Регион | Э к с п о р т | И м п о р т | |||||||
I | II | III | I | II | III | ||||
2008 г. | 2008 г. | 1990–2000 гг. | 2000–2008 гг. | 2008 г. | 2008 г. | 1990–2000 гг. | 2000–2008 гг. | ||
Мир в целом | |||||||||
Северная Америка | |||||||||
Южная Америка | |||||||||
Европа | |||||||||
Страны СНГ | |||||||||
Африка | |||||||||
Ближний и Средний Восток | |||||||||
Азия | |||||||||
Некоторые страны: | |||||||||
Развивающиеся страны | |||||||||
США | |||||||||
Япония | |||||||||
ЕС (27 стран) | |||||||||
Германия | … | … | |||||||
Россия | … | … | |||||||
Китай | |||||||||
Индия |
Примечание: I – величина товарного экспорта/импорта в млрд. долл.; II – изменение вывоза/ввоза товаров, в процентах, к предыдущему году; III – среднегодовой прирост, в процентах.
|
|
Источники: World Trade 2008, Prospects 2009. – Geneva: WTO, 2009. // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2004 г., № 47
II. Международная торговля услугами растет опережающими темпами по сравнению с торговлей товарами. Экспорт услуг за 1980-2009 гг. вырос более чем 9 раз, увеличиваясь в среднем на 7,9% в год. Торговля товарами за тот же период возросла примерно в 6 раз, что в среднем составило ежегодно 6,4%. В 2009 г. экспорт услуг равнялся 3312 млрд. долл., или 26,6% от экспорта товаров, составившего 12461 млрд. долл. (в 1980 г. это соотношение равнялось всего 17,9%).
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Основные отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что:
1. они не осязаемы и невидимы;
2. не поддаются хранению;
3. производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них:
- экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
- в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;
- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
|
|
- торговля услугами имеет специфическую нормативно-правовую базу регулирования, как на национальном, так и на международном уровнях.
Руководствуясь Международной стандартизированной промышленной классификацией ООН, выделяют до 600 видов услуг, большая часть которых производится и потребляется исключительно в национальных рамках и относится к неторгуемым.
Различные международные организации классифицируют услуги по разному. В частности, в соответствии с Руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
1. транспорт (грузовой, пассажирский);
2. поездки (деловые, личные);
3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
4. строительство;
5. страхование (рисков, личное);
6. финансовые услуги (брокерские услуги, обмен валют, открытие аккредитивов и т.п.);
7. компьютерные и информационные услуги (обслуживание компьютеров, обработка и использование баз данных, подписка на информационные линии);
8. роялти и лицензионные платежи (торговая марка, патент, копирайт и т.д.);
9. прочие деловые услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные бухгалтерские, управленческие и иные услуги);
10. услуги в сфере культуры и отдыха (аудиовизуальные, выставки, спортивные и иные мероприятия);
11. государственные услуги (операции ООН по поддержанию мира, оплата поставок в посольства, консульства).
ВТО выделяет следующие основные формы международной торговли услугами:
· поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;
· перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
· временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
· коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).
В последние три десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:
- хотя поступления от фрахта и других транспортных услуг за 29 лет с 1980 г. по 2009 г. возросли более чем в 5 раз, их доля в экспорте услуг за этот период снизилась с 36,8% до 21,2%, что связано главным образом с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
- несмотря на быстрое развитие туристической инфраструктуры в ряде стран, совершенствование средств транспорта и рост доходов в мире, которое обусловило увеличение поступлений от туризма с 1980 г. по 2009 г. более чем в 8 раз, доля этой сферы в экспорте услуг не увеличилась, а сократилась с 28,4% до 25,8%.
Сокращение удельного веса этих традиционных услуг в общем экспорте объясняется опережающими темпами развития их новых видов, в первую очередь это услуги заказной разработки программного обеспечения для вычислительных машин. Кроме того, быстро развивается торговля финансовыми, страховыми, аудиторскими, консалтинговыми и прочими услугами.
Участие развитых и развивающихся стран в международной торговле услугами характеризуется существенно большей асимметрией, чем в международной торговле товарами. Так, если в мировом экспорте товаров на долю развитых стран в настоящее время приходится примерно 60%, то в экспорте услуг - около 80%. Лидерами среди них являются США, на которые приходится 14,0% мирового экспорта и 10,5% импорта услуг. За ними следуют страны ЕС и Япония.
|
|
Существенно отличается и структура экспорта услуг у этих групп стран: если в экспорте развитых стран повышается доля новых видов услуг, то в экспорте развивающихся стран сохраняется доминирование услуг иностранного туризма. Лишь новые индустриальные страны диверсифицируют экспорт услуг, так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Гонконг/Сянган и Сингапур - на финансовых услугах. Вместе с тем развивающиеся страны продолжают оставаться нетто-импортерами услуг.
Доля стран с переходной экономикой в мировой торговле услугами по-прежнему невысока. Так, на страны-члены СНГ приходится около 1,9 % экспорта услуг и 2,8% их импорта, в т.ч. на Россию соответственно 1,1% и 1,7%.
Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.
В табл. 3 представлены данные о географической структуре международной торговли услугами.
Т а б л и ц а 6. Географическая структура и динамика
международной торговли коммерческими услугами
Регион | Э к с п о р т | И м п о р т | ||||||
I | II | III | I | II | III | |||
2008 г. | 2008 г. | 1990–2000 гг. | 2000–2008 гг. | 2008 г. | 2008 г. | 1990–2000 гг. | 2000–2008гг. | |
Мир в целом | ||||||||
Северная Америка | ||||||||
Южная Америка | ||||||||
Европа | ||||||||
Страны СНГ | ||||||||
Африка | ||||||||
Ближний и Средний Восток | ||||||||
Азия | ||||||||
Некоторые страны: | ||||||||
США | ||||||||
ЕС (27 стран) | ||||||||
Япония | ||||||||
Россия | ||||||||
Китай | ... | ... | ... | ... | ||||
Индия | … | ... | … | ... |
Примечание: I – величина экспорта/импорта услуг, млрд. долл.; II – среднегодовой прирост, в процентах; III – изменение вывоза/ввоза услуг, в процентах, к предыдущему году.
|
|
Источники: World Trade 2006, Prospects 2007. – Geneva: WTO, 2007. P. 18. Тенденции развития мировой торговли в 2003 г. и 2004 г. // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2004, № 47.