Труд в автоматизированном производстве

Характеристика видов труда в конвейерном производстве

Показатели Первая форма конвейера Вторая форма конвейера Третья форма конвейера Четвертая форма конвейера
1. Число элементов операции   10 - 12   5 - 6   3 - 5   2 - 3
2. Время на операцию 90 - 250 сек. 14 - 35 сек. 20 - 24 сек. 12 - 18 сек.
3. Вес изделия 0,02 - 0,04 кг до 500 гр. 10 - 20 кг. 12 - 40 кг.
4. Рабочая зона 0,2 - 0,4 м 0,5 - 0,7 м 1,5 - 2 м свыше 2,5 м
5. Рабочая поза сидя сидя стоя стоя

1. Труд физически легкий, но большое нервное напряжение(сложность операций, координация движений, большая подвижность нервных процессов при малых энергетических затратах).

2. Физически легкая работа и средняя по нервной напряженности (операции простые, но их число и длительность меньше чем у работ 1-й группы; работа происходит сидя, большое напряжение зрения и внимания).

3. Простые операции при значительной динамической и статистической нагрузке (крепление деталей большого веса, происходит значительный расход энергии).

4. Операция состоит из нескольких элементов, связанных с перемещением тяжелых грузов (тяжелые условия труда, шум, вибрация).

Автоматизированное производство. Характерной чертой этого вида труда является то, что работник выводится из процесса непосредственной обработки предмета труда. Функции работника заключаются в управлении и обслуживании. При управлении автоматизированным производством человек находится в состоянии оперативного ожидания (может длиться несколько часов), что приводит к большому утомлению и снижению надежности его деятельности. Отсутствие мышечных нагрузок отрицательно сказывается на здоровье человека.

К автоматизированному относится и труд оператора.

5. Понятие операторского труда.

Операторский труд характеризуется тем, что работник выполняет свои функции посредством анализа информационной модели. При ручном неавтоматическом управлении человек на основе данных восприятия объекта своими органами чувств и своим воздействием на органы управления объектом осуществляет управление. Здесь управление осуществляется на основе опыта, полученных знаний и поведения в соответствующих ситуациях.

При автоматическом управлении на основе информации, поступающей от датчиков вырабатывается решение, в соответствии с которым производится воздействие на органы управления объектом. Решение принимается еще и на основе заданных критериев поведения объекта. Роль человека в такой системе в основном сводится к контролю за правильностью функционирования объекта. Вмешательство человека в процесс может связано только с экстренными ситуациями. Деятельность оператора в автоматизированной системе управления технологическим процессом складывается из информационного поиска и обслуживания процесса. Информационный поиск состоит из двух этапов:

1 этап заключается в восприятии поступающей информации, относящейся к отдельным объектам управления, а также к тем свойствам окружающей Среды, которые необходимы для принятия того или иного решения. К этому типу относятся обнаружение сигналов, выделение их из совокупности наиболее существенных, их декодирование. У оператора создается предварительное представление о состоянии объектов.

2 этап состоит в оценке информации, т.е сопоставлении заданных режимов работы с реально протекающими. На этом этапе производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации. Кроме того, на основании заранее установленных критериев важности и срочности устанавливается очередность обслуживания объектов.

Обслуживание процесса состоит также из двух этапов:

1 этап обслуживание процесса включает принятие решения о необходимых действиях. Оно принимается на основе анализа информации и других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях принятых решений.

2 этап - приведение принятых решений в исполнение. Это достигается путем определенных действий самого оператора или отдачи соответствующих распоряжений.

Успех работы оператора во многом зависит от того, насколько хорошо знает информационную модель. Дело в том, что в каждый данный момент оператор получает значительно больше различной информации, чем ему необходимо иметь. При хорошем качестве информационной модели оператор меньше тратит времени для восприятия и расшифровки сигналов, т.е. на информационный поиск, и за этот счет имеет больше времени для выработки правильных решений и осуществления нужных действий.

Выделяются пять классов операторской деятельности:

1. Оператор-технолог; непосредственно включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия.

2. Оператор-манипулятор. К числу функций данного оператора относятся управление манипуляторами, работами, машинами-усилителями мышечной энергии. Сюда можно отнести деятельность операторов, обслуживающих радиолокационные станции. Для оператора-манипулятора основную роль играют механизмы сенсомоторной деятельности, а также образного и понятийного мышления.

3. Оператор-наблюдатель, контролер. Для данного типа деятельности характерен большой “вес” информационных и концептуальных моделей. Такой тип деятельности является массовым и классическим для операторов технических систем.

4. Оператор-исследователь. К таким операторам относятся исследователи любого профиля.

5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а людьми с целью организации их совместной деятельности.

Важное значение в организации операторской деятельности имеет групповая работа. Поэтому необходимо производить отбор на совместимость деятельности членов группы, возможность быстрого обмена информацией и совместного принятия решений.

До сих пор мы говорили об общих принципах построения информационной модели, т.е. о передаче сигналов машины к человеку. Другой, не менее важной проблемой, возникающей при разработке и конструировании систем управления, является проблема передачи сигналов от человека к машине. Поэтому возникает вопрос о содержании его двигательных функций, возможностях моторной деятельности оператора, а следовательно, и о требованиях к конструированию систем управления. Очень важно, в частности, при организации рабочего места оператора точно установить сенсорное и моторное поля, что имеет большое значение как для выбора информационной модели, так и для конструирования органов управления системой.

В то же время управление сложными системами имеет свои специфические особенности, которые предъявляют особые требования к организации рабочего места оператора. Наиболее важные из них:

- соотношение органов управления (в связи с этими двигательной деятельности оператора) с индикаторами, подающими сигналы на сенсорный аппарат человека. исследования показали, что наиболее точными и быстрыми являются те движения, направление которых совпадает с направлением сигнала; чем больше направление движение рычага отклоняется от направления движения сигнала, тем больше ошибок допускает оператор. Следовательно, при организации рабочего места оператора очень важно соблюдать правило совместимости индикаторов и органов управления, так как от этого зависит высокая скорость действия оператора;

- способы преобразования выходных величин управления в выходные величины всей системы, всего производственного процесса. При этом важно, чтобы с помощью обратной связи оператор знал о результатах тех действий, которые он предпринял на основе поступившей информации. В качестве обратной связи могут быть использованы показания специальных приборов;

- определение оптимального разнообразия органов управления по их форме; характеру действия, требуемым усилиям и т.д. Исследования показали, что однообразие различных по назначению органов управления затрудняет их быстрое распознавание. Вместе с тем нельзя делать все органы управления различными, если их очень много на одном пульте. Лучше их сгруппировать по каким-либо признакам;

- учет особенностей не только собственно рабочих, но также гностических (т.е. познавательных) и приспособительных движений. Исследования показали, что если например, форма рукоятки инструмента в точности соответствует хватке руки, то создаются значительные неудобства в работе, которые ведут к увеличению неточных движений и быстрому утомлению. Это происходит, в частности, из-за того, что тщательно подогнанные рукоятки сковывают приспособительные и гностические движения. Наиболее удобными будут такие органы управления, которые обеспечивают оптимальные соотношения между рабочими, гностическими и приспособительными движениями рук.

6. Особенности умственного труда.

Деление труда на физический и умственный достаточно условно. При выполнении любого вида труда человек использует свои физические возможности. Необходима обязательная активизация таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Выполнение любого вида деятельности связано с эмоциональным напряжением:

- физическая нагрузка;

- умственное напряжение;

- проявление эмоций.

Чем отличается физический труд от умственного? Разница относится к различному объему, неодинаковой доле участия скелетной мускулатуры с одной стороны, и мыслительных операций - с другой. Труд, в котором усилия человека сосредоточены на исполнительных функциях в основном скелетной мускулатуры, называется физическим. Что касается умственного труда, то на переднем плане находятся мыслительные операции и обусловливающие их психические процессы (восприятие, внимание, память и т.п.).

Профессии умственного труда характерны как для материального производства (экономист,конструктор и т.п.), так и вне их (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и т.п.). Особенность умственного труда заключается в необходимости восприятия и переработки большого объема информации. Для данного вида труда характерны незначительные мышечные нагрузки, которые не облегчают его, а наоборот, способствуют накоплению в организме необратимых реакций, приводящих к заболеваниям, связанным с нарушением кровообращения. Для работников умственного труда характерна рабочая поза “сидя”, которая не требует больших энергетических затрат, тем не менее приводит к значительному утомлению (вследствие статического напряжения мышц спины), к заболеваниям ног и сердечно-сосудистой системы. Поэтому особое значение имеют рациональная организация рабочего места (эргономическое конструирование мебели), рациональные режимы труда и отдыха, а также перемена рабочего места.

Следующая особенность умственного труда - эмоциональная окраска. Некоторые виды умственного труда связаны с творческой или эвристической деятельностью. Нужно сказать, что вообще умственный труд имеет две разновидности: исполнительский и творческий труд.

Для первого характерна исполнительская деятельность на основе приобретенных знаний и умственных навыков. В основе второго вида лежит эвристическая или творческая деятельность мозга. Продуктивное мышление - главный психический процесс, определяющий творческий труд.

Мобилизация внимания, памяти сказывается на том, что сложно определить единый алгоритм выполнения умственной работы. Как правило, для таких работников характерен индивидуальный стиль.

Умственное утомление, характерное для работников интеллектуального труда, проявляется в снижении функций внимания, мышления, появлении ошибок, невозможности оценить информацию. Снять умственное утомление гораздо сложнее, чем утомление физическое. Для работников умственного труда рекомендуется подвижный отдых и переключение внимания на вопросы, не связанные с трудовой деятельностью. Ведь умственная работа еще характерна тем, что сознание человека, как правило, обращено к решению задачи и после работы, т.е. имеет место “послепроизвольное внимание”. Напряженную умственную работу нужно прекращать за 1-2 часа до сна, иначе может наступить бессонница.

Любой умственный труд состоит из сенсорного элемента (деятельность органов чувств и восприятия как психического процесса) и рационального элемента (мышления). Сенсорная деятельность порождает определенные психические явления - ощущение, восприятие и представление. В сенсорной деятельности участвуют также следовые процессы, составляющие память.

Важнейшей стороной умственного труда являются знания, т.е. отражение объективного мира, сведения о нем, опосредованные речевой деятельностью. Они являются результатом совместной деятельности сенсорных функций и мышления, продуктом деятельности обеих сторон умственного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: