Модель сравнительных преимуществ в задаче Д. Риккардо

  РЫНОК
Страна Закрытый Открытый
  Вино Сукно Всего Вино Сукно Всего
Португалия         -  
Англия       -    
Итого            

Из таблицы видно, что производство эффективнее в Португалии, и если исходить из абсолютных преимуществ, то Англии необходимо прекращать производство и все покупать в Португалии. Но закрыть все виды производства в стране невозможно, поэтому Англия прекращает производить тот продукт, который является более дешевым за границей. В данном случае это вино: для изготовления его в Португалии требуется 67% от издержек его производства в Англии. Освободившиеся люди переходят с винокуренных заводов на суконные фабрики и производят сукна столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить внутренние потребности и купить необходимое количество вина. Сукно в Португалии также дешевле, чем в Англии, но Португалия предпочитает специализироваться на производстве вина.

Данные табл. 2 говорят о том, что внешняя торговля оказывается выгодной для обеих стран. Совокупные затраты на производство вина и сукна в Португалии составляют 170, а в Англии – 220, если эти страны не выходят на внешний рынок. После специализации и выхода на мировой рынок затраты на производство в Португалии будут составлять 160, а в Англии - 200. Если для удовлетворения потребностей в двух странах раньше нужно было 390 единиц труда, то после специализации - 360. Таким образом, внешняя торговля минимизирует затраты труда на потребляемые товары. Формально это можно выразить следующим образом, Пусть имеются две страны А и Б и два товара Х и Y. Тогда страна А будет иметь сравнительное преимущество в производстве товара Х, если . Таким образом, мы имеем дело с альтернативными издержками производства товаров.

Дж. Милль обосновал, что цена импортного товара определяется через цену товара, который необходимо экспортировать для того, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен будет зависеть от внутреннего спроса на товары в каждой из торгующих стран.

Теория сравнительных преимуществ:

не учитывает транспортных издержек, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной торговлю определенными товарами (то же самое справедливо и для транзакционных издержек;

игнорирует влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, какие-либо колебания зарплаты, цен, инфляцию, международное движение факторов производства;

исходит из предпосылки полной занятости;

не позволяет объяснить торговлю между одинаковыми странами, не одна из которых не имеет сравнительного преимущества.

Таким образом, теория сравнительных преимуществ (comparative advantage theory) - состоит в том, что страны специализируются на производстве тех товаров, которые они будут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в одной из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая из стран получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.

Теория соотношения факторов производства Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона

По мере того, как в течение XIX в. трудовая теория стоимости постепенно вытеснялась различными вариантами теории факторов производства, международную торговля начали объяснять, также используя теорию факторов производства. В основе международной торговли лежит то или иное соотношение факторов производства в различных странах (разная обеспеченность ими). Страна должна специализироваться на производстве и вывозить те товары, для производства которых требуются факторы, которыми она богата (а значит, цены этих факторов низкие) и ввозить те товары, которые требуют использования дефицитных факторов производства. В результате участники международной торговли получают выгоду от повышения производительности труда и рационального использования ресурсов. Стройная теория международной торговли, построенная с учетом названных аспектов, была разработана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилом Эллиным – модель Хекшера-Олина.

В этой модели рассматриваются две страны и два фактора производства (труд и капитал), причем перелив факторов из страны в страну отсутствует, а производственная функция каждого товара в обеих странах одинакова, т.е. данное количество труда и капитала производит там одинаковое количество товаров (другими словами, предполагается одинаковая технология). Кроме того, предпосылкой анализа является наличие совершенной конкуренции.

Функционирование данной модели схематично можно представить следующим образом. Богатая капиталом страна А специализируется на производстве и экспорте капиталоемкого товара.

Отношение затрат различных факторов производства на производство определенного товара называется фактороинтенсивностью. Если соотношение затрат капитала и труда на товар Х больше, чем на товар Y, то товар X является относительно более капиталоемким:

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее факторонасыщенность.Она определяется или через относительные цены каждого фактора производства, или через их абсолютные размеры:

В этом случае страна Б считается более обеспеченной капиталом, еслисоотношение цены капитала и цены труда у нее ниже, чем в стране А. За цену капитала принимают процентную ставку, а цену труда оценивают через зарплату. Исходя из этого, страна Б будет специализироваться на капиталоемком производстве и, следовательно, будет в основном выпускать товар Х. Это определяет действие закона пропорциональности факторов (теорема Хекшера-Олина):каждая страна специализируется на производстве того товара, для которого у нее имеется больше необходимых факторов. Или, как определил этот закон автор, Б.Олин: "Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большого количества факторов, имеющихся в изобилии".

Рассмотрим кривые производственных возможностей стран А и Б.

Рисунок 1. Кривые производственных возможностей стран в модели Хекшера-Олина

В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства в торгующих странах. Первоначально цена на доступные факторы производства будет низкой, а на те, которых мало, – высокой. Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно, капитал будет дешевым. Специализация на капиталоемких товарах вызовет необходимость увеличения используемых размеров капитала, возрастет спрос на него по сравнению с предложением, и, следовательно, возрастет цена на капитал. В тех странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, произойдет увеличение спроса на труд и возрастет цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая страна должна искать новые возможности экспорта своей продукции, совершенствуя производство.

Недостатки теории соотношения факторов производства:

однородность факторов производства (при рассмотрении производства некоторых товаров факторы могут быть относительно взаимозаменяемыми – масло и маргарин, а для некоторых пар – нет - масло и роботы); неоднородность факторов производства делают невозможным выравнивание цен;

технологии производства одинаковы;

абсолютная внутренняя мобильность факторов производства и товаров;

отсутствие международного движения факторов производства.

Таким образом, в соответствии с теорией соотношения факторов производства разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютной и относительной цен не только на товары, но и на факторы производства в торгующих странах.

Теория различной относительной обеспеченности факторами производства как основа для международной торговли представлена в виде двух взаимосвязанных теорем: теориями Хекшира-Олина и теориями выравнивания цен на факторы производства (П. Самуэльсон).

Парадокс В.Леонтьева

Многочисленные эмпирические тесты поставили под сомнение теорию Хекшера-Олина.

Парадокс Леонтьева заключается в том, что вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил без ответа многочисленные вопросы, и другие эмпирические исследования, которые учитывали квалификационный состав рабочей силы и охватывали более широкий круг стран подтвердили справедливость теории сравнительных преимуществ. Но парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшира-Олина.

Объяснения Парадокса Леонтьева:

§ Леонтьев не учел деления рабочей силы на неквалифицированную и квалифицированную (квалифицированный труд, учитывая затраты на его подготовку, можно считать капиталом);

§ капиталоемкий экспорт требует значительных объемов сырья; если собственных природных ресурсов не хватает, то и импорт тоже будет капиталоемким;

§ может существовать тариф, ограничивающий ввоз той или иной фактороинтенсивной продукции;

§ реверс факторов производства – вследствие взаимозаменяемости факторов производства один и тот же товар может быть и трудо- и капиталоемким.

Теория технологического разрыва М.Познера

Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны осваивают новшества, и разрыв сокращается. Но пока он есть, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться. В результате этой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, кто экспортируют, получают прибыль, те, кто импортируют, - новые товары. Причем по мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

Теория специфических факторов

Теория сравнительных преимуществ исходила из того, что только труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую. Теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора: труд и капитал. Однако в реальной жизни это не совсем так: капитал, функционирующий в одной отрасли, не всегда можно перепрофилировать на производство другого продукта. Так, капитал, функционирующий в металлургической промышленности, нельзя использовать, например, для производства обуви, поэтому реально часть факторов производства является, по сути, специфической и может быть использована только в данной отрасли. Как в этом случае может развиваться международная торговля?

Предположим, что в каждой стране производятся товары Х и Y, для каждого из них необходимы три фактора производства: капитал, земля и труд. При этом труд является мобильным фактором, а капитал и земля - специфическими факторами для производства товаров Х и Y соответственно. Если в первой стране больше, чем во второй, капитала и меньше земли, то при увеличении предложения капитала возрастет производительность труда в производстве товара Х, создадутся условия для расширения производства, возрастет зарплата, что вызовет приток рабочих из производства Y. Это создаст возможность предложить на мировом рынке больше товара Х по более низким ценам. Аналогичная ситуация произойдет с товаром Y во второй стране. В результате первая страна будет и дальше ускоренно развивать производство Х и постепенно сокращать производство Y.

Теория фирмы Э. Линдера

Технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было выравниванием уровня научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач. Причем этот процесс охватил в основном наукоемкие отрасли, наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

Теории международной конкурентоспособности наций М.Портера

Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: количество и качество различных факторов производства, условия спроса на внутреннем рынке, наличие смежных и обслуживающих отраслей, стратегия фирмы и внутренняя конкуренция. Также как и сторонники неоклассической школы, Портер считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Но он не ограничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постоянное совершенствование этих факторов, их развитие в процессе расширенного воспроизводства.

Теорема Столпера-Самуэльсона

Теории международной торговли, как классические, так и современные, не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но они показывают прежде все условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

Все теории международной торговли, так или иначе, обращают внимание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распределение доходов. Причем последняя проблема предполагает распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Как известно, внутри страны доходы участников производства зависят от цен на факторы производства и на товары, которые производятся с помощью этих факторов. Классические теории внешней торговли считали, что выход на мировой рынок не влияет на распределение доходов внутри страны. В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые товары. Как в этом случае изменятся доходы владельцев факторов производства. Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. В результате роста цен на мировом рынке растут цены на фактор производства, относительно более интенсивно используемый в производстве первого товара, и снижаются цены на фактор производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем изменение цен товара. В этом суть так называемой теоремы Столпера-Самуэльсона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: