воля и способность различения отсутствуют;

— все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанным вождем.

Законы толпы будут характеризоваться следующими позициями:

— толпа спонтанна и живет только настоящим;

— толпа непостоянна, безответственна, и легко подвергается различного рода внушениям;

— не имея каких-либо традиций, толпа руководствуется сиюминутными желаниями, и действует на основании единого порыва, направляющего ее.

Несмотря на то, что толпа является неким сосредоточением индивидов в одном месте, толпа не всегда отличается приверженностью каких-либо идей. Хотя и в случае последнего, данная толпа уже, большей частью, походит на единую, сплоченную массу, силу и возможности которой возможно использовать для претворения манипуляторами в жизнь любых идей и задач (от митингов до восстания и изменения руководства любым объектом, от завода до страны).

При этом толпа действительно до удивления легко отзывается на какие-либо манипуляции. Причем, заметим, толпа уже изначально предрасположена к этим манипуляциям вследствие того, что по своему интеллектуальному значению, собрание в одном месте даже высокоинтеллектуальных индивидов (сформированных в толпу) намного ближе к психике древних людей. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. Становится возможно это благодаря тому, что в толпе удивительно легко исчезает наносной пласт, сформированный культурой и цивилизацией. В результате чего толпа руководствуется собственным бессознательным. А в бессознательном любого индивида, как известно, независимо от количества веков минувших со времен первобытнообщинного строя, живет три основных желания древнего человека: убить, съесть, изнасиловать.

При этом, как мы выяснили, индивиды, объединенные в массу, достаточно свободно пользуются собственной ненаказуемостью вследствие достаточно сложного выявления фактически совершивших тот или иной проступок. В данном случае вполне допустимо, что виновны все и никто. При этом мы можем предположить, что такая реакция индивидов, заключенных в массу, вполне может свидетельствовать и о наличие некоего социального протеста, вызванного, как мы уже замечали раннее, влиянием цивилизации, культуры, сила которой держится на законах, а значит и на наказании преступивших закон. Тогда как отдельные деструктивные элементы собираются вместе. они уже ведут себя так, как говорит их бессознательное, т.е. первобытные инстинкты.

Напомним для закрепления понимания массы, толпы.

Масса напоминает вновь ожившую первобытную орду. Так же как в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда; поскольку массообразование обычно владеет умами людей, мы в нем узнаем продолжение первобытной орды. Мы должны сделать вывод, что психология массы является древнейшей психологией человечества; все, что мы изолировали как психологию индивидуальности, — выделилось из древней массовой психологии. Поэтому в толпе индивид способен жить по принципу несдерживаемого желания — будучи уверенным в собственной безнаказанности. И даже можно сказать, что именно эта безнаказанность, порождая новую безнаказанность, сподвигает его на совершение все новых и новых деяний. Тех, за которые в иных случаях он бы понес заслуженное наказание.

Появление новых черт, характерных для толпы, и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Заразительность представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Третья причина, и притом самая главная, — это восприимчивость к внушению; заразительность служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять это явление, следует вспомнить законы физиологии. Посредством внушения можно привести индивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие его личному характеру и привычкам. К сожалению, индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного человека. Сознательная личность у такого человека исчезает, а воля, рассудок, и все чувства и мысли становятся подвластны воле гипнотизера.

Такое приблизительно состояние индивида, принадлежащего к психологической массе. Он больше не осознает своих действий. Под влиянием внушения он готов приступит к выполнению заданных вождем действий. Причем, сила внушения значительно возрастает при нахождении индивидов вместе.

Таким образом, сила внушения берет перевес над убеждением и волей и приводит к событиям, свершить которые воля и сознание долга были бы не в состоянии. Но в отличие от последних внушение есть сила слепая, лишенная тех нравственных начал, которыми руководствуются воля и сознание долга. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направляемы как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и даже безнравственным поступкам. Поэтому-то и организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно тем целям, во имя которых они сформировались. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединившаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие. Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или даже одного мановения руки, чтобы толпа разразилась рефлективно жесточайшим злодеянием, перед которым бледнеют все ужасы преступников. Толпа внушаема, заразительна, подчинена стремлению к обезличиванию, исчезновению индивидуального, личного сознания и подчинению своего сознания к коллективному бессознательному толпы.

К сожалению, масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, — благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет влиять на массу, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое, потому что масса уважает силу и требует от своего лидера силы, даже насилия. При этом масса легко подпадает под магическую власть слов. И это в какой-то мере может свидетельствовать о том, что толпой в большинстве случаев будет управлять не просто лидер, а фанатик.

Таким образом, из вышесказанного мы должны понимать, что в толпе, массе, происходит проявление таких качеств, как исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи. Попадая в толпу, человек перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. А становясь частицей организованной толпы - такой человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т.е. существо, в действиях которого превалируют инстинкты. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром.

Психоанализ предлагает искать истоки всего, что происходит с человеком, в его детстве. Например, оказывается, что переплетение социально-экономической структуры с сексуальной структурой общества и структурное воспроизведение общества в человеческом характере происходят в первые 4-5 лет в авторитарной семье. Таким образом, авторитарное государство проявляет большой интерес к авторитарной семье: она превращается в фабрику, на которой формируется структура и идеология государства.

Можно провести параллель между развитием авторитаризма в обществе — и авторитаризма в семье, находя, что именно семья формируют в последующем послушных членов общества, которые психологически готовы к восприятию вождя (фюрера), потому что до этого точно также идентифицировались с отцом, а отец теперь идентифицируется с вождем.

Становится возможным подобное в результате морального сдерживания естественной сексуальности ребенка. У такого ребенка развивается пугливость, робость, страх перед авторитетом, покорность, чрезмерная доброта и явное послушание.

Такое сдерживание парализует развития протеста в ребенке, а значит превращает ребенка в будущего послушного члена любого тоталитарного общества. И оказывается, что, к сожалению, задача морали заключается в формировании покорных личностей, которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя.

Таким образом, семья представляет собой авторитарное государство в миниатюре, в котором ребенок должен научиться приспосабливаться к социальным условиям. Необходимо ясно понимать, что авторитарная структура личности в основном формируется путем погружения сексуальных запретов и страхов в живую субстанцию сексуальных импульсов. Отсюда и влияние сексуальности на внушение в массах, потому что, если вспомнить историю 3-го Рейха, оказывается, что сексуальное воздействие военного мундира и эротически провоцирующее воздействие ритмического военного шага и эксгибиционистский характер военных распорядков были более доступными пониманию немецких девушек, продавщиц и секретарш, чем речи образованных политиков.

Отсюда становятся понятными и законы массовой психологии, которые активно используются манипуляторами от власти и заключаются в активизации пассивного большинства населения, которые помогают власти одержать победу. Действия тех лидеров, которые хотели бы противостоять манипуляторам от власти, должны быть направлены на устранение торможений, препятствующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации. В таком случае освобожденная от оков и направленная на достижение разумных целей психическая энергия обычных людей, которые увлекаются футболом и попсой, не позволит себя закабалить.

В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти. Авторитарное положение отца отражает его политическую роль и раскрывает связь семьи с авторитарным государством. Отец занимает в семье такое же положение, какое занимает по отношению к нему начальник на работе. В своих детях, особенно в сыновьях, он воспроизводит свое раболепное отношение к авторитету. Благодаря этим условиям возникает пассивно отношение простого человека к фигуре вождя массы. Из истории мы знаем, что такую особенность как женственность отдельных индивидов при попадании в толпу и руководство этими индивидами эмоциями и чувствами, нежели чем доводом и рассудком, хорошо знал и использовал вождь 3-го Рейха.

Таким образом, в силу своеобразного воспитания в авторитарной семье, происходит жесткое подавление женской и детской сексуальности. В итоге, когда дети подрастают, у девочек развивается покорность, усиленная вытесненной сексуальной непокорностью, а у мальчиков сыновей, наряду с раболепным отношением к авторитету, формируется глубокая идентификация с отцом, которая служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета.

Помимо этого происходит и идентификации индивида, находящегося в массе, с вождем (фюрером). Чем беспомощней становится такой индивид (благодаря своему воспитанию), тем отчетливей проступает его идентификация с вождем массы и тем глубже детская потребность в защите таится в чувстве его единства с лидером массы. Эта склонность к идентификации составляет психологическую основу национального нарциссизма, т. е. уверенности отдельного человека в себе, которая ассоциируется с величием нации. В авторитарном государстве индивид ощущает себя в лидере (вожде массы). Благодаря такой идентификации он может себя даже ощущать защитником «национального наследия» и «нации». Это ощущение не позволяет ему презирать «массы» и противопоставлять себя им в качестве индивидуума. Ужас его материального и сексуального положения настолько затмевается возвышающей идеей принадлежности его к великой нации (как неафишируемая задача любой национальной идеи – рост национального самосознания), что подобный индивид совсем не замечает, что со временем он полностью утрачивает понимание всей ничтожности своей слепой преданности руководителю государства. Тот же Гитлер не раз говорил, что общаться с массами необходимо на языке чувств и верований, а не разумных доводов, доказательств и знания.

Таким образом, мы заключаем, что источником любого рода авторитета является отец. И влияние отца всегда возникало вместе с семьей. Такое влияние сохраняется и в массах людей, вырванных из семей. История политических режимов представляет лишь изменения власти отцовского типа. И если раскрыть механизмы этой истории, существующей под видом государства, то в руководителе любой страны всегда обнаруживается лишь определенные разновидности примитивной власти главы семьи.

Рассматривая психологию массового поведения, следует заметить, что, наблюдая за человеком, подсознательно верится, что он будет действовать рассудительно и руководствоваться сознанием и своими интересами, независимо, будь он один или в обществе себе подобных. Однако оказывается, что человек пассивно подчиняется решениям своих начальников и вышестоящих лиц и без размышления принимает мнения своих друзей или подруг. Помимо этого, такой человек принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения, и даже становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: