В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛЕКЦИЯ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Место психофизиологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности.
1. Понятие о “функциональном состоянии”.
2. Исследование функционального состояния.
3. Виды функциональных состояний.
Говоря о человеке в процессе его трудовой деятельности, мы подразумеваем, что он может находится в различных состояниях. С точки зрения психофизиологии, когда мы говорим о функциональном состоянии человека, то всегда подразумеваем некую эффективную сторону этого состояния, т.е. возможность человека, находящегося в том или ином функциональном состоянии, выполнять конкретную работу на заданном уровне точности, надежности и производительности.
В литературе рассматриваются самые разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Данный термин подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека. В качестве примеров обычно исследуемых видов функциональных состояний можно назвать монотонность, утомление, напряженность, различные формы психологического стресса и состояние, вызываемое воздействием экстремальных факторов физической природы.
Понятие функционального состояния подчеркивает характеристику эффективностно й стороны деятельности или поведения человека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.
Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Естественно, что основным содержанием соответствующих исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Целесообразность и необходимость проведения исследований в этом направлении несомненны. Важно подчеркнуть, что именно в отечественной физиологической школе, начиная с работ И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского, получило детальную экспериментальную разработку представление о центральных механизмах развития того или иного состояния.
В то же время анализ ФС работающего человека в условиях реальной деятельности, с неизбежностью выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики.
Несмотря на то, что использование термина “ФС” в прикладных психологических исследованиях началось сравнительно недавно - сама эта область исследований в экспериментальной психологии является традиционной. Не случаен и весьма показателен тот факт, что интенсивная работа над проблемами утомления и динамики работоспособности началась вместе со становлением экспериментальной психологии в конце прошлого века. В числе первых исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать крупнейших психологов того времени - Ф. Гальтона, Э. Крепелина, Г. Эббингауза, А. Бине и др.
Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.
1. Мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство, помощь – наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.
2. Содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения заданий, автоматизации действий, ответственности за результат. Применения физической силы и интеллекта и т.д. Наконец, то, как задание выполняется субъектом, также имеет значение для регулирования функционального состояния.
3. Величина сенсорной нагрузки. Под сенсорной нагрузкой понимается как воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью, так и те воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.
4. Исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.
5. Индивидуальные особенности субъекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на лиц с сильной и слабой нервной системой. Индивиды, принадлежащие к сильному типу, обнаруживают меньшую устойчивость к монотонии и раньше слабых показывают снижение уровня активации нервной системы.
6. Кроме того, можно выделить группу регуляторов ФС, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.
Таким образом, реальный уровень ФС является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида.
По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней (т.е. деятельности).
Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменения в функционировании различных физиологических систем (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т.д.); определенные сдвиги в протекании основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.); многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний (при утомлении человек испытывает чувства усталости, вялости, бессилия; В состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущими становятся тревога, нервозность, переживание опасности и страха). Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности, производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ и качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения.
Поведение человека можно описать с качественной стороны (обусловленная конкретным видом деятельности), а также со стороны интенсивности использования человеком своих ресурсов.
Таким образом, функциональное состояние - это интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.






