Модель Д.Хьюма

Страна I Страна II
Экспорт > Импорт Экспорт < Импорт
Приток золота в страну Отток золота из страны
Рост денежной массы Сокращение денежной массы
Рост цен и зарплаты Падение цен и зарплаты
Сокращение экспорта, рост импорта Рост экспорта, сокращение импорта
Экспорт < Импорт Экспорт > Импорт
Экспорт = Импорт Экспорт = Импорт

Теория абсолютных преимуществ А.Смита

Развитие и обогащение страны невозможно только за счет перераспределения имеющихся богатств, национальное богатство отдельных стран должно прирастать за счет постоянного развития и совершенствования экономических систем. Главным из экономистов, подвергших критике меркантилистскую теорию был А.Смит, который четко сформулировал, что благосостояние наций наций зависит не сколько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения и кооперации труда.

А.Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Особые природные условия, наличие тех или иных ресурсов обеспечивают преимущества в издержках производства каждой страны в сравнении с другими. Причем для страны может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров за границей.

Предпосылки и ограничения модели А. Смита:

единственным фактором производства является труд;

имеет место полное использование всех имеющихся трудовых ресурсов;

в международной торговле участвуют только 2 страны;

издержки производства постоянны, а их снижение вызывает рост спроса на товар;

цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;

транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю;

внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

Если, например, издержки производства определенного товара Х в стране А ниже, чем в стране Б (), то для последней целесообразно не производить этот товар у себя, а импортировать его из страны А. Соответственно, страна Б будет экспортировать в страну А другой товар Y при условии, что издержки на его производство будут ниже, чем в стране А (). Таким образом, по А. Смиту, разница между абсолютными издержкамивыступает условие развития международной торговли.

В соответствии с воззрениями А.Смита:

правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю, а должно поддерживать режим свободы торговли;

государства и частные лица должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществами в производстве которых они не обладают;

внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы государства;

экспорт является положительным фактором для экономики, т.к. обеспечивает сбыт излишка продуктов; субсидии на экспорт являются налогом для населения и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Таким образом, в соответствии с теорией абсолютных преимуществ (absolute advantage theory) международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с наименьшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, в производстве которых имеют преимущества, а импортируют те, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

Теория сравнительных преимуществ

(Д. Риккардо - Р. Торренса - Дж. Ст. Милля)

Теория абсолютных преимуществ нашла свое развитие в работах Д.Рикардо и др. экономистов - Р. Торренса, Дж. Ст. Милля.

Исходя из тех же допущений, что и теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных перимуществ использует понятие альтернативной цены или, что то же самое, издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, истраченного на их производство (одна единица товара произведена за 3 часа труда).

Д. Рикардо доказал, что внешняя торговля несет дополнительную выгоду даже тем странам, которые имеют высокоэффективное хозяйство (т.е. не обладают абсолютным преимуществами по всем видам товара). Он обосновал это на классическом примере обмена английского сукна на португальское вино. Допустим, говорит Рикардо, что производство сукна в Англии требует в течение года труда 100 человек. Продав это сукно в Португалию, Англия покупает там вино, для производства которого у себя ей пришлось бы дополнительно вовлекать в производство 120 человек. Таким образом, Англии выгоднее купить вино. В то же время в Португалии на производство тех же количеств сукна и вина затрачивается соответственно труд 90 и 80 человек. Производство сукна в Португалии оказывается дешевле, чем в Англии (соответственно 100 и 90 человек в год), но дороже производства вина. Поэтому для Португалии выгоднее производить вино и менять его на английское сукно.

Если предположить, что одинаковое количество сукна и вина каждая страна будет производить для себя и для экспорта, то преимущества внешней торговли можно доказать следующим образом (табл. 2).

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: