Осуществление экономических реформ

Табл.1.1.Производство важнейших видов продукции на душу населения, 1990 г.

Уровень экономического развития Беларуси в 1990 г.

Республика Беларусь в составе СССР достигла высокого уровня социально-экономического развития. Занимая по территории 0,9%, по численности населения 3,6%, имея 3,4% стоимости основных производственных фондов, в 1990 г. она производила 4% валового национального продукта, 4,5% продукции промышленности и 5,6% продукции сельского хозяйства СССР.

Беларусь в рамках общесоюзного разделения труда специализировалась на производстве продукции химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, точного машиностроения, а также на развитии животноводства, льноводства и картофелеводства.

По объему производства важнейших видов продукции отраслей специализации доля республики в 1990 г. составляла: минеральные удобрения – 18,9%, в том числе калийные – 55,5, химические волокна и нити – 30,7, тракторы – 20,3, металлорежущие станки – 9,8, грузовые автомобили – 5,4, телевизоры – 12,3, холодильники и морозильники – 11,2, велосипеды – 14,4, мотоциклы – 20,6, льняные и шелковые ткани – 10,3, обувь – 5,5%. Располагая 1,6% сельскохозяйственных угодий и 2,7% пашни, Беларусь производила 5,9% мяса (в убойном весе), 6,9% молока, около 13,5% картофеля и 21,2% льноволокна.

По производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения Беларусь находилась на уровне экономически развитых стран (табл. 1).

Выше среднесоюзных в 1990 г. были показатели уровня жизни населения. ВНП в расчете на душу населения в фактически действовавших ценах составлял 3956 руб. против 3477 руб. в СССР; объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли – 1861 и 1617., реализация платных услуг населению – 260 и 251 руб.

Потребление продуктов питания приближалось к рациональным нормам. В 1990 г. оно составило: мясо и мясопродукты – 74 кг, молоко и молочные продукты – 424 кг, яйца – 324 шт., рыба и рыбопродукты – 13,6 кг, сахар – 44 кг, хлеб и хлебопродукты – 120 кг.

В 1990 г. расходы государства на развитие народного хозяйства и социально-культурные мероприятия полностью покрывались доходами, профицит госбюджета был равен 2,6% к ВНП. Практически отсутствовали безработица и инфляция (сводный индекс цен за 1990 г. составил всего 108,9%).

Продукция Беларусь СССР Австрия Франция Италия ФРГ США
Электроэнергия, кВт ч              
Сталь, кг 108,9   -        
Минеральные удобрения (100%п.в.), кг   587,2            
Химические волокна и нити, кг   44,4   5,1   -        
Цемент, кг     -        
Хлопчатобумажные ткани, м2   13,7   27,1          
Шерстяные ткани, м2 4,5 2,4 1,1 1,8 8,5 1,4 0,6
Шелковые ткани, м2 20,4 7,2 11,8        
Обувь кожаная, пар. 4,6 2,8 2,2   7,5 1,1 0,8
Зерновые и зернобобо- вые культуры, кг              
Сахарная свекла, кг              
Картофель, кг              
Мясо (в убойном весе),кг              
Молоко, кг              
Масло животное, кг 15,5 6,2 5,3 9,7 1,4 6,3 2,2

В изменении структуры белорусской экономики выделяются два этапа. 1991-1995гг. – этап пассивной структурной перестройки. Он характеризуется кризисными процессами – спадом производства, ростом инфляции, увеличением безработицы и падением уровня жизни. Структурные изменения стихийны: свертывание производства, понижение интенсивности хозяйственной деятельности из-за потери рынков сбыта, удорожания сырья и топлива, нерентабельности производства.

Низка инвестиционная активность коммерческих банков, отсутствуют: вторичный рынок ценных бумаг, сеть специализированных банков и небанковских финансовых учреждений, иностранные инвестиции.

Следует усилить роль государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, ускорить реализацию мер по совершенствованию амортизационной политики, расширить систему лизинговых операций, активизировать инвестиционную деятельность коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов.

Для усиления роли банковской системы в инвестировании экономики был создан Белорусский инвестиционный банк, в апреле 1997 г. преобразованный в Белорусский банк развития (ББР).

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику правительством приняты меры по созданию благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов: функционируют СЭЗ “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон”, создаются – в Гродно и Витебске, где инвесторам предоставляется особый режим (таможенные, банковские, налоговые льготы). Правительством заключено около 30 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций.

В январе 1998 г. принят закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РБ “Об иностранных инвестициях по территории Беларуси”, гарантирующий применение к иностранным инвестициям в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями в случае ухудшения условий для инвесторов последующими законодательными документами. Министерством экономики подготовлены законопроекты: “О концессионных договорах”, “Об инвестиционных фондах”, завершена разработка инвестиционного кодекса.

Создано Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, осуществляющее информационно-аналитическое обеспечение инвестиционных проектов с участием зарубежного партнера, налажено сотрудничество с рядом международных инвестиционных организаций.

Создание благоприятного инвестиционного климата требует:

- развития правовой базы, обеспечивающей права инвесторов;

- совершенствования регулирования валютного рынка и цен;

- снижения инфляции;

- развития института частной собственности;

- стабильности налогового законодательства.

На рис. 1.1. представлена динамика макроэкономических показателей.

 
 

Рис. 1.1. Динамика макроэкономических показателей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: