double arrow

Структура рынка средств производства

В СССР в течение длительного времени движение средств производства происходило в форме материально-технического снабжения. Материально-техническое снабжение – это плановое распределение ресурсов по централизованно утвержденным фондам на основе прикрепления производителей и потребителей друг к другу. Эта система типична, когда командно-административные методы управления являются основными, а товарно-денежные отношения развиты недостаточно. Материально-техническое снабжение выступает внешне как купля-продажа, но фактически носит формально-учетный характер. По существу – это форма прямого, а не товарного обращения ресурсов.

В материально-техническом снабжении отсутствуют внешние отличительные черты рынка.

1. Коммерческая связь между производителями и потребителями.

2. Возможность выбора партнера по хозяйственным связям.

3. Экономическое соревнование производителей.

При планово-распределительной экономике всеми вопросами распределения ресурсов и готовой продукции занимались плановые органы во главе с Госпланом СССР и Госпланами союзных республик. Базовыми были пятилетние планы. При стабильно работающей экономике пятилетний планируемый период признается оптимальным учеными различных стран. В связи с существующей системой снабжения и распределения материальных ресурсов на предприятиях отсутствовали службы маркетинга. Функции службы сбыта и снабжения на предприятии были ограничены учетом и отпуском материально-технических ресурсов и готовой продукции и организацией их хранения. Предприятия не были в полной мере заинтересованы в конечном результате своего труда, т.е. реализации продукции непосредственно потребителю. Оплата на счет предприятия поступала после отгрузки продукции по указанным реквизитам. Предприятия не имели возможности заключить между собой прямые хозяйственные договора. Это препятствовало инициативе и инновационной деятельности предприятий. Вся внешнеэкономическая деятельность велась через весьма ограниченное количество организаций и ведомств, имеющих на это разрешение, таких как Автоэкспорт, Трактороэкспорт, Авиаэкспорт и некоторые другие. Вопросы снабжения предприятий сводились к контролю и своевременному получению ресурсов, определенных фондами, выделенными на предприятия. При этом руководство предприятий стремилось обосновать потребность и получить как можно больше фондов. На промышленных предприятиях существовали, например, большие склады, зачастую открытые, металла. При длительном хранении часть металла приходила в негодность.

В условиях жесткой централизации управления была развита сеть министерств и ведомств, осуществляющих координацию и контроль деятельности предприятий. Все основные министерства находились в Москве. Сильная централизация управления и отсутствие хозяйственных связей на горизонтальных уровнях между предприятиями обуславливали большую инертность в обновлении продукции, в развитии научно-технического прогресса. Фондирование имело тот громадный минус, что способствовало накоплению ресурсов и омертвлению в больших объемах денежных ресурсов.

К середине 80-х годов обострился кризис в промышленности, и было принято решение о переходе на оптовую продажу средств производства. Это был шаг к развитию хозяйственных связей непосредственно между предприятиями и введению элементов рынка с целью дальнейшего перехода на рыночные отношения. В связи с тем, что предприятия не были готовы к такому переходу: отсутствовали структуры внутри предприятий, способные осуществлять поиск партнеров по хозяйственным связям, снабжение и сбыт собственными силами, отсутствовали специалисты, способные работать в условиях перехода к рынку и в рыночных условиях. Для оказания помощи предприятиям в переходный период в осуществлении новых функций: маркетинговых, договорных, снабженческих, сбытовых и др. было предложено создать специальные центры, укомплектованные специалистами, имеющие мощную информационную базу и развитую транспортно- складскую структуру. Было предложено ввести оптовое звено.

Эти центры при необходимости могли оказывать предприятиям посреднические услуги при заключении хозяйственных договоров. Не возбранялись также прямые хозяйственные связи между предприятиями.

За государственными органами сохранялись функции контроля и регулирования оптовой торговлей.

Переход к оптовой торговле потребовал создания необходимых экономических и организационных предпосылок.

1. Обоснованной системы цен, учитывающей соотношение спроса и предложения. При этом цены назначались сверху на основе анализа экономической ситуации. Это имело свои преимущества и недостатки. Преимущество заключалось в том, что цены учитывали реальные затраты труда и не были необоснованно завышены. Недостатком являлось то, что цены регулируются и не могут гибко реагировать на конъюнктуру рынка.

2. Переход к реальному хозрасчету, обеспечивающему заинтересованность работников в конечном результате своего труда.

3. Создание развитой инфраструктуры предприятия для работы в новых экономических условиях.

4. Создание условий, обеспечивающих гибкость в движении денежных ресурсов – ссудного фонда и формирование относительно самостоятельного рынка ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.).

4. Создание валютного рынка и переход к конвертируемости рубля.

Намеченная стратегия экономических реформ не была реализована. Была принята другая модель перехода к рыночным реформам – шоковая терапия. Шоковая терапия неизбежно приводит к спаду производства и снижению жизненного уровня населения. Преимуществом этой модели является вероятность быстрого перехода к рыночным отношениям при ряде внешних и внутренних условий в стране. Анализ экономического состояния в странах СНГ свидетельствует о том, что принятая стратегия не дала желаемых результатов, так как уровень производства 1990 года до настоящего времени не достигнут в ряде отраслей промышленного производства.

1.2. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в переходный период (1990-2000гг.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: