Предприятие как объект информатизации

Информационная система как объект управления

Объект управления Оперативный уровень управления Тактический уровень управления Стратегический уровень управления
Информационная система организации Персонал информационной системы, менеджеры подразделений и функциональных служб Корпоративный совет директоров и главные менеджеры информационной системы
Применяемые информационные технологии Персонал информационной системы Главные менеджеры информационной системы

Как и информационные технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Возрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки вызывают необходимость автоматизации работы информационной системы, т.е. автоматизации обработки информации.

В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения осуществляет человек. Автоматизация процессов обработки информации приводит к появлению в рамках алгоритмов обработки решающих правил, что может привести к перерастанию «чистой» информационной системы в информационную систему управления. В рамках последней частично реализованы и функции человека по принятию решений.

Автоматизированная информационная система управления организацией – взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.

Как правило, это система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию, а также персонал, взаимодействующий с компьютерами и телекоммуникациями.

Технология работы в компьютеризированной информационной системе должна быть доступна для понимания специалистам.

Организационная структура управления на предприятии определяет состав и функции управления структурных подразделений. Организационная структура регламентирует схему информационных потоков системы управления, уровни принятия решений. Типовыми организационными структурами являются:

 линейно-функциональная структура, закрепляющая за подразделениями ограниченные функции управления;

 дивизионная структура на основе бизнес-единиц, закрепляющая за подразделением функции полного управленческого цикла;

 матричная структура, сочетающая функции линейно-функци­ональной и дивизионной структур.

Наряду с организационной существует и «финансовая структура» предприятия, образованная центрами финансового учета и ответственности. Эта структура является основой финансового планирования предприятия.

С учетом организационной и финансовой структуры предприятия, внешних и внутренних экономических условий выбираются методы управления деятельностью предприятия, обеспечивающие достижение бизнес-целей.

В мировой практике самыми популярными методологиями управления являются: MRP, JIT, SCM, ERP.

MRP (Manufacturing Resource Planning) или «Планирование производственных ресурсов» – методы управления промышленным предприятием в условиях конкурентной рыночной экономики. Метод MRP (MRPI и MRPII) обеспечивает формирование производственных планов на основании портфеля заказов и прогнозирования сбыта готовой продукции по периодам. Выполняется предварительная оценка плана производства по потребностям в ключевых производственных ресурсах предприятия (оборудование, трудовые ресурсы, материалы, электроэнергия и т.п.) на производственную программу. Далее осуществляются оперативное управление и учет выполнения планов производства и поставок, складской учет и управление материально-производственными запасами. Метод MRP использует развитый управленческий учет и систему бухгалтерского учета международного класса (GAAP, IAS). Для принятия управленческих решений применяются информационные технологии анализа и статистического моделирования, а также оптимизационные расчеты. Непрерывно осуществляется оперативное формирование бухгалтерского баланса и анализ экономических и финансовых показателей деятельности предприятия.

JIT (Just in time) – управление, основанное на высочайшей организации бездефектного производства, синхронизации производственных процессов, включая операции с поставками комплектующих и материалов, выполнением субподрядных работ. Применяется, в основном, на предприятиях с массовым характером производства.

SCM (Supply Chain Management) – управление расширенной производственной цепочкой. Осуществляется поддержка полного управленческого цикла выпуска продукции – от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Метод основан на стандарте CSRP и ориентирован на управление внешними по отношению к предприятию элементами производственной цепочки.

ERP (Enterprise Resource Planning) – управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми) в рамках единой корпорации. Эта методология полностью базируется на MRPII и отличается от нее еще бóльшим масштабом предприятий, которые становятся корпорациями. Согласно концепциям ассоциации APICS (Американское общество управления производством и запасами) современная система управления предприятием ERP должна включать:

 управление цепочкой поставок;

 усовершенствованное планирование и согласование расписаний;

 модуль автоматизации продаж;

 модуль конфигурирования системы;

 окончательное планирование ресурсов;

 интеллект бизнеса, OLAP-технологии;

 модуль электронной коммерции;

 управление данными об изделии.

Цель ERP-системы – согласованное функционирование всех компонентов системы, оптимизация по времени выполнения и потребляемым ресурсам. Наиболее популярными ERP-системами являются: SAP/R3, BAAN, Oracle Applications, Renaissance CS и др.

Общие требования, предъявляемые объектом информатизации (предприятием) к информационным системам управления:

 реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления;

 применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки, представления информации;

 надежность компьютерных информационных систем управления;

 защита информации;

 высокая степень адаптивности компьютерной информационной системы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: