Как Вы думаете, какие бывают виды аннотаций?

Выбирая книгу, статью, обращаетесь ли Вы к ее аннотации?

АННОТАЦИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альберт, Ю. В. Списки литературы в научных изданиях: Составление и оформление / Ю. В. Альберт. – Киев, 1988.

2. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика / под ред. О. П.Коршунова. – М., 1990.

3. Вохрышева, М. Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность / М. Г. Вохрышева. – М., 1989.

4. ГОСТ 7.1 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание // https://www. bibliography. ru/method/gosts/7-1/7-1.htm (2006. 10 мая).

5. Государственные стандарты Союза ССР / сост. В. М. Владимирова и др. – М., 1985.

6. Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. – М., 2000.

7. Диомидова, Г. Н. Библиография. Общий курс / Г. Н. Диомидова. – М., 1991.

8. Калинин, С. Ю. Библиографический аппарат научной публикации / С. Ю. Калинин // Библиография. – 1993. – №2. – С. 36–45.

9. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Общий курс / О П. Коршунов. – М., 1990.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум / сост. Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, И. М. Рожкова, Н. Ф. Топильская и др. – М., 2001.

11. Правила составления библиографического описания / под ред. Н. П. Игумнова. – М., 1986.

12. Сопер, П. Составление библиографического описания: Краткие правила / П. Сопер // Междунар. каталогиз. комис. при Гос. биб-ке СССР им. В.И. Ленина. – М., 1985.

13. Тимофеев, В. П. Лингвистическая библиография. Методические указания к просеминарию / В. П. Тимофеев. – Челябинск, 1991.


Аннотация (от лат. annotatio «замечание») – это краткое изложение содержания произведения печати, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.

◙ В чем состоят жанровые особенности аннотации? Чем аннотация отличается от конспекта?

Выделяют следующие виды аннотаций:

1) по адресату (или целевому назначению): для массового читателя, отдельной группы людей, узкого круга специалистов, для себя;

2) по форме речи: устная или письменная;

3) по объему: сжатая, развернутая;

4) по объекту аннотирования: общая, аналитическая и групповая;

5) по оценке первоисточника: справочная и рекомендательная.

◙ Попробуйте определить, с какой целью, в какой ситуации используется каждый вид аннотации, в чем его особенности.

Характер и содержание аннотации, ее объем зависят от аннотируемого произведения печати и адресата аннотации. Однако достаточно часто встречаются аннотации, содержание которых сжато до заголовка. Как Вы думаете, чем это обусловлено?

Задание 1. Проанализируйте содержательную часть приведенных аннотаций с точки зрения их соотношения с заголовком и роли для раскрытия сути источника.

1. Ельникова И.Г. Взгляд словесника на понятийный аппарат педагога //...

В статье представлен взгляд современного учителя на культуру урока.

2. Макарова М.В. Работа над произношением и интонацией на занятиях по выразительному чтению // …

В статье рассматривается важность предмета «Выразительное чтение» как подаспекта практической фонетики в обучении произношению и интонации иностранного языка. Изложен также порядок работы над интонацией и произношением на занятиях по выразительному чтению.

3. Прасолова О.А. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в педагогической деятельности //…

В статье приводится описание и анализ личностно-ориентированного и деятельностного подходов как наиболее актуальных для применения в школьном образовании. Показана их методологическая основа и взаимосвязь.

4. Баранник А.С., Зайдман И.Н. Сказка в русской языковой картине мира //…

Статья посвящена отражению феномена сказки в русском языковом сознании. В ней приводится описание экспериментального изучения восприятия сказки взрослыми и подростками, лингвистическая и психологическая интерпретация полученных результатов.

5. Буяльский Б.Я. Путь на мастерство: Начала методики изучения литературы …

Эта книга адресуется учителю литературы, начинающему творческий путь.

Ее цель: помочь учителю почувствовать почву под ногами, быстрее освободиться от неприятного ощущения неуверенности, которое преследует на первых порах.

В ней освещены наиболее существенные вопросы методики изучения литературы в средней школе с преимущественным вниманием к работе в 4-7 классах, где закладываются основы литературного образования.

При подготовке библиографической информации применяются разные виды аннотаций, что обусловливается рядом обстоятельств. Так, в зависимости от объекта аннотирования, аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.

Общая аннотация характеризует произведение печати в целом, ориентирована на широкий круг читателей. Аналитическая раскрывает отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания, рассчитана на узкий круг специалистов; такая аннотация чаще всего имеет справочный характер. Групповая аннотация (или обзорная) представляет собой обобщенную характеристику нескольких произведений, близких по тематике.

По оценке первоисточника выделяют аннотации справочные (описательные, или информационные) и рекомендательные.

Справочными называют аннотации, которые дают предварительную информацию о содержании и значении произведений печати или особенностях данного издания в наиболее компактной форме без критического анализа. Наряду с уточнением темы и проблематики издания справочная аннотация информирует о том, каков тип аннотируемого источника (жанр) и его структура, кому оно предназначено, какого рода материалы в нем использованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: