Тема 11. Система международных экономических отношений

Международные экономические отношения (МЭО), являясь по своей сути механизмом функционирования мировой экономики, посредством которых взаимодействуют ее субъекты, проявляются как экономические отношения между резидентами и нерезидентами.

Международные экономические отношения по сравнению с внутринациональными отношениями имеют ряд осо­бенностей, среди которых:

- существенно большие объемы обмена;

- несравнимо большее число субъектов;

- более масштабная и острая конкуренция;

- специфическая инфраструктура функционирова­ния международных экономических отношений в виде международной стандартизации и сертифи­кации производства и продукции, развития меж­дународных перевозок, связи, информационной среды, мирового валютного рынка и т.п.;

- особая система регулирования международных эко­номических отношений на национальном уровне (в форме внешнеэкономической политики государств), двухстороннем (в рамках двухсторонних соглаше­ний), многостороннем (в рамках многосторонних соглашений и интеграционных объединений), меж­дународном (под эгидой международных органи­заций);

- гораздо большая взаимосвязь и взаимозависимость отдельных форм международных экономических отношений в рамках их системы по сравнению с аналогичной связью на внутреннем рынке.

Международные экономические отношения можно рассматривать на макроуровне (уровне мировой экономики) и микроуровне (уровне национальных участников внешнеэкономических связей).

Международные экономические отношения на макроуровне - это формы и способы связей национальных экономик в мировой экономике. Для характеристики участия конкретной страны в МЭО, развитости и масштабности ее международного взаимодействия используют термин внешнеэкономические связи (ВЭС).

Субъектами международных эконо­мических отношений на макроуровне являются национальные прави­тельства и другие государственные органы (например, Центральный банк), а также международные экономи­ческие организации. Главная цель первых - регулирова­ние международных экономических отношений страны посредством соответствующей валютной, внешнеторговой, инвестиционной, научно-технической, миграционной и налоговой по­литики. Цель международных организаций состоит в выработке общей для всех участников нор­мативно-правовой базы осуществления международных экономических отношений в той или иной сфере.

Международные экономические отношения на микроуровне - это особая сфера деятельности нацио­нальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи. Когда речь идет об участии отдельного субъекта во внешнеэкономических связях, используется понятие внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Реальными субъектами (контрагентами) между­народных экономических отношений на микроуров­не являются:

· фирмы;

· союзы предпринимателей;

· государственные органы и организации, имеющие право выхода на внешний рынок;

· международные экономические организации.

Объектами международных экономических отно­шений являются:

1. товары (сельскохозяйственное и минеральное сырье, продовольствие, топливо, металлы, химические продукты, машины и оборудование, промышленные товары народного потребления),

2. услуги (инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.),

3. капитал (прямые и портфельные зарубежные инвестиции, международный кредит)

4. знания и технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки),

5. рабочая сила.

Обычно выделяют следующие формы международных экономических отношений:

· международная торговля товарами и услугами,

· международная миграция капитала,

· международная миграция рабочей силы,

· международное промышленное и научно-техническое сотрудничество, включая обмен технологиями,

· международные валютно-кредитные отношения.

Кратко, эти формы международных экономических отношений можно определить следующим образом.

Международная торговля товарами и услугами - это потоки товаров и услуг, обмениваемых резидентами различных стран на коммерческих условиях.

Международная миграция капитала – это перемещение относительно избыточного капитала (в товарной или денежной форме) за границу с целью получения большей прибыли.

Международная миграция рабочей силы - это разнонаправленные потоки (эмиграция, иммиграция и реэмиграция) тру­довых ресурсов, пересекающих национальные границы в поисках работы.

Международное производственное и научно-техни­ческое сотрудничество - это совокупность отношений между фирмами различных стран в области коопера­ции производства, обмена технологиями, совместных НИОКР и подготовки кадров.

Международные валютно-кредитные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировой экономике.

Несмотря на то, что каждая форма международных экономических отношений имеет свою специфическую сферу и способы реализации, они тесно взаимосвязаны между собой и все вместе образуют систему. Международные экономические отношения как система представляют собой совокупность форм меж­дународных экономических отношений в их тесной вза­имообусловленности и взаимодействии.

Международная торговля товарами предопределя­ет развитие международной торговли услугами (бан­ковские, страховые услуги, гарантийное и послегаран­тийное обслуживание, международные перевозки и т.п.). Тенденции развития мирового рынка товаров и услуг воздействуют на динамику и географические на­правления международной миграции предпринима­тельского капитала, его транснационализацию, меж­дународную специализацию и кооперирование произ­водства, которые, в свою очередь, влекут за собой меж­дународные перемещения рабочей силы. Все формы международной торговли, производственного и науч­но-технического сотрудничества связаны с необходи­мостью проведения международных расчетов и воз­можностью получения или предоставления междуна­родных кредитов.

Одновременно ситуация на мировых рынках инвестиционного и ссудного капитала сказывается на между­народной торговле товарами и услугами, технология­ми, а также на процессах трудовой миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.

Практическое осуществле­ние международных экономических отношений пред­полагает наличие механизма их реализации, состоящего из трех элементов:

· совокупности правовых норм,

· совокупности инструментов по реализации правовых норм (международные со­глашения, договоры, конвенции, хартии, кодексы, правила, ру­ководства и т.п.), принятых на национальном и меж­государственном уровнях,

· деятельности региональных и международных экономических организа­ций.

По масштабности участия стран в МЭО можно выделить два «крайних» типа национальных хозяйств.

1. Полностью замкнутая (автаркическая) экономика изолирована от мировой экономики, не участвует в МЭО; развитие такой страны обусловлено лишь внутренними закономерностями и факторами.

2. Полностью открытая экономика, в которойотсутствуют барьеры для участия в МЭО. Она вовлечена в МРТ, активно развивает международную специализацию и кооперирование производства, обеспечивая свободное перемещение продукции и факторов производства. Национальная валюта такой страны находится под воздействием зарубежных валют, и наблюдается активизация ее участия в международных интеграционных группировках.

Однако фактически в мировой экономике отсутствуют как полностью закрытые, так и открытые экономики.

Процессы глобализации мировой экономики обусловили развитие большинства стран по пути открытости. Замкнутые экономики в целом характеризуются более низкой эффективностью хозяйствования, и, в конечном счете, вынуждены, хотя и в весьма ограниченных размерах, интегрироваться в мировую экономику, участвуя в МЭО. Это касается и одного из самых закрытых государств мира – Корейской Народно-Демократической Республики, проводящей политику чучхе - опоры на собственные силы.

Строя свои отношения с мировой экономикой, государства всегда руководствуются национальными интересами, для которых чрезмерная открытость их хозяйств таит в себе угрозу экономической безопасности. В этой связи даже США, позиционирующая себя как центр свободного мира, активно использует широкий набор инструментов и механизмов, призванных направить ее участие в МЭО в русло национальных интересов и оградить внутренний рынок от опасной внешнеэкономической зависимости.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) является составной частью государственной социально-экономической политики и представляет собой целостную программу действий по регулированию ВЭС страны; ВЭП призвана поставить механизм МЭО на службу экономического развития страны, т.е. способствовать эффективной интеграции страны в мировую экономику.

К числу основных факторов, определяющих открытость экономики и уровень развития ВЭС, можно отнести следующие.

1. Обеспеченность природными ресурсами оказывает влияние по двум направлениям. С одной стороны, богатые запасы полезных ископаемых стимулируют их добычу и вывоз за рубеж, а, следовательно, содействуют развитию ВЭС. С другой стороны, страны, бедные полезными ископаемыми, ищут пути их ввоза в обмен на готовую продукцию, что также интенсифицирует участие страны в МЭО.

2. Отраслевая структура национальной экономики влияет на ВЭС следующим образом: развитие обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг интенсифицируют участие стран в МЭО.

3. Чем меньше объем внутреннего рынка,тем страна активнее участвует в МЭО, так как национальные предприятия пытаются изыскать необходимые факторы производства и каналы сбыта продукции за рубежом.

4. Политический, социальный и прочие внеэкономические факторы связывают МЭО с другими формами международных отношений и, например, определяют развитость ВЭС в случае желания поддержать политического союзника и наличия военно-технического сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: