Лекция 5.Государственный кредит и управление государственным долгом

Заключительная часть занятия (5 мин.).

Использование несоответствующих свечей зажигания

Рекомендуется выполнить промывку системы новым маслом.

Использование несоответствующего масла

А. Эксплуатация с маслом низкого качества не более 5 часов:

1. Выполнить замену масла.

ПРИМЕЧАНИЕ:

2. После наработки 1 час выполнить замену масла.

Б. Эксплуатация с маслом низкого качества более 5 часов:

1. Выполнить замену масла.

2. Снять редуктор в сборе, включая ведущую шестерню, и направить в ремонт.

3. Законсервировать двигатель.

При эксплуатации двигателя со свечами, несоответствующими техническим данным:

1. Вывернуть все свечи.

2. Осмотреть свечи на предмет отсутствия повреждений и металлических частиц.

3. Осмотреть днища поршней, стенки цилиндров, головки, клапаны на предмет отсутствия повреждений.

4. Проверить резьбу в свечных отверстиях.

5. Проверить компрессию в цилиндрах методом падения давления. Падение компрессии более 10 % от последнего замера НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

6. Выполнить замену масла.

При наличии повреждений деталей цилиндропоршневой группы, необходимо:

1. Законсервировать двигатель.

2. Направить двигатель в ремонт.

1. подвести итоги;

2. задание на самоподготовку: изучить материал данного занятия;

3. ответить на вопросы.

1. Содержание и функции государственного кредита

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физиче­скими и юридическими лицами — с другой. В сфере этих отношений го­сударство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных,физических или юридических лиц. На практике это означает принятие

государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государ­ству Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требу­ются первоклассным заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы, и в механизме гарантирования кредитов нуждаются прежде всего недостаточно надежные заемщики.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юриди­ческим или физическим лицам. Оно может направлять кредиты на льгот­ных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются либо непо­средственно Минфином России, либо через коммерческие банки.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используют­ся на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма госу­дарственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Выводы:

• сущность государственного кредита заключается в перераспределе­нии капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики.

Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

• возникновение дефицита бюджета порождается именно временной
неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными
обстоятельствами;

• если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из
реального сектора, то государственный долг не является инструментом
перекладывания экономического бремени на последующие поколения;

• государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бу­магам (долговым обязательствам).

Из определения следует, что государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным (детализированным) функциям государственного кредита относятся следующие:

1) образование денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом услови­ем добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряже­ние государства служит обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно-развитых странах в основном с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

доходности — способности приносить доход (через проценты, диви­
денды или рост курсовой стоимости);

надежности — низкой вероятности понести потери (минимальный
риск невозврата вложенных средств);

ликвидности — возможности скорейшего для держателя ценных бумаг
получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надежными финансо­выми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они при­влекательны прежде всего для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. В России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государствен-

облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок;

2) использования денежных фондов — необходимости возврата при­влеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

3) контроля — влияния на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Кроме того, государственный кредит играет важную роль:

1) в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перераспределе­ния капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку выступает конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;

2) в повышении эффективности использования средств, обеспечивая не­обходимость максимально эффективного использования государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как при недостатке, так и избытке финансовых ресурсов;

3) в ускорении концентрации финансовых ресурсов, создавая возможность государству привлекать их значительные объемы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

2. Виды государственных займов

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Три составных элемента государственного долга:

— финансовый долг;

—условный долг (или вероятностные обязательства государства при
поручительствах);

—административный долг.

финансовый долг, являющийся основной компонентой государствен-ого долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служа­щие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:

—денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых ценных бумаг (секьюритизированная форма);

—денежные обязательства государства, возникшие в результате за­ключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).

Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий. Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению, при нормаль­ном развитии событий не возникает, (поскольку выдача государствен­ных гарантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), а финансовые ресурсы в экономику привлекаются.

Административный долг — это просроченные обязательства государ­ства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государ­ством своих бюджетных обязательств.

Таким образом, государственный долг представляет собой неоднород­ную финансовую категорию, одной из характерных особенностей которой является множественность механизмов формирования. Основываясь на данном выводе, можно предложить следующий вариант определения этой финансовой категории:

Под государственным долгом следует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заемщика, с одной стороны и физическими и юридическими ли­цами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, с другой стороны по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлеченных как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.

Государственный долг имеет ряд характеристик, оказывающих непо­средственное влияние на организацию процесса долгового управления. К таким характеристикам относятся системность и комплексность.

2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные (государственные) займы это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбе­режений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно-развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные Ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. К данному способу получения заемных

средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов не достаточна, поэтому он вынужден предоставлять допол­нительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государ­ство априори считается надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены по уровню размеща­ющего заем государственного органа на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть сле­дующих видов:

процентные займы доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

дисконтные займы доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

выигрышные займы доход по ним осуществляется на основе ти­ражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку они не предоставляют гарантированного дохода к определен­ному моменту времени;

индексационные займы доход по ним выплачивается посредством
индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных
инвестором ценных бумаг.

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмити­рованные им обязательства можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. В случае, если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:

займы, подлежащие оплате единовременно;

займы, подлежащие оплате частями.

1. 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

3. Управление государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государ­ственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в допол­нительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслу­живанию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловности — обеспечение точного и своевременного выполнения
обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти,
органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

единства долговой политики — обеспечение единого подхода в поли­тике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

*согласованности — обеспечение максимально возможной гармони­
зации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальности — создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре основные составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако применительно к государственному долгу эти функции управления могут быть конкретизированы.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле включает в себя:

• формирование политики в отношении государственного долга;

• определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

• определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

• выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов; и т.д.

Политику в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управлений" им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных госу­дарственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом осуществляется посредство применения следующих методов:

* рефинансирования — погашения части государственного долга

• новации — соглашения между государством-заемщиком и креди­
торами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного
договора;

• унификации — решения государства об объединении нескольких
ранее выпущенных займов;

• отсрочки — консолидации при одновременном отказе государства от
выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки.

• дефолта — отказа государства от уплаты государственного долга.

Современный государственный долг РФ складывается из двух со­ставляющих, выделяемых по валютному критерию: государственного внутреннего и государственного внешнего долга.

Государственный внутренний долг включает в себя следующие виды обязательств.

1. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Эмитируются
Минфином России на срок до одного года, номинал составляет 1000 руб.
2. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
(ОФЗ-ПК), постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), фиксированным
купонным доходом (ОФЗ-ФК) и амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Эми­
тируются Министерством финансов РФ и дают их владельцам право на
периодическое получение процентного (купонного) дохода. Так же, как
и ГКО, перечисленные виды облигаций выпускаются в документарной
форме с обязательным централизованным хранением.

3. Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. вы­пуска (ОРВВЗ), появившиеся в обращении после денежной реформы вза­мен выигрышного займа 1982 г. Номинал облигации составляет 3—5 руб. ОРВВЗ размещаются среди физических лиц. Их владельцам выплачивает­ся доход в форме выигрышей, которые разыгрываются в восьми тиражах, проводимых ежегодно 15 января, 1 марта, 15 апреля, 1 июня, 15 июля, 1 сентября, 15 октября и 1 декабря.

Государственный внешний долг РФ складывается из двух составля­ющих.

1. Несекьюритизированный долг — долг, оформленный прямыми кре­дитными соглашениями между Российской Федерацией и зарубежными кредиторами. Он может быть разделен на четыре группы.

Первую группу составляет долг перед странами — участницами Па­
рижского клуба, представляющего собой неформальное международное
объединение государств, являющихся наиболее крупными мировыми
кредиторами.

Ко второй группе относятся долги перед странами, не являющимися членами Парижского клуба.

Третья группа включает в себя так называемую коммерческую задол­женность, представляющую собой долг по импорту бывших советских внешнеторговых организаций. Часть этой задолженности в 2002 г. была переоформлена в еврооблигации РФ, переоформление оставшейся части осуществляется по мере ее выверки.

Четвертую группу входят долги перед международными валютно-финансовыми организациями — Международным банком реконструкции и развиития, Европейским банком реконструкции и развития.

По условиям Парижского клуба реструктуризации может быть подвер­гнуто не более 20% задолженности, кроме того, все решения, касающиеся урегулирования задолженности перед странами — членами данной ор­ганизации, принимаются на коллегиальной основе, что также является дополнительным тормозом для применения тех или иных схем долгового урегулирования.

Текущая ситуация в области управления государственным долгом РФ характеризуется следующими параметрами:

• объем государственного долга составляет около 14% ВВП. Для срав­нения: критерий долговой безопасности, установленный Маастрихтским Соглашением - 60% ВВП;

*отношение между государственным внутренним и государственным внешним долгами, выраженными в процентах, составляет приблизительно 35:65. В международной практике подобная структура государственного долга рассматривается как нерациональная, поскольку преобладание в ней долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, является источником возникновения значительных валютных рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: