Рис. 1.7. Поршневые кольца
Поршневые кольца изготовляют из чугуна, торцевую поверхность их шлифуют. На кольце делают косой или прямой вырез, называемый замком и позволяющий кольцу пружинить..
Кольцо плотно (с зазором 0,02—0,08 мм) подогнано по высоте к канавке поршня и в свободном состоянии имеет диаметр, несколько больший диаметра цилиндра. При установке в цилиндр вместе с поршнем кольцо сжимается и вследствие упругости плотно прилегает к стенке цилиндра, обеспечивая хорошее уплотнение поршня. Для свободного расширения кольца от нагревания в его замке при установке в цилиндр оставляют зазор 0,2—0,4 мм.
Поршневой палец (рис.1.8.) предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном. Палец, представляющий собой короткую стальную трубку, проходит через верхнюю головку шатуна и концами установлен в бобышках поршня. При работе двигателя на палец действуют силы, стремящиеся его изогнуть, а поверхность пальца подвергается истиранию о верхнюю головку шатуна и бобышки поршня. Для получения достаточной прочности и износоустойчивости палец изготовляют из мягкой стали и подвергают термической обработке (цементируют или закаливают токами высокой частоты), в результате чего трущаяся поверхность пальца становится очень твердой и износоустойчивой. Наружная поверхность пальца шлифована. Так как алюминий расширяется при нагревании больше, чем сталь, палец в бобышках холодного алюминиевого поршня должен иметь тугую посадку.
Рис. 1.8. Поршневой палец