Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия

Вопросы к лекции

Тема № 6: Международная конкуренция

Вывод

Либерализация мирохозяйственных связей — это, прежде всего расширение свободы экономических действий хозяйст­вующих субъектов (государств), снятие ограничений на эко­номическую деятельность, раскрепощение предпринима­тельства.

Непременным условием формирования эффективной сис­темы государственного регулирования экономики служит на­личие четко функционирующей системы органов, осуществ­ляющих на практике меры государственного регулирования. Такая система органов включает законодательные и исполни­тельные органы власти, как на федеральном, так и на регио­нальном уровне.

1. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия

2. Теория международной конкуренции Портера

3. Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособ­ности

Вопрос о том, почему на мировых рынках, товаров и услуг одни страны, компании той или иной страны более удачливы и более успешно ведут свой бизнес, чем другие, стад наиболее часто звучать в России относительно недавно, в 1990-е годы, с началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и переходом к рыноч­ной системе хозяйствования. Возник острый интерес к понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность».

Конкуренция есть свойство, органически присущее любому эко­номическому субъекту, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики, т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира.

Понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борь­ба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: между производителями за потребителей, между госу­дарствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыноч­ных условиях выигрыш в подобной борьбе является целью любого хозяйствующего субъекта — фирмы, отрасли, наконец, страны.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обостре­ние производственных и рыночных отношений, а с другой — по­вышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Сущность, формы и методы конку­ренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени превалировала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость мо­нополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большую роль ста­ли играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощней­шим фактором стали новации, НИОКР и т.п.

Мы не ошибемся, если скажем, что конкуренция является не­обходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного ме­ханизма, Хотя на рынках в разных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию.

Что касается самого понятия «конкуренция», то мы его опреде­ляем как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке субъ­ектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей по­купателей и получения возможно большей прибыли, данная форму­лировка достаточно часто встречается в экономической литературе, но, на наш взгляд, в нее необходимо внести некоторые уточнения.

_ Отметим, что под продукцией зачастую понимаются товары, не­что материальное, осязаемое. Однако к продукции следует относить и услуги, на рынке которых в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке.

А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своя борьба за кли­ента? Понятие что одни страны инвестиции идут в виде мощ­нейшего потока,, а в другие — тоненьким ручейком. А разве будет неправомерным заявление о том, что острая конкуренция сущест­вует и в области продвижения научных исследований, идей, интел­лектуальной собственности? Безусловно, по некоторым аспектам у российского читателя могут возникнуть правомерные вопросы от­носительно конкуренции научных идей, например, учитывая со­стояние в отечественной науке. Но данный аспект не вызывает со­мнений в странах, где существует объемный рынок научных идей.

Теперь о понятии «конкурентоспособность». Как и в любом противоборстве, в процессе конкуренции на любом уровне обнару­живаются и свои лидеры, и свои аутсайдеры. В этом смысле поня­тие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономическо­го субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в конкурент­ной борьбе. Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточ­но реализовать свой товар на рынке, получать на нем существен­ную долю прибыли и длительное время оставаться прибыльным.

На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприят­ные позиции национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешнеэкономических свя­зей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельно­сти хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность националь­ной экономики является наиболее общим показателем эффектив­ности функционирования национального хозяйства и его субъектов. Именно повышение национальной конкурентоспособности являет­ся современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.

Сегодня к конкурентоспособным странам относят те, которые не только удовлетворяют вышеупомянутым критериям, но и имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.

Мы не случайно постарались подойти к формулированию поня­тия «конкурентоспособность» на макроуровне, ибо в научном обо­роте пока нет общепризнанного определения. Его природа много­гранна и многоаспектна. Тем не менее, можно использовать сле­дующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики — это концентрированное выражение экономического, научно-техничес­кого, производственного, управленческого и другого потенциала, кото­рым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностран­ным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках. У

При этом существенное значение имеют государственное и экономическое устройство страны, политический и правовой кли­мат. Однако, возможно, вопреки мнению многих экономистов, подчеркнем, что человеческий фактор — вот что является действи­тельно главным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: