Классификация информационных систем
Классификация ИС способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих ИС, обеспечивает лучшее понимание предмета изучения. Существуют различные классификации, преследующие определенные цели.
В соответствии с классификацией, выполненной компанией Deloitte & Touch, ИС могут быть разделены на четыре группы:
локальные;
малые интегрированные;
средние интегрированные;
крупные интегрированные.
Другие авторы делят ИС по принципу схожести/различия с ERP-системами, в которых отражены наиболее прогрессивные черты ИС. Важнейшим классификационным признаком ИС является ее масштаб и интеграция компонентов.
Различают ИС следующих видов:
Локальный АРМ(автоматизированное рабочее место) – программно-технический комплекс, предназначенный для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте и информационно связанный с другими ИС (АРМ);
Комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
|
|
Компьютерная сеть АРМна единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
Корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием (понятие КИС тождественно определению ERP-системы).
Другой классификационный признак для ИС – степень формализации (структурированности) и сложности алгоритмов обработки информации функциональных компонентов и соответствующих информационных технологий:
Системы оперативной обработки данных – OLTP-системы (On-Line Transaction Processing) системы;
Системы поддержки и принятия решений DSS (Decision Support Systems).
К системам оперативной обработки данных относятся традиционные ИС учета и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские системы, системы учета выпуска готовой продукции и т.п.). В этих ИС выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной информации, используются достаточно простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных (БД), структура которой стабильна в течение длительного времени (логическая структура базы данных должна быть стабильной в течение 5–7 лет для эффективного функционирования прикладного программного обеспечения).
В OLTP-системах большое значение имеет защита БД от несанкционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в работе ИС. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы. Для повышения эффективности функционирования ИС используются компьютерные сети с архитектурой «клиент-сервер».
|
|
Системы поддержки и принятия решений ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации, формирование новых знаний. Анализ информации имеет определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия, аудит бухгалтерского учета.
Отличительной особенностью этого класса ИС является:
Создание хранилищ данных большой емкости (Data WareHouse – DW) путем интеграции разнородных источников, находящихся в OLTP-системах;
Использование методов и средств аналитической обработки данных (On-Line Analytical Processing – OLAP-технологий);
Интеллектуальный анализ данных, обеспечивающий формирование новых знаний (Data Mining – DM технологий).
Б. Инмон дает следующее определение: «Хранилище данных – это предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки процесса принятия управленческих решений».
На основе хранилищ данных создаются подмножества данных – OLAP-кубы, многомерные иерархические структуры данных, содержащие следующие признаки:
Дата/время (период времени, к которому относятся данные);
Уровень управления (структурное подразделение), которому соответствуют данные;
Сфера деятельности (бизнес-сфера, результат), к которой относятся данные;
Субъект управления (лицо, принимающее решение);
Вид ресурса и др.
Эти признаки позволяют агрегировать данные путем произвольного сочетания признаков и вычисления статистических оценок. В результате анализа информации создается новое знание, полезное для целей управления. Содержательный анализ данных основан на применении инструментальных средств OLAP-технологий.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Автоматизированная информационная система имеет обеспечивающую и функциональную части, состоящие из подсистем (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Автоматизированная информационная система
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач и назначение информационной системы. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций – в подсистемы информационной системы. Подсистемы реализуют задачи. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:
уровень управления (высший, средний, низший);
вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т.п.);
сфера применения (банковская, фондового рынка и т.п.);
функции управления и период управления.
Например, информационная система управления технологическими процессами – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по управлению технологическими процессами с заданной дискретностью и в рамках определенного периода управления.
В табл. 2.3 указаны некоторые из возможных информационных систем, однако их достаточно для иллюстрации связи функций систем и функций управления.
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.
Например, информационная система производственной фирмы имеет следующие подсистемы: управление запасами, управление производственным процессом и др.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
|
|
Таблица 2.3
Функции информационных систем | ||||
Информационная система маркетинга | Производственные информационные системы | Финансовые и учетные информационные системы | Кадровые (человеческих ресурсов) информационные системы | Прочие системы, например информационная система руководства |
Таким образом, «функциональные компоненты» составляют содержательную основу ИС, базирующуюся на моделях, методах и алгоритмах получения управляющей информации.
Функциональная структура ИС – совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления. В системе управления крупных предприятий-корпораций выделяются самостоятельные подсистемы (контуры) функционального и организационного уровня управления:
1. Стратегический анализ и управление. Это высший уровень управления, обеспечивает централизацию управления всего предприятия, ориентирован на высшее звено управления.
2. Управление персоналом.
3. Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе.
4. Управление производством.
5. Бухгалтерский учет. Информационно связан с управленческим учетом затрат в производстве, финансовым менеджментом, складским учетом.
Развитые ERP-системы зарубежного производства имеют устоявшуюся структуру базовых компонентов системы управления предприятием:
1. Бухгалтерский учет и финансы.
2. Управление материалами (логистика).
3. Производственный менеджмент.
4. Обеспечение производства.
5. Управление перевозками, удаленными складами.
6. Управление персоналом.
7. Зарплата.
8. Моделирование бизнес-процессов.
|
|
9. Системы поддержки принятия решений (DSS).
Обеспечивающая часть ИС состоит из информационного, технического, математического, программного, методического, организационного, правового и лингвистического обеспечения.