Маркировка как средство товарной информации, ее основные функции, структура

Маркировка – текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведения информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных пар­тий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у по­требителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

К маркировке предъявляются общие для товарной информа­ции и специфичные требования. Общие требования регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» - три «Д».

Специфичные для маркировки требования:

четкость текста и иллюстраций;

наглядность;

однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара;

достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить полу­чателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения;

использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Роспотребнадзора.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка — текст, условные обозначе­ния или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть эти­кетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Торговая маркировка — текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые чеки, упаковки и/или товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Структура маркировки может включать три элемента различающиеся соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой рас­пространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации — наиболее рас­пространенный элемент производственной и торговой маркировок. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее на­значения и носителей составляет 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей — торговой

Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки, (до 30%) характер­ны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями информационных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации.

12. Информационные знаки: понятие, классификация, характеристика основных видов.

Информационные знаки — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Товарные знаки — обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических или физических лиц.

Классификация товарных знаков.

В зависимости от назначения товарные знаки подразделяют на три подгруппы — фирменные, ассортиментные (именные) и страны происхождения.

Фирменные знаки — знаки, предназначенные для идентифи­кации изготовителя товаров или услуг.

Существуют три основных типа обозначения фирменных знаков:

фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, кото­рые могут быть произнесены;

фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товар­ный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак ®, размещаемый рядом с товарным знаком. Ес­ли товарные знаки являются собственностью фирмы, они могут иметь знак ©.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами и регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом.

Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

Ассортиментные товарные знаки — знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.

Примером видового товарного знака могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще — в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка — имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы

Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные.

Коллективным является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения пред­приятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качест­венными или иными общими характеристиками.

Индивидуальные товарные знаки — это знаки, принадлежащие одному владельцу, однако они не указываются в действующем законодательстве и нормы их применения не установлены.

Знаки наименования мест происхождения товара. Наименование мест происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными ус­ловиями и людскими факторами одновременно.

Знаки соответствия или качества. Эти знаки подразделяются на знаки соответствия, знаки обращения на рынке и знаки качества.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальный знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами.

Транснациональные (региональные) знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак CENELEC, учрежденный Европейской электротехнической комиссией (CENELEC).

знаки качества. В отличие от первых знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.

Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автома­тизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Компонентные знаки — знаки, предназначенные для инфор­мации о применяемых пищевых добавках или иных компонен­тах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто встречающимся на импортных товарах ин­формационным знакам относятся компонентные знаки, обо­значаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.

Размерные знаки — знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.

Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.

Предупредительные знаки подразделяют на два вида:

1) предупреждающие об опасности;

2) предупреждающие о действиях по безопасному использованию.

Экологические знаки. Одной из наиболее актуальных про­блем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека.

13. Средства товарной информации: виды, формы; требования к товарной информации.

Товарная информация – сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей - субъектов хозяйственной деятельности.

В зависимости от назначения товарная информация делится на три вида:

Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для его идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.

К основополагающей информации относят: вид и наименование товара; сорт; масса нетто; наименование предприятия – изготовителя; дата выпуска; срок хранения.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителя, поставщиков, продавцов, но малодоступные потребителю.

К коммерческой информации относят данные о предприятиях-посредниках; НД; ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД; штрих код и т.д.

К коммерческой товарной информации также относят сведения указанные в ТСД.

Потребительская товарная информация– сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара. К потребительской информации относят: пищевую ценность; состав; функциональное назначение; способы использования; безопасность, надёжность и др. Красочные изображения на товаре и упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Товарная информация в зависимости от формы выражения сведений может быть:

словесной (наиболее доступна для грамотного населения на соответствующем языке, но громоздка, требует времени на чтение и осмысление),

цифровой ( применяется для дополнения словесной, но иногда доступна лишь профессионалам коды ОКП, ОКПО),

изобразительной (дополняет предыдущие виды, создает потребительские предпочтения за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателя),

символической (требует профессиональной подготовки покупателя),

штриховой.

Общие требования к товарной информации регламентируются законом «О защите прав потребителя».

три Д:

1-е «Д» - достоверность – предполагает правдивость, объективность сведений о товаре.

Недостоверность информации может говорить об информационной фальсификации.

2-е «Д» - доступност ь (принцип информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей):

o языковая доступность – представление информации на государственном языке

o востребованность – требование закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца предоставить ее по первому требованию.

o понятность – использование общепринятых понятий и терминов.

3-е «Д» достаточность – рациональная информационная насыщенность исключает предоставление неполной и излишней информации.

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические или нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. Эти средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общее для них – наличие основополагающей информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: