РЫНОК | ||||||
Страна | Закрытый | Открытый | ||||
Вино | Сукно | Всего | Вино | Сукно | Всего | |
Португалия | - | |||||
Англия | - | |||||
Итого |
Из таблицы видно, что производство эффективнее в Португалии, и если исходить из абсолютных преимуществ, то Англии необходимо прекращать производство и все покупать в Португалии. Но закрыть все виды производства в стране невозможно, поэтому Англия прекращает производить тот продукт, который является более дешевым за границей. В данном случае это вино: для изготовления его в Португалии требуется 67% от издержек его производства в Англии. Освободившиеся люди переходят с винокуренных заводов на суконные фабрики и производят сукна столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить внутренние потребности и купить необходимое количество вина. Сукно в Португалии также дешевле, чем в Англии, но Португалия предпочитает специализироваться на производстве вина.
Данные табл. 2 говорят о том, что внешняя торговля оказывается выгодной для обеих стран. Совокупные затраты на производство вина и сукна в Португалии составляют 170, а в Англии – 220, если эти страны не выходят на внешний рынок. После специализации и выхода на мировой рынок затраты на производство в Португалии будут составлять 160, а в Англии - 200. Если для удовлетворения потребностей в двух странах раньше нужно было 390 единиц труда, то после специализации - 360. Таким образом, внешняя торговля минимизирует затраты труда на потребляемые товары. Формально это можно выразить следующим образом, Пусть имеются две страны А и Б и два товара Х и Y. Тогда страна А будет иметь сравнительное преимущество в производстве товара Х, если . Таким образом, мы имеем дело с альтернативными издержками производства товаров.
|
|
Дж. Милль обосновал, что цена импортного товара определяется через цену товара, который необходимо экспортировать для того, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен будет зависеть от внутреннего спроса на товары в каждой из торгующих стран.
Теория сравнительных преимуществ:
не учитывает транспортных издержек, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной торговлю определенными товарами (то же самое справедливо и для транзакционных издержек;
игнорирует влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, какие-либо колебания зарплаты, цен, инфляцию, международное движение факторов производства;
исходит из предпосылки полной занятости;
не позволяет объяснить торговлю между одинаковыми странами, не одна из которых не имеет сравнительного преимущества.
|
|
Таким образом, теория сравнительных преимуществ (comparative advantage theory) - состоит в том, что страны специализируются на производстве тех товаров, которые они будут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в одной из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая из стран получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.
Теория соотношения факторов производства Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона
По мере того, как в течение XIX в. трудовая теория стоимости постепенно вытеснялась различными вариантами теории факторов производства, международную торговля начали объяснять, также используя теорию факторов производства. В основе международной торговли лежит то или иное соотношение факторов производства в различных странах (разная обеспеченность ими). Страна должна специализироваться на производстве и вывозить те товары, для производства которых требуются факторы, которыми она богата (а значит, цены этих факторов низкие) и ввозить те товары, которые требуют использования дефицитных факторов производства. В результате участники международной торговли получают выгоду от повышения производительности труда и рационального использования ресурсов. Стройная теория международной торговли, построенная с учетом названных аспектов, была разработана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилом Эллиным – модель Хекшера-Олина.
В этой модели рассматриваются две страны и два фактора производства (труд и капитал), причем перелив факторов из страны в страну отсутствует, а производственная функция каждого товара в обеих странах одинакова, т.е. данное количество труда и капитала производит там одинаковое количество товаров (другими словами, предполагается одинаковая технология). Кроме того, предпосылкой анализа является наличие совершенной конкуренции.
Функционирование данной модели схематично можно представить следующим образом. Богатая капиталом страна А специализируется на производстве и экспорте капиталоемкого товара.
Отношение затрат различных факторов производства на производство определенного товара называется фактороинтенсивностью. Если соотношение затрат капитала и труда на товар Х больше, чем на товар Y, то товар X является относительно более капиталоемким:
Относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее факторонасыщенность.Она определяется или через относительные цены каждого фактора производства, или через их абсолютные размеры:
В этом случае страна Б считается более обеспеченной капиталом, еслисоотношение цены капитала и цены труда у нее ниже, чем в стране А. За цену капитала принимают процентную ставку, а цену труда оценивают через зарплату. Исходя из этого, страна Б будет специализироваться на капиталоемком производстве и, следовательно, будет в основном выпускать товар Х. Это определяет действие закона пропорциональности факторов (теорема Хекшера-Олина):каждая страна специализируется на производстве того товара, для которого у нее имеется больше необходимых факторов. Или, как определил этот закон автор, Б.Олин: "Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большого количества факторов, имеющихся в изобилии".
|
|
Рассмотрим кривые производственных возможностей стран А и Б.
Рисунок 1. Кривые производственных возможностей стран в модели Хекшера-Олина
В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства в торгующих странах. Первоначально цена на доступные факторы производства будет низкой, а на те, которых мало, – высокой. Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно, капитал будет дешевым. Специализация на капиталоемких товарах вызовет необходимость увеличения используемых размеров капитала, возрастет спрос на него по сравнению с предложением, и, следовательно, возрастет цена на капитал. В тех странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, произойдет увеличение спроса на труд и возрастет цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая страна должна искать новые возможности экспорта своей продукции, совершенствуя производство.
Недостатки теории соотношения факторов производства:
однородность факторов производства (при рассмотрении производства некоторых товаров факторы могут быть относительно взаимозаменяемыми – масло и маргарин, а для некоторых пар – нет - масло и роботы); неоднородность факторов производства делают невозможным выравнивание цен;
технологии производства одинаковы;
абсолютная внутренняя мобильность факторов производства и товаров;
отсутствие международного движения факторов производства.
Таким образом, в соответствии с теорией соотношения факторов производства разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютной и относительной цен не только на товары, но и на факторы производства в торгующих странах.
|
|
Теория различной относительной обеспеченности факторами производства как основа для международной торговли представлена в виде двух взаимосвязанных теорем: теориями Хекшира-Олина и теориями выравнивания цен на факторы производства (П. Самуэльсон).
Парадокс В.Леонтьева
Многочисленные эмпирические тесты поставили под сомнение теорию Хекшера-Олина.
Парадокс Леонтьева заключается в том, что вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил без ответа многочисленные вопросы, и другие эмпирические исследования, которые учитывали квалификационный состав рабочей силы и охватывали более широкий круг стран подтвердили справедливость теории сравнительных преимуществ. Но парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшира-Олина.
Объяснения Парадокса Леонтьева:
§ Леонтьев не учел деления рабочей силы на неквалифицированную и квалифицированную (квалифицированный труд, учитывая затраты на его подготовку, можно считать капиталом);
§ капиталоемкий экспорт требует значительных объемов сырья; если собственных природных ресурсов не хватает, то и импорт тоже будет капиталоемким;
§ может существовать тариф, ограничивающий ввоз той или иной фактороинтенсивной продукции;
§ реверс факторов производства – вследствие взаимозаменяемости факторов производства один и тот же товар может быть и трудо- и капиталоемким.
Теория технологического разрыва М.Познера
Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны осваивают новшества, и разрыв сокращается. Но пока он есть, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться. В результате этой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, кто экспортируют, получают прибыль, те, кто импортируют, - новые товары. Причем по мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.
Теория специфических факторов
Теория сравнительных преимуществ исходила из того, что только труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую. Теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора: труд и капитал. Однако в реальной жизни это не совсем так: капитал, функционирующий в одной отрасли, не всегда можно перепрофилировать на производство другого продукта. Так, капитал, функционирующий в металлургической промышленности, нельзя использовать, например, для производства обуви, поэтому реально часть факторов производства является, по сути, специфической и может быть использована только в данной отрасли. Как в этом случае может развиваться международная торговля?
Предположим, что в каждой стране производятся товары Х и Y, для каждого из них необходимы три фактора производства: капитал, земля и труд. При этом труд является мобильным фактором, а капитал и земля - специфическими факторами для производства товаров Х и Y соответственно. Если в первой стране больше, чем во второй, капитала и меньше земли, то при увеличении предложения капитала возрастет производительность труда в производстве товара Х, создадутся условия для расширения производства, возрастет зарплата, что вызовет приток рабочих из производства Y. Это создаст возможность предложить на мировом рынке больше товара Х по более низким ценам. Аналогичная ситуация произойдет с товаром Y во второй стране. В результате первая страна будет и дальше ускоренно развивать производство Х и постепенно сокращать производство Y.
Теория фирмы Э. Линдера
Технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было выравниванием уровня научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач. Причем этот процесс охватил в основном наукоемкие отрасли, наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.
Теории международной конкурентоспособности наций М.Портера
Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: количество и качество различных факторов производства, условия спроса на внутреннем рынке, наличие смежных и обслуживающих отраслей, стратегия фирмы и внутренняя конкуренция. Также как и сторонники неоклассической школы, Портер считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Но он не ограничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постоянное совершенствование этих факторов, их развитие в процессе расширенного воспроизводства.
Теорема Столпера-Самуэльсона
Теории международной торговли, как классические, так и современные, не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но они показывают прежде все условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.
Все теории международной торговли, так или иначе, обращают внимание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распределение доходов. Причем последняя проблема предполагает распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Как известно, внутри страны доходы участников производства зависят от цен на факторы производства и на товары, которые производятся с помощью этих факторов. Классические теории внешней торговли считали, что выход на мировой рынок не влияет на распределение доходов внутри страны. В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые товары. Как в этом случае изменятся доходы владельцев факторов производства. Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. В результате роста цен на мировом рынке растут цены на фактор производства, относительно более интенсивно используемый в производстве первого товара, и снижаются цены на фактор производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем изменение цен товара. В этом суть так называемой теоремы Столпера-Самуэльсона.