Вопрос №2. Государственный и общественный строй

В ходе централизации происходило преобразованиевсей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государ­ство. Изменяется вся система сюзерено-вассальных отношений: быв­шие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. про­исходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.

Произошли изменения и в ментальности. Это отразилось прежде всего в языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Приверженность православию сохранилась, но языческие традиции усилились.

Однако не меньшее, а может большее влияние по сравнению с финским элементом на формирование русского народа и его общественной организации оказал монголо-татарский фактор. Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.

Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией власти. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

Князья в присоединеных землях становились боярами московского государя (“обояривание князей”). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также “боярами-кормленщиками”, так как за управление уездами получали корм – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество – это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. "государем всея Руси". В начальный период объ­единения русских земель в одно государство великий князь был типич­ным монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчи­не и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определя­лась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет. С конца XV в. великий князь - глава государства, обладавший большими правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию сложившейся единой Руси. Но его власть еще не была настолько силь­ной, чтобы стать неограниченной, абсолютной. Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии – Боярской думы''. Она состояла из 5-12 бояр и более 12 окольничих (бояре и окольничьи – два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правлении Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог – дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г. Дума выросла из ранее известного феодального совета, но по со­ставу существенно от него отличалась. Члены Боярской думы "жаловались" великим князем из среды княжеско-боярской аристократии, высших чинов дворцового управления (а с начала XVI в. — и из дворянства). Великий князь должен был считаться с системой местниче­ства, предоставлять места в зависимости от знатности происхождения. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управле­ния, законодательства, внешней политики и суда. Характерная для того времени форма принятия решения включена в вводную часть Судебника 1497 г.: "Уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми своими и с бояры о суде, как судите бояром и околничим".

Несмотря на то, что многие члены Думы имели оппозиционные на­строения (а часто и враждебные), великокняжеская власть не могла управлять страной без этого органа (отсутствовал необходимый полити­ческий аппарат управления, были еще очень сильны экономические и политические позиции феодальной знати). Положение Боярской думы в XV-XVI вв. не было однозначным. Так, в начале XVI в. (во время правления Василия III) великому князю в значительной мере уда­лось подчинить ее своему влиянию. Позднее роль Думы снова возросла.

Феодальные съезды созывались как в период феодальной раздроб­ленности, так и на раннем этапе становления централизованного госу­дарства. По мере изменения характера взаимоотношений великого князя с князьями удельными значение этого типично раннефеодального органа падало. Позднее из политической жизни Русского государства съезды исчезли.

На первом этапе создания централизованного государства продолжа­ла действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовы­ми ведомствами ("путями")- Существовали конюший, стольничий, со­кольничий и прочие "пути" под началом "путных" бояр. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, дерев­ни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель под­чинялось "путным" боярам и в финансово-административном, и в су­дебном отношениях. Эта система управления была типична для периода феодальной раздробленности, когда княжеское управление распростра­нялось лишь на его собственную вотчину, удел.

С централизацией государства и увеличением территории компетен­ция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении "путных" бояр появились многочисленные штаты дья­ков, приказчиков, ключников и др. Определилась некоторая субордина­ция дворца и дворцовых ведомств: дворец (большой дворец, как его на­зывали) стал как бы центральным учреждением, которому подчинялись "путные" ведомства и, кроме того, поручались многие вопросы, связан­ные с местным управлением (назначение наместников, волостелей, раз­работка текстов уставных грамот - документов, определявших права органов местного управления), с церковным и светским землевладением (например, так называемое "испомещение" служилых людей) и некото­рые другие.

Для управления вновь присоединенными землями с конца XV в. ста­ли создаваться "областные" дворцы - Тверской, Новгородский, Рязан­ский и т.д. Их компетенция не была достаточно четко определена, они ведали самыми разными делами: сбором податей, местной администра­цией, рассмотрением земельных споров, формированием феодального ополчения и т.д. Однако проведенная реорганизация дворцовой системы, связанная с расширением ее административных функций, не могла ре­шить задачи управления централизованным государством: и дворец, и дворцовые ведомства продолжали ведать прежде всего хозяйством князя, дворцовыми землями и крестьянами, принадлежавшими великому князю и его семье.

Изменение характера великокняжеской власти, подчинение велико­му князю бывших удельных князей, необходимость управления всей значительно увеличившейся территорией государства, обострение клас­совой борьбы, противоречия внутри господствующего класса, потребно­сти внешней политики, развивавшиеся экономические связи, рост горо­дов, торговых центров, т.е. усложнение социально-экономического и политического развития, требовали создания специального управленче­ского аппарата, бюрократии, чиновничества.

В результате постепенно, начиная с конца XV в., стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это были постоянно действовавшие учреждения, имевшие значительно более чет­кую компетенцию по сравнению с прежними. Их деятельность распро­странялась на всю территорию государства.

Приказы имели определенные штаты, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. Для дьяков и других при­казных деятелей служба в приказах была основным занятием, за кото­рое они получали жалованье из казны. Это ставило их в тесную связь и зависимость от великокняжеской власти, делало их ее верной опорой. Верхушка приказной бюрократии получала земельные пожалования и включалась в состав господствующего класса феодалов. Однако и пред­ставители боярских и особенно дворянских кругов старались занять ключевые посты в новых учреждениях. Между приказной бюрократией и дворянством также устанавливалась теснейшая связь, что способство­вало укреплению позиций правящего класса, его политического гос­подства. Специальный чиновничий аппарат разрастался, приобретая все большее значение (о чем свидетельствовал, например, тот факт, что уже в начале XVI в. дьяки стали участвовать в заседаниях Боярской думы).

В начале XVI в. функционировало около 10 приказов. Одними из первых сложились приказы Большого дворца и Казенный (ведавший казной), возникшие в связи с реорганизацией дворцового управления. Позднее появились Разрядный приказ (в котором сосредоточивалось управление военной службой). Посольский приказ (делопроизводство по внешнеполитическим делам, дипломатическая служба, пограничные дела, пропуск через границу послов и гонцов и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган, тесно связанный с местными губными избами), его образование обусловлено обострением классовых противоречий и необ­ходимостью государственными средствами вести борьбу с беглыми кре­стьянами; Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообще­ния) и др.

В первый период после создания приказов дворцово-вотчинное управление оставалось, позднее система приказов охватила все отрасли государственного управления и окончательно вытеснила прежнюю сис­тему, сохранив, однако, некоторые ее пережитки.

Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: вве­денный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможность занимать государственные должности с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев», отдельных феодальных родов и семей.

Из среды боярства формируется феодальный совет, играющий важ­ную роль во властной иерархии. Важное значение приобретают долж­ностные лица, входящие в этот совет, — тысяцкий, окольничий, каз­начей.

Тысяцкий в Московском государстве ведал вопросами финансового и судебного надзора, возглавлял городское ополчение (в конце XIV в. эта должность была упразднена).

Окольничий выполнял функции ближайшего великокняжеского со­ветника в вопросах государственного и дворцового управления.

Казначей был хранителем великокняжеских казны и архива (грамот ярлыков) и возглавил новое ведомство, сложившееся в середине в., — Государственную казну. На Казенном дворе осуществлялось также делопроизводство по ямским, поместным и посольским делам, связанным с вопросами финансирования.

Местничество.По новой иерархической лестнице москов­ское боярство размещалось уже не «по уго­вору» а в соответствии со своим служебным достоинством.

Положение на московской службе бывших владельческих (великих, удельных и т.п.) князей определялось значением «столов», на которых они сидели, т.е. статусом их княжества, стольного города и проч.

Бояре и служилые люди размещались на служебной лестнице в зави­симости от того положения, которое занимали дворы, при которых они служили.

В соответствии с таким распределением мест, потомки великих князей стояли выше потомков удельных князей, владетельные потомки удель­ных князей — выше бояр, московские великокняжеские бояре — выше служилых князей и бояр удельных. Внутри самого московского боярства произошла существенная дифференциация статусов и привилегий.

Старый удельный порядок с его учреждениями и отношениями про­должал существовать под покровительством нового государственного порядка, устанавливаемого Москвой. Даже территориальные формы местного управления (таких городов, как Тверь, Ростов, Нижний Нов­город и др.) в лице их высших органов не упразднялись, а переносились в Москву, где действовали параллельно, не сливаясь с центральными Московскими учреждениями.

Бывшие удельные князья, превратившись под властью московского князя в вотчинников-землевладельцев, сохраняли за собой некоторые властные и судебные полномочия на территории собственных уделов. Нередко они (и удельные, и бывшие великие князья) превращались в наместников великого московского князя, осуществляя управленческие и судебные функции в пределах своих владений.

Великие московские князья признавали наследственные владельчес­кие права бывших князей и потомственных бояр, стремились укрепить корпоративный дух этого правящего сословия. Под эгидой Москвы сформировалось аристократическое сословие правителей, каждый из ко­торых связывал свои права с древней традицией, когда Русью управляла целая династия Рюриковичей, свое знатное происхождение каждый мос­ковский боярин оценивал как самый веский аргумент в местнических спорах о должностях, чинах и привилегиях.

Кроме знатности происхождения для принадлежности к боярскому сословию требовалось обладание чином боярина, он мог быть пожалован конкретному лицу только самим великим князем московским.

Боярство было верхним слоем формировавшейся правящей элиты Московского государства. Идея служебности всех социальных групп и классов власти великого князя только начинает укрепляться в конце XV в., ее реальную социальную опору составили также новые общест­венные группы, складывающиеся в этот период: дворянство, ратные люди (профессиональные военные), казачество и др.

Дворянство. Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже выросло дворянство, были «отро­ки», или «гриди», младшие дружинники князя. Затем появляются кня­жьи «дворные» слуги, или «слуги под дворским», в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединялись в группу «детей боярских», так и не доросших до бояр и «княжих мужей», но составивших социальную базу дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

В состав формирующегося дворянского сословия наряду с бывшими вольными слугами удельных и великих князей вошло большое число дворцовых слуг (тиунов, дьяков, подьячих, конюхов, писарей и проч.) приказные и ремесленные люди князей и бояр. Очень скоро эта категория служилых людей сливается с военно-служилыми людьми, получает от великого князя земельные наделы и облагается служебными обязаннос­тями.

В состав военно-служилого класса уже в XV в. активно вливались различные иностранные элементы: из Литвы, из западно-русских кня­жеств в Москву на службу приезжало большое число ратных людей. Земли по Оке московское правительство раздавало служилым людям из казанских и поволжских татар (многие татары принимали крещение, становились русскими помещиками, сливались с русскими служилыми людьми).

В XVI в. около тысячи служилых фамилий составили основу москов­ского служилого класса — столбового дворянства. В его составе собст­венно великорусских фамилий насчитывалось лишь около трети, польско-литовские и западнорусские служилые люди составляли четверть, дворя­не западно-европейского происхождения — четверть, татары и другие «степняки» — остальную часть служилого класса (В.О. Ключевский).

Иерархия служебных чинов составила три основных разряда: чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне), чины служилые москов­ские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы), чины городовые или уездные (дворяне выборные, дети боярские дворовые, дети боярские городовые).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: