double arrow

Как Вы думаете, какие виды текстовой информации можно выделить? По каким основаниям?

ВИДЫ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барлас, Л. Г. Русский язык. Стилистика / Л. Г. Барлас. – М., 1978.

2. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капиноси др. М., 1991.

3. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 1983.


В научной литературе (Л.Н. Бахтина, И.Н. Кузьмич, Н.М. Лариохина и др.) выделяют три вида информации с точки зрения значимости для передачи содержания текста: 1) основную, 2) дополнительную, 3) дублирующую.

Основная информация – наиболее важная, главная.

Существуют две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь,монолог и диалог (Ладыженская Т.А.).

Дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную (в примере основная информация подчеркнута):

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто умел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Научные открытия редко делаются сразу, обыкновенные провозвестники не успевают убедить в истине найденного, время вызывает действительного творца, обладающего всеми средствами для проведения истины во всеобщее сознание; однако не должно забывать, что он может являться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных (Менделеев Д.И.).

Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами.

Сейчас нам важно уяснить, что обучение – это наиболее широкое понятие процесса передачи и приобретения знаний, умений, навыков, качеств (ЗУНов). Обучение – основной вид деятельности человека, которым он занимается на протяжении всей своей жизни. Оно происходит постоянно и может осуществляться в различных формах, сознательно и неосознанно, целенаправленно и самопроизвольно, в специальных формах и неорганизованно (Змеев С.И.).

В научной литературе частым случаем дублирования является объяснение названного явления, понятия, термина. Если необходимо сократить текст, то в этом случае выбирается один из вариантов – понятие, термин или их объяснение. Если термин устоялся, является общеупотребительным, то обычно его объяснение опускается. Сигналами дублирующей информации могут быть слова или, то есть, иными словами, другими словами, это означает, что означает, иначе говоря, так, например и др. Дублирующая информация может вводиться и без специальных показателей.

В зависимости от передаваемого содержания существует:

1. Фактографическая информация – информация о фактах, явлениях, процессах, событиях.

Древнейший письменный памятник старославянского языка появился на Руси 945 лет тому назад. Это было знаменитое Остромирово евангелие. Так оно названо потому, что переписал его дьяк Григорий для новгородского посадника Остромира. Поскольку при переписке писцом бессознательно, а иногда и намеренно в текст Священного писания вносились какие-то элементы древнерусского языка, Остромирово евангелие, начиная с первого его издания А.Х. Востоковым, используется для изучения истории русского языка (Шанский Н.М.).

2. Логико-теоретическая информация представляет собой интерпретацию фактов, сообщение о способах получения фактографической информации, ссылки на ее источник (см., например, 3 предложение в предыдущем тексте).

В словарях современного русского литературного языка выражение «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!» обычно толкуется так: «не отказывайся от того, на что сам согласился или вызвался» (Поспелова Г.М.).

3. Оценочная информация – выражение авторского отношения к сообщению.

Это суждение представляется нам адекватным.

Эти виды информации могут сочетаться, накладываться; так, в первом примере 2 предложение несет логико-теоретическую и фактографическую информацию, а в следующем тексте соединяются оценочная и логико-теоретическая информации. На наш взгляд, данный факт объясняется недооценкой необходимости развития у детей сферы образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности (Ходякова Л.А., Михайлова И.М.).

Представим в схематическом виде теоретический материал:

Схема 1

Виды информации

в зависимости от передаваемого содержания

           
     
 


фактографическая логико-теоретическая оценочная

Схема 2

Виды информации

с точки зрения значимости для передачи содержания текста

           
     
 
 


основная дополнительная дублирующая

В зависимости от задач и жанра текста, его стиля на первое место может выходить тот или иной вид информации:

▪ если надо рассказать о ходе научного исследования и пути получения нового знания, то преобладает логико-теоретическая основная и дополнительная информация;

▪ если ставится задача сообщить о результатах исследования, то ведущей становится основная и дополнительная фактографическая информация;

▪ если текст адресуется специалистам в данной области, то важной оказывается дополнительная информация;

▪ в текстах научно-популярного стиля, учебно-научного подстиля автор, чтобы обеспечить понимание содержания читателями-неспециалистами, использует дублирующую информацию;

▪ в научном споре, в дискуссии может преобладать оценочная информация.

◙ Подумайте, чем классификация И.Р. Гальперина отличается от предыдущих? Определите, какие критерии, признаки положены в основу данной классификации?

И.Р. Гальперин различает три вида текстовой информации: 1) содержательно-фактуальную; 2) содержательно-концептуальную; 3) содержательно-подтекстовую.

Содержательно-фактуальная информация (СФИ) – информация «о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом» [4, с. 27]. К СФИ относятся единичные факты (указание на время, место событий, их последовательность в тексте и т.д.) и тематически объединенные факты (сведения о предыстории событий, портретные характеристики героев и т.п.). СФИ представлена в текстах разных жанров. Например, прогноз погоды:

Ночью и днем переменная облачность, ночью кратковременный дождь, гроза, днем преимущественно без осадков. Ветер западный, 6-11 м/с. Температура ночью около +10˚С, днем +20...+22˚С. Давление 742 мм рт. ст., существенно не изменится. Влажность 56%.

Содержательно-концептуальная информация (СКИ) «извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление отношений, фактов, событий, процессов, происходящих в обществе и представленных писателем в созданном им воображаемом мире... СКИ – это комплексное понятие, несводимое к идее произведения. СКИ – это замысел автора плюс его содержательная интерпретация» [4, с. 28]. В представленном ниже отрывке из текста данный вид информации содержится в первом предложении, далее приводятся примеры, которые относятся к СФИ.

В своем развитии каждый человек в отдельности и все человечество в целом запрограммированы на умения разграничивать, сравнивать и обобщать. Вот вы увидели причудливо изогнутый корешок и отметили непроизвольно его сходство со змейкой. В другой раз вы увидели сходство сросшихся картофелин – большой и маленькой – с цыпленком. Осенние листья, слепленные дождем в необычное сочетание, напомнили вам рыбку. Такие явные «сравнения», созданные самой природой, редки. Да и не так-то просто заметить сходство там, где его не ожидаешь, здесь нужен острый глаз (Унджи В.Н.).

Содержательно-подтекстовая информация (СПИ) – информация, передающаяся в виде скрытых смыслов. Различают два вида СПИ: а) ситуативную, б) ассоциативную. Ситуативная СПИ связана с ранее описанными событиями. Ассоциативная СПИ «возникает в силу свойственной нашему сознанию привычки связывать изложенное вербально с накопленным личным или общественным опытом» [4, с. 45].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: