Цели обучения в общей дидактике рассматриваются в единстве развития, образования и воспитания. Информатика выделяет ещё и практический аспект.
Общие образовательные цели обучения информатике определяются с учётом особенностей информатики как науки, её роли и места в системе наук, в жизни современного общества. При формулировке данных целей необходимо учитывать особенности рассматриваемой темы, делая акцент на знания и умения, которые должны получить ребята за период изучения.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Сформировать на уроке новое понятие
- Обеспечить усвоение учащимися...
- Обучить новому способу действий
- Устранить пробелы в знаниях
- Обобщить и систематизировать знания о...
- Отработать навыки...
- Закрепить способы действий...
- Сформировать у учащихся представления о...
- Обучить выполнению задания по образцу
- Научить делать выводы...
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
- Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Цели развития.
При изучении МПИ у учителя формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления.
Логичность мышления, кроме его культуры в математическом смысле, предполагает и выраженную процедурность: умение делать строгие выводы, например при поиске ошибок в алгоритме.
Алгоритмичность мышления должна обеспечить точность выводов учителя при доказательных рассуждениях. Эти две особенности мышления тесно взаимосвязаны.
Системность мышления учителя предполагает богатство ассоциативных связей между понятиями, видение взаимного проникновения понятий и дисциплин.
Комбинаторность мышления учителя необходима:
- для генерирования множества вариантов, способов обучения и отбора наиболее подходящих из них в конкретной ситуации;
- для порождения множества интерпретаций действий учащегося и выявления истинных его затруднений и успехов;
- для многократной переформулировки задач при взаимодействии с другими предметниками с целью компьютеризации их урок;
- для поиска и вскрытия внутри - и межпредметных связей.
Для учителя информатики формирование системно-комбинаторного стиля мышления — это один из признаков профессионализма.
Развивающие цели определяют развитие у школьника умения и склонности к рефлексии, буквально – к наблюдению за собственным мышлением, в нашем случае – в связи с компьютерной деятельностью: “что я хотел – что сделал – что получилось и почему”. Компьютер овеществляет, делает наглядными намерения и позволяет обдумывать их реализацию.
Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т. е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы. Это означает, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информатики, которые, безусловно, развивают ум и обогащают внутренний мир ученика, но и быть практически ориентированным – обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий.
Что касается целей воспитания. При преподавании информатики в целом можно сказать, что эти цели связаны с формированием черт и качеств личности, необходимых для эффективного и безопасного для себя и других использования ЭВМ, а также тех, формированию которых способствует именно компьютер. Можно говорить о воспитании таких качеств:
1) эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность как основной способ решения реальных проблем, отношение к практике как к критерию истины;
2) объективное отношение к данным компьютерных вычислений;
3) бережное отношение, как к технике, так и к информации, своей и чужой;
4) этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
5) стремление к самоутверждению через освоение ЭВМ и созидательную деятельность с ее помощью этого сложнейшего продукта цивилизаций;
6) личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
7) личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
8) потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
9) скромность, забота о пользователе продуктов своего труда.
Рассмотрим пример плана конспекта.