double arrow

Та б л и ц а 4. Товарная структура мирового экспорта

(в текущих ценах в млрд. долл.)

Показатель 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.
Все товары,в том числе 2034,0 3449,0 6456,0 10489,0 16097,0
Сельскохозяйственные товары,в т. ч. 298,8   414,7   551,8   847,1   1341,6
Продовольствие 223,8 315,6 432,1 681,0 1114,0
Продукция добывающей промышленности,в т.ч. 559,9   488,3   858,8   1801,0   3530,2
Топливо 362,6 666,6 1450,0 2861,9
Продукция обрабатывающей промышленности,в т.ч. 1092,4   2391,2   4698,2   7303,8   10458,1
Черные металлы 76,8 105,8 142,8 317,6 587,2
Химическая продукция, в т.ч. 141,7 296,1 583,8 1101,7 1705,4
Фармацевтические товары 108,6 274,4 426,7
Машинотехническое и тран- спортное оборудование, в т.ч. 523,4   1213,2   2637,2   3852,1   5347,8
Офисное и телекоммуника- ционное оборудование 85,1   298,6   968,7   1275,8   1561,4
Продукция автомобилестроения 131,8   319,0   577,2   924,3   1233,5
Текстиль 55,0 104,4 157,3 204,3 250,2
Одежда 40,6 108,1 197,7 277,1 361,9

Источник: составлено по данным WTO, Statistics Database.

Важное место в мировой экономике заняла международная торговля наукоемкими товарами, характеризующимися высокой долей затрат на НИОКР. Типичным примером такой продукции является офисное и телекоммуникационное оборудование, экспорт которого за 28 лет, с 1980 по 2008 г.г. увеличился более чем в 18 раз, т.е. почти на 11% в среднем за год.

На рынке наукоемких товаров в основном конкурируют между собой страны, находящиеся на постиндустриальном этапе развития (США, Япония, Великобритания, Германия и т.д.). Международные корпорации, базирующиеся в этих странах, стремятся выйти на мировой рынок со все более и более современными научно-техническими инновациями. Однако в последнее время на этот рынок начали активно выходить и развивающиеся страны, причем, не только заимствуя и дорабатывая технологии из развитых стран, но и самостоятельно разрабатывая собственную продукцию.

На рынке среднетехнологической продукции главным образом конкурируют развивающиеся страны, в первую очередь НИС, и государства с переходной экономикой. Конкуренция на этом рынке имеет достаточно жесткий характер из-за значительного числа продуцентов. Вследствие сильной дифференциации потребительских свойств этой продукции, на данном рынке преобладает неценовая конкуренция.

Рынок сырьевых товаров, полуфабрикатов и сельскохозяйственной продукции, прежде всего, представлен развивающимися странами. Тем не менее, на нем значительны позиции и некоторых развитых стран (Исландия, Австралия, Новая Зеландия – сельскохозяйственная продукция; Норвегия, Великобритания – топливо). Прочные позиции на мировом рынке сельскохозяйственного сырья занимают США и страны ЕС. На этом сегменте мирового товарного рынка преобладает ценовая конкуренция, так как разрыв в качестве и набор потребительских параметров минимальный.

В целом основными участниками международной торговли товарами являются США, ЕС и Япония. Эти страны лидируют в экспорте готовых изделий (на них приходится примерно 80% мирового экспорта). В последнее время существенную роль в мировой торговле стал играть Китай, который в 2009 г. занял первое место в мире по объему экспорта, оттеснив на второе место Германию (табл. 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: