Выбирая книгу, статью, обращаетесь ли Вы к ее аннотации?
АННОТАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альберт, Ю. В. Списки литературы в научных изданиях: Составление и оформление / Ю. В. Альберт. – Киев, 1988.
2. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика / под ред. О. П.Коршунова. – М., 1990.
3. Вохрышева, М. Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность / М. Г. Вохрышева. – М., 1989.
4. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание // https://www. bibliography. ru/method/gosts/7-1/7-1.htm (2006. 10 мая).
5. Государственные стандарты Союза ССР / сост. В. М. Владимирова и др. – М., 1985.
6. Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. – М., 2000.
7. Диомидова, Г. Н. Библиография. Общий курс / Г. Н. Диомидова. – М., 1991.
8. Калинин, С. Ю. Библиографический аппарат научной публикации / С. Ю. Калинин // Библиография. – 1993. – №2. – С. 36–45.
9. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Общий курс / О П. Коршунов. – М., 1990.
|
|
10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / сост. Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, И. М. Рожкова, Н. Ф. Топильская и др. – М., 2001.
11. Правила составления библиографического описания / под ред. Н. П. Игумнова. – М., 1986.
12. Сопер, П. Составление библиографического описания: Краткие правила / П. Сопер // Междунар. каталогиз. комис. при Гос. биб-ке СССР им. В.И. Ленина. – М., 1985.
13. Тимофеев, В. П. Лингвистическая библиография. Методические указания к просеминарию / В. П. Тимофеев. – Челябинск, 1991.
Аннотация (от лат. annotatio «замечание») – это краткое изложение содержания произведения печати, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.
◙ В чем состоят жанровые особенности аннотации? Чем аннотация отличается от конспекта?
Выделяют следующие виды аннотаций:
1) по адресату (или целевому назначению): для массового читателя, отдельной группы людей, узкого круга специалистов, для себя;
2) по форме речи: устная или письменная;
3) по объему: сжатая, развернутая;
4) по объекту аннотирования: общая, аналитическая и групповая;
5) по оценке первоисточника: справочная и рекомендательная.
◙ Попробуйте определить, с какой целью, в какой ситуации используется каждый вид аннотации, в чем его особенности.
Характер и содержание аннотации, ее объем зависят от аннотируемого произведения печати и адресата аннотации. Однако достаточно часто встречаются аннотации, содержание которых сжато до заголовка. Как Вы думаете, чем это обусловлено?
Задание 1. Проанализируйте содержательную часть приведенных аннотаций с точки зрения их соотношения с заголовком и роли для раскрытия сути источника.
|
|
1. Ельникова И.Г. Взгляд словесника на понятийный аппарат педагога //...
В статье представлен взгляд современного учителя на культуру урока.
2. Макарова М.В. Работа над произношением и интонацией на занятиях по выразительному чтению // …
В статье рассматривается важность предмета «Выразительное чтение» как подаспекта практической фонетики в обучении произношению и интонации иностранного языка. Изложен также порядок работы над интонацией и произношением на занятиях по выразительному чтению.
3. Прасолова О.А. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в педагогической деятельности //…
В статье приводится описание и анализ личностно-ориентированного и деятельностного подходов как наиболее актуальных для применения в школьном образовании. Показана их методологическая основа и взаимосвязь.
4. Баранник А.С., Зайдман И.Н. Сказка в русской языковой картине мира //…
Статья посвящена отражению феномена сказки в русском языковом сознании. В ней приводится описание экспериментального изучения восприятия сказки взрослыми и подростками, лингвистическая и психологическая интерпретация полученных результатов.
5. Буяльский Б.Я. Путь на мастерство: Начала методики изучения литературы …
Эта книга адресуется учителю литературы, начинающему творческий путь.
Ее цель: помочь учителю почувствовать почву под ногами, быстрее освободиться от неприятного ощущения неуверенности, которое преследует на первых порах.
В ней освещены наиболее существенные вопросы методики изучения литературы в средней школе с преимущественным вниманием к работе в 4-7 классах, где закладываются основы литературного образования.
При подготовке библиографической информации применяются разные виды аннотаций, что обусловливается рядом обстоятельств. Так, в зависимости от объекта аннотирования, аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.
Общая аннотация характеризует произведение печати в целом, ориентирована на широкий круг читателей. Аналитическая раскрывает отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания, рассчитана на узкий круг специалистов; такая аннотация чаще всего имеет справочный характер. Групповая аннотация (или обзорная) представляет собой обобщенную характеристику нескольких произведений, близких по тематике.
По оценке первоисточника выделяют аннотации справочные (описательные, или информационные) и рекомендательные.
Справочными называют аннотации, которые дают предварительную информацию о содержании и значении произведений печати или особенностях данного издания в наиболее компактной форме без критического анализа. Наряду с уточнением темы и проблематики издания справочная аннотация информирует о том, каков тип аннотируемого источника (жанр) и его структура, кому оно предназначено, какого рода материалы в нем использованы.