Общественный строй

Русское Централизованное государство обретало свое геополитическое пространство в изнурительной борьбе с соседними странами – Казанским, а позже и с Крымским ханством, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством, боролось за избавление от татаро-монгольского ига. Новое государство рождалось как национальное великорусское.

К XV веку русское государство в основном сформировало свою территорию с очерченными границами, развивался процесс объединения политического. Сложность этого процесса заключалась в хозяйственной разобщенности регионов, отсутствии товарно-денежных связей, нечеткости социальной структуры населения. Прежде всего удалось добиться успехов во внешней политике. Русь освободилась от ордынского ига, укрепила свою безопасность от других внешний врагов, установила дипломатические отношения со Швецией, Тевтонским и Ливонским орденами, с германским императором, провела несколько успешных войн с Польшей и Литвой. В результате к Московскому государству были присоединены Чернигово-Северская и восточная часть Смоленской земли (25 городов и 70 волостей), а в 1514 году – Смоленск.

Внутренняя политика московских великих князей определялась необходимостью укрепления своего экономического и военного могущества. Именно с этой необходимостью связанно вмешательство государства, влияние его на процесс формирования сословий. Усиливается деление населения на служилое и тяглое. Обращается особое внимание на социальный и правовой статус служилого населения. Меняется положение и состав высшей элиты служилого народа – боярства. К московским (удельного периода) нетитулованным боярам присоединяется масса титулованных князей, ставших простыми вотчинниками, княжат, удельных бояр, князей «жалованных бояр», получивших это звание от великого князя московского. Новое титулованное боярство считает своим наследственным правом участие в управлении страной. Развивается местничество – претензии на получение высших административных военных должностей по особому местническому счету, т.е. с учетом родословной и того места, которое занимали предки за столом великого князя Киевского. При этом личные качества в расчет не принимаются, создается замкнутый аристократический круг, негативно отражающейся на развитии государства.

Появляется новое сословие - дворянство. Первоначально в него входят слуги «под дворским» - бывшие дворцовые слуги великих и удельных князей, разные приказные и ремесленные люди, служившие при княжеских дворах, - ключники, казначеи, дьяки, тиуны и др. В сословие дворян вошли и выходцы из Литвы, крещенные татары, поповичи, казаки, дети боярские. В формировании этого сословия важная роль принадлежит развитию поместной системы, т.е. раздачи государством участков земли (поместий) под условием несения военной службы. Получивший поместье обязан не только выходить на службу сам, но и приводить с собой определенное число крестьян с соответствующим снаряжением («конно, людно, оружно»). Поместье давалось в пожизненное пользование (не в наследственное), при наличии взрослых сыновей давались «прикуп» (увеличение участка) или «отвод» (отдельный участок). Так появилась категория помещиков (в XVI в. – поместников). В последующем поместья стали передавать в наследственное пользование, что сблизило их с вотчинами, а при нехватке государственной земли для раздачи появились беспоместные и малопоместные (однодварцы) дворяне.

Таким образом, государство формировало категорию служилых людей «по отечеству», делившихся по роду службы степени привилегированности, размером земельных пожалований на 3 разряда. Высший разряд составляли думские чины, принимающие участие в деятельности боярской думы (бояре, окольничие, думные дьяки). Следующие два разряда составляли чины московские (служащие при дворе: стольники, стряпчие и т.д.), дворяне московские и чины городовые (дворяне выборные, дети боярские). Низшие слои служилого сословия – стрельцы, казаки, ямщики – составляли категорию служилого населения «по прибору». В случае необходимости (военные действия) к несению военной службы привлекалось и тяглое население, в основном крестьяне.

Из состава тяглового населения наибольшие изменения претерпело крестьянство. Крестьянин на Руси был свободным арендатором земли, вольным хлебопашцем, имевшим право заключать договоры с любым землевладельцем, сменить арендованный участок, продолжая выплачивать долг прежнему хозяину. Собственно, отнести его полностью к составу тяглого населения до XV в. нельзя, ибо тяглом была земля и крестьянин был тяглым до тех пор, пока работал на ней. Изменение в порядке землевладения, появление поместий внесли коррективы и в юридический статус крестьянина. Судебником 1497 г. было определенно время возможного перехода крестьянина от одного хозяина к другому (неделя до и неделя после Юрьева дня 26 ноября). Эти сроки удовлетворяли крестьян (конец сельскохозяйственного года), но введение в 1581 г. Заповедных лет, в течение которых переход запрещался вообще, явно было крупным шагом к закрепощению крестьян. Больно ударил крестьянина перевод некоторых натуральных повинностей в денежные и особенно введение новых налогов и сборов (судебных пошлин на торговлю и др.). Кроме того, развитие поместной системы намного уменьшило численность черносошных (государственных) крестьян, условия в жизни частновладельческих (вотчинных, поместных и монастырских) ухудшились. Повысилась и зависимость от государства крестьянской общины. Таким образом, хотя крестьянин юридически остается свободным, он все более и более попадает в зависимость от землевладельца и государства, в ряде случаев превращается в кабального холопа.

В рассматриваемый период на Руси происходили довольно сущест­венные изменения в формах феодальной собственности на землю и в Правовом статусе основных группировок господствующего класса феодалов. Иным становился и характер взаимоотношений между ними.

Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе ие­рархической лестницы стоял великий князь ~ крупнейший феодал, вла­девший дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями. Дворцо­вые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу ("служни" земли). Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государст­ва. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу велико­княжеской власти (государства) и управлялись его наместниками. Чер­ные земли также нередко переходили в частное владение феодалов - бояр, монастырей, дворянства. Служилые князья (княжата) превратились (по мере подчинения их власти великого князя Московского) в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обя­занных ему службой. Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Боя­ре-вотчинники стали основной категорией господствующего класса феодалов (наряду с монастырями и церковниками) в период феодальной раздробленности. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п.; в их руках (согласно иммунитетным грамотам) находились суд, управ­ление, сбор податей и т.д. Формально они могли иметь вотчины только на территории "своего" князя, но это положение нарушалось и довольно часто. Кроме того, бояре имели так называемое "право отъезда" от од­ного князя к другому (право поменять сюзерена-господина), не влекшее за собой ликвидацию вотчины. Важным институтом вотчинного земле­владения было право родового выкупа отчужденных земель, согласно которому родственники вотчинника (собственника отчужденных земель) получали возможность приобрести их в первую очередь, вернуть, гак сказать, фамильную собственность в свою семью. Это право осуществ­лялось независимо от вассальных связей боярства. Боярское землевла­дение уже к XV в. не совпадало с оставшимися от политической раз­дробленности границами удельных княжеств. Вассальные отношения с удельными князьями разрушались и заменялись службой великому кня­зю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было огра­ничено, а затем и отменено "право отъезда" (позже на отъезд начали смотреть как на государственную измену); вотчины (особенно удельных князей - теперь служилых, а затем и боярства) стали приобретать ха­рактер условного землевладения (иначе говоря, устанавливалась зависи­мость владения вотчиной от службы великому князю); были сокращены их иммунитетные привилегии (ряд судебных дел о душегубстве, разбое, татьбе передавался из их ведения в суд княжеских наместников, а тар­ханных грамот вообще больше не выдавали). Эти изменения привели к некоторому ограничению власти бояр, что еще не означало утрату ими привилегированного положения. Бояре - по-прежнему крупные земле­владельцы, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением не­которых дел) своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального совета при князе (так называемой Боярской думы), зани­жали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.

Боярское звание ранее могло быть получено только по наследству. С изменением положения старой феодальной знати звание бояр стало придворным чином, жалуемым великим князем. Появились "введенные" бояре, окольничий (наиболее привилегированные бояре), принадлеж­ность которых к верхушке феодальной знати устанавливалась князем. Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др.

Для феодальной иерархии этого времени характерна система мест­ничества, при которой представители княжеских или феодальных фа­милий занимали по родовитости определенное место при дворе князя и на государевой службе. Широкие привилегии старой феодальной знати (удельных княжат и бояр), система местничества были серьезным тор­мозом процесса централизации, укрепления политического единства. Княжеско-боярская знать вела борьбу против усиливавшейся централь­ной государственной власти и в отдельные периоды (например, в первой половине XVI в.) добивалась успеха и временно восстанавливала поряд­ки времен феодальной раздробленности. Существенное ограничение прав и привилегий старой феодальной знати, связанной с прежними удельными князьями, произошло в середине XVI в. по реформам Ива­на IV.

Служилые люди — дворяне - владели землей на так называемом по­местном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в двор­цовом управлении и быть наместниками.

Дворянство становилось все более многочисленной группой господствующего класса, причем группой, теснейшим образом связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни-с внешними врагами. Оно было заинтересовано в захвате новых зе­мель и расширении предоставляемых ему "дач", в активизации развития торговли, появлении новых торговых путей, так как хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях связей с рынком, развития барской (господской) запашки, увеличения повин­ностей (что вело к усилению эксплуатации крестьян прежде всего в дворянских хозяйствах). В последующем права дворян на землю (а рав­но и их политические привилегии) были значительно расширены.

К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети бо­ярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело более про­грессивный и жизнеспособный по сравнению с боярско-княжеской вот­чиной характер, о чем свидетельствовали многочисленные факты разо­рения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам.

Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники - имели до трети всех частновладельческих земель в Русском государстве. Церковное и монастырское землевладение продолжало интенсивно раз­виваться на протяжении XIV-XV вв. Оно, как правило, не совпадало с границами отдельных княжеств. Духовенство, естественно, связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к поли­тическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только великокняжеская власть могла помочь церковникам справиться с крестьянским движением. Крестьяне (а документы свидетельствуют об усилении их податного бремени в монастырско-церковных хозяйствах) все чаще поднимались на борьбу, захватывали земли феодалов, убегали на окраины страны. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства, создать необходимые условия для усиливавшейся эксплуа­тации непосредственных производителей. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в. определилась тенденция к некоторому их вменению, ограничению: земли монастырей и церквей перестали осво­бождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духо­венства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях (с передачей великокняжескому суду). Была сделана попытка ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения путем запрещения продажи монастырям земли или передачи ее "на помин души" без раз­решения великого князя.

Церковные феодалы имели ряд личных привилегий — не платили государевых податей (были "белым" сословием), подлежали только суду духовенства, их жизнь, честь, имущество защищались повышенными мерами наказания.

Городское население. Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и к усилению социальной дифференциации его состава. Верхушку город­ского (посадского) населения составляли купцы - гости (они вели ино­земную торговлю), сурожане, торговавшие с Крымом, люди "суконной сотни" и др. "Лутчие" люди посада получали привилегии - освобожда­лись от части государевых повинностей, создавали свои корпорации ("сотни", "ряды", у ремесленников - "улицы") с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали го­родские низы, "черных", "молодших" людей. Последние несли бремя и государевых податей, и различных посадских повинностей.

В городах жили и феодалы, имевшие там свои владения (не вклю­чавшиеся в посад), причем удельный вес этих феодальных владений был зачастую велик (до половины дворов). Часть торгово-ремесленных дво­ров была собственностью церковников. Население слобод, принадле­жавших духовным и светским феодалам, не платило городского тягла (поэтому эти слободы и получили название "белых"). Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в горо­дах и усилить власть государевой администрации. Но этот процесс затя­нулся на многие десятилетия.

Крестьяне подразделялись на несколько основных групп: чернотяглые (черносошные), т.е. государевы, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому князю-государю. Их число постоянно и сущест­венно сокращалось, так как они вместе с землей передавались, жалова­лись феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдель­ных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк (натуральный или денежный), либо барщину. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. В рассматри­ваемый период происходит усиление эксплуатации крестьян, увеличе­ние размеров оброка, барщины. Обеспечить выполнение этих повин­ностей феодалы могли лишь за счет усиления внеэкономического при­нуждения, укрепления государственного аппарата. При его помощи с середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян-старожилъцев (находившихся в давней, длительной зависимости от фео­дала), серебренников (взявших в долг у господина деньги), затем в осо­бых грамотах, жалованных великими князьями, был определен общий срок перехода крестьян - Юрьев день. При уходе крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. В это время сохранялся институт холопства, но появилась новая группа - кабальные люди (попавшие в зависимость в связи с долгом). Но основной частью за­висимого эксплуатируемого населения было закрепощавшееся кресть­янство. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

Вотчина и поместье. Происходило дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанности и привилегии). Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян. Экономическая база первой группы – вотчинное землевладение, второй – поместное.

Источниками существования служилого класса в XIV – XV вв. были вотчины, полученные от князя, денежное жалование и кормления, т.е. доходы с государственных должностей.

К концу XV в. эти источники становятся недостаточными и государство находит новый – земли пустые или населенные, земли, которые в большом количестве концентрируются в руках правителя Московского государства. Раздачей этих земель в среде служилого сословия, государство, с одной стороны, стремилось обеспечить определенный уровень его существования, с другой – использовать силы этого сословия для оборонных (войско, дворянская конница) и управленческих (дьяки приказов, чиновники) целей. Служилые – землевладельцы должны были расселяться по окраинам государства, создавая живой щит прежде всего против набегов степняков. С середины XV в. начинает складываться целая поместная система.

Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер.

Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

Происхождение поместного землевладения, связывают с аналогичным институтом, существовавшим в Византии. Во всяком случае, к середине XV в. поместное землевладение становится определяющей формой хозяйствования в северо-восточной Руси. Слуги вольные, княжеские дружинники сливаются со слугами дворами, княжеской челядью на основе поместного землевладения: служба тех и других теперь связывается с земельными пожалованиями от князя, независимо от того какую службу они несли – ратную или дворцовую (такое управление произошло задолго до петровской Табеля о рангах).

К середине XVI в. были установлены точные нормы военной (ратной) повинности, приходившейся на служилого человека, в соответствии с размерами выделенной ему земли: со 150 десятин земли, будь то вотчина или поместье, должен был выставляться один экипированный конный ратник.

Поместные наделы и оклады назначались по отчеству и по службе, т.е. в соответствии с родовитостью служилого человека, занимаемой им должностью и качеством службы.

Размер оклада был прямопропорционален чину служилого человека, размер дачи был обусловлен размером вотчины, который уже владел претендент (чем больше у него была вотчина, тем меньшую дачу он получал) и сроком его службы. И к окладу, и к даче полагалась еще придача, как премия за выслугу и службу.

К земельным окладам иногда добавлялись оклады денежные (ежегодные или разовые, «подъемные» перед походом).

В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью. Дворянские дети с 15 лет записывались в службу, становились новиками. Новика верстали поместьям, за тем – денежным окладом, и, наконец, он становился полноценным служилым человеком с полным («свершинным») окладом.

Если отец молодого дворянина все еще служил, то сына его верстали в отвод, наделяли особым от отца поместьем. Когда отец уже не мог служить, молодого дворянина припускали к нему, т.е. вводили во владения отцовским поместьем. Как правило это был младший из сыновей, иногда «припускались» сразу несколько сыновей.

После смерти служилого человека поместье нередко оставляли за недорослями – сиротами (не достигшими 15 летнего возраста). Из поместья выделялись доли на прожиток (пенсии) вдове и дочерям умершего. Если у дочери был жених из служилых людей, «прожиток» могли закрепить за ним. Вдова владела «прожитком» до смерти, нового замужества или ухода в монастырь.

Если помещик умирал своей смертью, вдова получала 10% из его поместья, дочери – по 5%; если он погибал в походе оклады удваивались.

В.О.Ключевский полагал, что именно поместное землевладение повлияло на перемену юридического статуса землевладения. В период феодальной раздробленности на Руси служба была делом личным и не связанным с землевладением.

До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, купленные ими у чернотяглых общин (т.е. государственные земли, приобретенные частными владельцами) облагались поземельными повинностями, также как и земли служилого человека на которых работали его дворовые люди. Только с середины XVI в. часть этих земель, пропорциональная поместному окладу их владельца, «обелялась», т.е. освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов.

Крепостное право. Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависил от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания.

Холопы. Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства. Последние значительно видоизменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключнечеству, запрещено холопить «детей боярских»), участились случаи отпуска холопы на волю. Закон ограничивал поступления холопства (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравнению статуса холопов с крепостными.

Выделялась особая категория больших, или докладных, холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства, -ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. В имениях своих господ они выполняли регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские (приставы, доводчики и т.п.). Эти функции часто приобретали наследственный характер оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть «больших» холопов переходило в разряд свободных людей.

Кабальное холопство. С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Кабальное холопство превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стало распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма. Уже в XV в. холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилось холопство докладное, прекращавшееся со смертью господина (в крайнем случае, продолжавшееся до смерти его наследника). Близкой по форме к холопству было закладничество.

Многонациональный служилый класс Московского государства в XV в. еще не оформился как особое сословие, лишь в XVI в. дворянство консолидировалось на системе установленных для него прав и обязаннос­тей. Особую роль в этой консолидации сыграло поместное землевладение и обязанность военной службы.

Вопрос №3. Развитие русского феодального права. Судебник 1497г.

Особенностью рассматриваемого периода в Московском княжестве, а затем в Русском централизованном государстве являлось то, что продолжала действовать Русская Правда. Текст ее был переработан, сокращен, приспособлен к новым условиям жизни. Новая редакция Русской Правды получила название Сокращенной из Пространной. Но Русская Правда регламентировала лишь немногие вопросы общественных отношений, не отражала нового уровня социального, экономического и развития, а также обострения классовой борьбы в стране. Для рассматриваемого периода характерно более интенсивное (по сравнению со временем политической раздробленности) развитие права, увеличение роли великокняжекого законодательства.

Важными документами периода создания централизованного государства являлись великокняжеские нормативные акты, определявшие права и обязанности местного управления, регламентировавшие деятельность наместников, кормленщиков. Среди них наиболее известны Двинская (1397-1398 гг.) и Белозерская (1488 г.) уставные грамоты, Запись о душугубстве (1456-1462 гг.), Белозерская таможенная грамота 1497 г., так называемые "доходные скупки", определявшие размеры “корма”. Большой интерес представляют духовные (завещания) и договорные грамоты великих и удельных князей, свидетельствующие о росте великокняжеской власти, об увеличении ее полномочий, о потере удельными князьями их былого политического влияния.

В 1497 г. был принят первый Судебник Русского централизованного государства. Его издание являлось важной мерой укрепления политического единства, усиления власти единого централизованного государства.

Судебник 1497 г. Судебник Ивана III имеет иной харак­тер, чем все предшествующие памятники. С него начался но­вый период в истории законодательства. Главная его задача со­стояла в том, чтобы сообщить всем судам определенную и од­нообразную форму и централизовать их. В нем хотя и стояло на первом месте разделение суда на разные виды, как это было и в прежних законодательных памятниках, но эти разновидности тяготели к одному главному суду; они составляли высшие и низшие инстанции одного и того же суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: