Постановка вопроса о динамике группового развития связана с выявлением закономерностей и механизмов развития. Закономерности группового развития отражены в теоретических подходах к развитию группы:
1. Стратометрическая концепция. Согласно этой концепций, развитие группы — это процесс возникновения и формирования все больших глубинных уровней внутригрупповой активности. Следовательно, процесс развития идет от формирования активности, обусловленной индивидуально-психологическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместимой деятельностью.
2. Параметрическая концепция. Она основана на анализе социально-психологических параметров группы, являющихся отличительными признаками развития группы как коллектива. В качестве параметров выступают:
• содержание нравственной направленности группы (ценностное единство);
• организационное единство (групповая подготовленность к деятельности);
• психологическое единство: эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях.
|
|
3- Двухмерная модель. В основе модели находится две сферы: деловая (решение групповых задач) и межличностная (развитие групповой структуры).
В каждой сфере можно выделить 4 этапа (стадии).
Стадии развития в межличностной сфере:
A) стадия "проверки и зависимости": предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
Б) стадия "внутреннего конфликта" — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
B) стадия "развития групповой сплоченности" — достигается посредством гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
Г) стадия "функционально-ролевой соотнесенности". Связана с образованием ролевой структуры группы.
Стадии развития в сфере деловой активностей:
A) стадия "ориентировки в задаче", т. е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
Б) стадия "эмоционального ответа на требования задачи" Отличается противодействием членов группы тем требованиям, которые предъявляются им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений отдельных членов группы с предписаниями задач;
B) стадия "открытого обмена релевантными предписаниями" — это этап групповой жизни, в ходе которого осуществляется максимальный информационный обмен, позволяющий членам группы глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
Г) стадия "принятия решений" — конструктивные попытки успешного решения задачи.