Газораспределительный механизм (20 мин.)

Шатун

Рис. 1.9. Коленчатый вал

1- коленчатый вал; 2-шатун

Шатун передает усилие от поршня на коленчатый вал и вместе с валом преобразовывает возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала. Основными элементами шатуна (рис.1.10.) являются: тело (стержень) 3,верхняя (поршневая) головка 2и нижняя (кривошипная) головка 5. Шатун изготовляют из стали путем штамповки нагретых заготовок, после чего подвергают механической и термической обработке (закалке и отпуску).

Стержень шатуна для увеличения прочности имеет двутавровое сечение, увеличивающееся книзу. Для принудительной смазки поршневого пальца в стержне шатуна высверливают канал.

Верхняя головка шатуна предназначена для установки поршневого пальца, соединяющего шатун с поршнем.

При плавающем пальце головку изготовляют цельной, большой ширины, и в нее запрессовывают одну или две бронзовые втулки 1. Для смазки трущейся поверхности в головке и втулках сделаны отверстия. При креплении пальца стяжным болтом верхнюю головку шатуна изготавливают более узкой, с разрезом и утолщением с одной стороны. В утолщении нарезают резьбу для стяжного болта.

Нижняя головка шатуна служит для соединения его с шатунной шейкой кривошипа коленчатого вала. Для возможности сборки шатуна с валом нижнюю головку делают разъемной. Крышку 7 крепят к шатуну двумя шатунными болтами 4. Чтобы избежать ослабления крепления, гайки шатунных болтов стопорят при помощи шплинтов или стопорными шайбами. В нижней головке располагают шатунный подшипник.

Рисунок 1.10. Шатун.

На двигателях Rotax шатун соединен с шатунной шейкой коленчатого вала в заводских условиях и является неразборным.

Газораспределительный механизм (ГРМ) служит для своевременного распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём перекрытия и открытия поршнями продувочных окон цилиндров в двухтактных двигателях, либо открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (в четырехтактных двигателях), имеющих привод от распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма.

Газораспределительные механизмы независимо от расположения распределительных валов в двигателе включают в себя клапанную группу, передаточные детали и распределительные валы с приводом.

В клапанную группу входят впускные и выпускные клапаны, направляющие втулки клапанов и пружины клапанов с деталями крепления.

Передаточными деталями являются толкатели, направляющие втулки толкателей, штанги толкателей, коромысла, ось коромысел, рычаги привода клапанов, регулировочные шайбы и регулировочные болты. Однако при верхнем расположении распределительного вала толкатели, направляющие втулки и штанги толкателей, коромысла и ось коромысел обычно отсутствуют.

В головке цилиндра помещаются два клапана 1 и 2 (рис. 1.11а.). Клапаны управляются деталями механизма. Через впускной клапан 1 в цилиндр поступает горючая смесь; через выпускной клапан 2 отработавшие газы выходят в атмосферный воздух.

Впускной клапан изготовляют из хромистой стали, а выпускной во избежание быстрого выгорания — из особой жароупорной стали (сильхромовой), так как головка клапана при работе омывается раскаленными газами. Клапан изготовляют путем высадки из прутковой стали. После высадки головка и стержень клапана подвергаются механической и термической обработке.

Головка клапана имеет снизу шлифованную конусную рабочую поверхность — фаску, которой клапан плотно притерт к гнезду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: