Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, важнейшим из которых было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.
В отличие от раннефеодального государства теперь становится возможной только одна форма правления – монархия, причем статус монарха меняется: Иван IV провозглашает себя царём, и этот титул – не простая формальность, а выражение действительного роста силы монарха. В то же время царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы (высшего совета при князе, а с 1547 г. при царе), значение которой хотя и имеет общую тенденцию к снижению, всё же достаточно велико, чтобы ограничивать монарха. Ничего принципиально не изменила здесь даже опричнина, она не уничтожила значение Боярской думы как высшего органа государственной власти – пусть и сильно пострадавшего (из 33 бояр – членов думы 15 были казнены, 3 насильно пострижены в монахи) и изменившегося по своему составу, пополнившемуся представителями дворянства и приказной бюрократии – думными дворянами и думными дьяками. Однако на изменение своего социального состава в сторону значительного увеличения представительства дворянства, Боярская дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии.
|
|
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла, а в 1610 г., когда в результате борьбы между боярскими группировками последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, к Боярской думе временно перешла вся полнота власти. На протяжении некоторого времени государством фактически управляло семь влиятельных бояр, что в истории получило название «семибоярщины».
При Боярской думе было создано специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступивших в неё дел образовывались комиссии из бояр, думных членов и дьяков. Создание некоторого чиновно-бюрократического аппарата давало возможность более эффективно решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.
Принципиально новым высшим органом государства стали Земские Соборы – высшие сословно-представительные учреждения Российского государства, включавшие членов Освещенного собора, Боярской думы, «государства двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Через земские соборы царь привлекал к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху также для поддержания крупных мероприятий – введения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари опирались на земские соборы, могли проводить через них соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
|
|
27 февраля 1549 года фактически был создан первый Земский Собор. Он не стал постоянным органом и впоследствии собирался по необходимости несколько раз в 1565, 1584, 1589 гг. Последние Земские Соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651, 1653 гг. Во второй половине 17 века окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, уже могла обходиться без созыва этого учреждения. Какого-то специального закона о Земских Соборах не было. Организованных выборов в Земские Соборы не было, нормы представительства от различных сословий не определены. Дворяне обычно составляли большинство Земских Соборов, особенно столичное дворянство, горожане до 20%.
Каждая сословная часть Земских Соборов обсуждала поставленные вопросы (в1642 г – 192 депутата) самостоятельно и выносила своё суждение. Решение должны были принимать всем составом. Продолжительность заседания Земских Соборов различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев, лет. (Земский Собор 1613 – 15 гг. избравший Михаила Романова, Собор 1648 – 49 гг. Соборное Уложение). Решения Земского Собора оформляются принятием специального Соборного документа-приговора.
Ни созыв, ни решение Земского Собора формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянства и богатых посад, кругов. Фактически Земский Собор и Боярская Дума в какой-то мере ограничивали власть царя. Они были нудны правительству, потому что оно вообще, и после смуты особенно, мало знало о положении в провинции.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов, где в период её становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам – тем более, что в рассматриваемое время произошла реорганизация армии. Основу её в результате составили дворянская конница и стрелецкое войско, появившиеся в результате реформы Ивана IV, вызванный развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Стрелецкое войско состояло из стрельцов – служилых людей в Русском государстве, подразделявшихся на выборных (позднее московских) и городовых. Московские стрельцы несли караульную службу в столице, охраняли царя, принимали участие в военных действиях. Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, находились в ведении местных воевод. Состоя в постоянном войске, стрельцы были обучены, имели одинаковое обмундирование, вооружались огнестрельным оружием. Стрельцы жили слободами, получали за службу денежное и хлебное жалование и наделялись землей, находившейся в вотчинном владении. Служба стрельцов была пожизненной и наследственной. В связи с созданием стрелецкого войска был образован специальный Стрелецкий приказ.
Общегосударственное войско, кроме великокняжеского двора, бывшего при князе постоянно, собиралось в случае войны или раз в два-три года. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов: всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми.
Итак, в середине 17 века, когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству, в основном, местом для деклараций, даже внутриполитических. Что касается присоединения Украины, то решение это было принято правительством уже в феврале-марте 1653г., в то время как собор занимался этим вопросом только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести свои отличные предложения.
|
|
В середине 17 века правительство укрепилось. Утвердившемуся самодержавию не нужна законодательная инициатива народа.
В Московской Руси сословий, подобно западным, не было, в чинах были представлены сословные качества. Петру I и соборы больше не нужны были, он нашел другие средства узнавать о состоянии страны. Вот почему Земские Соборы бесследно исчезли.
Встречающееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины 16 – середины 17 вв. как «сословно-представительская монархия» вызывает недоумение: разве в России к середине 16 века уже сформировались сословия? Или, может быть, так называемые «земские соборы» представляли местные общества, избирались по какому-либо принципу населением? На самом деле, о сословиях можно говорить не ранее, чем с 17 века, именно тогда различные социальные группы осознают свои особые интересы и начинают за них бороться. Но и в 17 веке на соборах преобладали, как правило, московские чины. А самое главное – соборы так и не стали законодательным органом, они не делили власть с царем и боярами, и не пытались это делать.
Когда в период Смуты реальную власть в стране принял на себя «Совет всея земли», земские люди словно тяготились правительственными обязанностями и поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти, как чужую для них тяжелую ношу. Это «самоустранение земщины» (выражение И.Л.Андреева) и стало главной причиной восстановления самодержавия после Смуты.
Итак, слабость общества, его правовой и политический инфантилизм, неготовность и нежелание взвалить на свои плечи постоянную ответственность за судьбы страны – всё это стало почвой, на которой выросло самодержавие, превратившееся в 16-17 вв. уже в традицию.
Слабостью московской системы управления был параллелизм, дублирование одних и тех же функций разными должностными лицами и учреждениями. Наряду с Земской думой существовала и Опричная, действовали свои приказы.
В рассматриваемый период продолжала развиваться и усложненная система приказов – органов центрального отраслевого управления.
|
|
Местное управление.
Существовавшая ранее система кормления постепенно отменялась и заменялась организацией губного (как округ) и земского самоуправления.
Воеводы – во многих уездах и городах правительственной властью назначены. Воеводы являлись административной властью (контролировали сбор податей, ведали судом, полицией) и военной (командовали вооруженными силами). Им подчинялось местное самоуправление и городовые приказчики.
Таким образом, к середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы.