(в текущих ценах в млрд. долл.)
Показатель | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. |
Все товары,в том числе | 2034,0 | 3449,0 | 6456,0 | 10489,0 | 16097,0 |
Сельскохозяйственные товары,в т. ч. | 298,8 | 414,7 | 551,8 | 847,1 | 1341,6 |
Продовольствие | 223,8 | 315,6 | 432,1 | 681,0 | 1114,0 |
Продукция добывающей промышленности,в т.ч. | 559,9 | 488,3 | 858,8 | 1801,0 | 3530,2 |
Топливо | … | 362,6 | 666,6 | 1450,0 | 2861,9 |
Продукция обрабатывающей промышленности,в т.ч. | 1092,4 | 2391,2 | 4698,2 | 7303,8 | 10458,1 |
Черные металлы | 76,8 | 105,8 | 142,8 | 317,6 | 587,2 |
Химическая продукция, в т.ч. | 141,7 | 296,1 | 583,8 | 1101,7 | 1705,4 |
Фармацевтические товары | … | … | 108,6 | 274,4 | 426,7 |
Машинотехническое и тран- спортное оборудование, в т.ч. | 523,4 | 1213,2 | 2637,2 | 3852,1 | 5347,8 |
Офисное и телекоммуника- ционное оборудование | 85,1 | 298,6 | 968,7 | 1275,8 | 1561,4 |
Продукция автомобилестроения | 131,8 | 319,0 | 577,2 | 924,3 | 1233,5 |
Текстиль | 55,0 | 104,4 | 157,3 | 204,3 | 250,2 |
Одежда | 40,6 | 108,1 | 197,7 | 277,1 | 361,9 |
Источник: составлено по данным WTO, Statistics Database.
|
|
Важное место в мировой экономике заняла международная торговля наукоемкими товарами, характеризующимися высокой долей затрат на НИОКР. Типичным примером такой продукции является офисное и телекоммуникационное оборудование, экспорт которого за 28 лет, с 1980 по 2008 г.г. увеличился более чем в 18 раз, т.е. почти на 11% в среднем за год.
На рынке наукоемких товаров в основном конкурируют между собой страны, находящиеся на постиндустриальном этапе развития (США, Япония, Великобритания, Германия и т.д.). Международные корпорации, базирующиеся в этих странах, стремятся выйти на мировой рынок со все более и более современными научно-техническими инновациями. Однако в последнее время на этот рынок начали активно выходить и развивающиеся страны, причем, не только заимствуя и дорабатывая технологии из развитых стран, но и самостоятельно разрабатывая собственную продукцию.
На рынке среднетехнологической продукции главным образом конкурируют развивающиеся страны, в первую очередь НИС, и государства с переходной экономикой. Конкуренция на этом рынке имеет достаточно жесткий характер из-за значительного числа продуцентов. Вследствие сильной дифференциации потребительских свойств этой продукции, на данном рынке преобладает неценовая конкуренция.
Рынок сырьевых товаров, полуфабрикатов и сельскохозяйственной продукции, прежде всего, представлен развивающимися странами. Тем не менее, на нем значительны позиции и некоторых развитых стран (Исландия, Австралия, Новая Зеландия – сельскохозяйственная продукция; Норвегия, Великобритания – топливо). Прочные позиции на мировом рынке сельскохозяйственного сырья занимают США и страны ЕС. На этом сегменте мирового товарного рынка преобладает ценовая конкуренция, так как разрыв в качестве и набор потребительских параметров минимальный.
|
|
В целом основными участниками международной торговли товарами являются США, ЕС и Япония. Эти страны лидируют в экспорте готовых изделий (на них приходится примерно 80% мирового экспорта). В последнее время существенную роль в мировой торговле стал играть Китай, который в 2009 г. занял первое место в мире по объему экспорта, оттеснив на второе место Германию (табл. 2).