Вопросы к лекции
Тема № 6: Международная конкуренция
Вывод
Либерализация мирохозяйственных связей — это, прежде всего расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов (государств), снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.
Непременным условием формирования эффективной системы государственного регулирования экономики служит наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих на практике меры государственного регулирования. Такая система органов включает законодательные и исполнительные органы власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.
1. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия
2. Теория международной конкуренции Портера
3. Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособности
Вопрос о том, почему на мировых рынках, товаров и услуг одни страны, компании той или иной страны более удачливы и более успешно ведут свой бизнес, чем другие, стад наиболее часто звучать в России относительно недавно, в 1990-е годы, с началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и переходом к рыночной системе хозяйствования. Возник острый интерес к понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность».
|
|
Конкуренция есть свойство, органически присущее любому экономическому субъекту, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики, т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира.
Понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: между производителями за потребителей, между государствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыночных условиях выигрыш в подобной борьбе является целью любого хозяйствующего субъекта — фирмы, отрасли, наконец, страны.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Сущность, формы и методы конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени превалировала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большую роль стали играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощнейшим фактором стали новации, НИОКР и т.п.
Мы не ошибемся, если скажем, что конкуренция является необходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного механизма, Хотя на рынках в разных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию.
|
|
Что касается самого понятия «конкуренция», то мы его определяем как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли, данная формулировка достаточно часто встречается в экономической литературе, но, на наш взгляд, в нее необходимо внести некоторые уточнения.
_ Отметим, что под продукцией зачастую понимаются товары, нечто материальное, осязаемое. Однако к продукции следует относить и услуги, на рынке которых в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке.
А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своя борьба за клиента? Понятие что одни страны инвестиции идут в виде мощнейшего потока,, а в другие — тоненьким ручейком. А разве будет неправомерным заявление о том, что острая конкуренция существует и в области продвижения научных исследований, идей, интеллектуальной собственности? Безусловно, по некоторым аспектам у российского читателя могут возникнуть правомерные вопросы относительно конкуренции научных идей, например, учитывая состояние в отечественной науке. Но данный аспект не вызывает сомнений в странах, где существует объемный рынок научных идей.
Теперь о понятии «конкурентоспособность». Как и в любом противоборстве, в процессе конкуренции на любом уровне обнаруживаются и свои лидеры, и свои аутсайдеры. В этом смысле понятие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономического субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в конкурентной борьбе. Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать свой товар на рынке, получать на нем существенную долю прибыли и длительное время оставаться прибыльным.
На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешнеэкономических связей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и его субъектов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.
Сегодня к конкурентоспособным странам относят те, которые не только удовлетворяют вышеупомянутым критериям, но и имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.
Мы не случайно постарались подойти к формулированию понятия «конкурентоспособность» на макроуровне, ибо в научном обороте пока нет общепризнанного определения. Его природа многогранна и многоаспектна. Тем не менее, можно использовать следующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики — это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках. У
|
|
При этом существенное значение имеют государственное и экономическое устройство страны, политический и правовой климат. Однако, возможно, вопреки мнению многих экономистов, подчеркнем, что человеческий фактор — вот что является действительно главным.