Ссыльные в Сибири

Соборным уложением 1649 г. Сибирь была официально признанна местом ссылки. Сюда были сосланы участники Смуты. Самой распространенной была ссылка в службу. Знатных людей посылали в Сибирь воеводами. Неугодных казаков и стрельцов посылали в Сибирь как служилых. В Сибирь высылали преступников, которых содержали в тюрьмах. В Сибири отбывал ссылку известный деятель Раскола протопоп Аввакум (с 1653 по 1662)[73].

В 18 веке в Сибирь были сосланы участники дворцовых переворотов, принадлежавшие к высшим слоям российского общества. Более массовый характер приобрела ссылка в Сибирь после указов 1753-1754 гг., отменявших смертную казнь и вводивших вечную каторгу. Каторжан заковывали в кандалы. Они строили дороги, крепости. После отмены смертной казни, ссылка на каторгу в Сибирь стала высшей мерой наказания. Помещикам разрешили ссылать в Сибирь только здоровых мужчин, не старше 45 лет, а семейных – с семьями. Сибирь оставалась местом ссылки пленных шведов, участников польского восстания.

Сибирскую ссылку отбывали и активные участники Крестьянской войны 1773-1775 гг. Бывших есаулов, полковников повстанческой армии Е. Пугачева закованными в кандалы содержали в тюрьме при Змеиногорском руднике.

В декабре 1790 г. Радищев, направляясь в Илимскую ссылку, прибыл в Тобольск. Радищев задержался в Тобольске на 7 месяцев. Он пользовался полной свободой, бывал на званных обедах, в театре. Радищев пробыл в ссылке до 1797 г. В Илимске он много работал, читал и писал. Сибирские произведения Радищева: «Сокращенное повествование о приобретении Сибири», «Ангел тьмы» (отрывок из поэмы «Ермак»), «Описание Тобольского наместничества», «Письмо о китайском торге», «Записки путешествия в Сибирь», «Дневник путешествия из Сибири».

В первой половине 19 в. приток ссыльных в Сибирь увеличился. С 1823 по 1862 гг. в Сибирь поступило более 350 тыс. ссыльных. Удельный вес их в населении края возрос в конце 19 в. до 10%[74]

На 61 этап был разбит путь арестантских партий в Сибири. На каждом этапе ставились тюрьмы, которые служили для ночевок и дневок ссыльных и каторжан. Батеньков по доносу был отстранен от работы в Сибирском комитете. За месяц до восстания он стал готовиться к эмиграции, но его арестовали.

23 июля 1826 г. две партии декабристов были увезены из Петропавловской крепости. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными. В повозках с каждым арестантом сидел жандарм. Их направили на солеваренный завод под Иркутском. Позднее декабристов перевели в Нерчинский край. В Нерченском крае декабристы-каторжане пробыли на Благодатском руднике почти год. Семейные ссыльные жили в домах, купленных женами. Рядовые декабристы вышли на поселение после двух – трех лет каторги. Выходившим на поселение, выделялось по 15 десятин пахотной земли.

Ссыльных поляков направляли в казачьи войска Омского округа. В Омске и окрестностях собралось до 2 тыс. поляков. На лето 1833 г. намечалось восстание, однако аресты последовали раньше. Было арестовано до тысячи человек. В 1863-1864 гг.из Царства Польского выслали в Сибирь более 36 тыс. человек. Ссыльным полякам запрещали: преподавание, медицинскую практику, содержание аптек, типографий и фотографий. Г.С. Батеньков 20 лет томился в одиночной камере Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Лишь в 1846 г. его выслали в Томск. В 1857 г. в Томск был сослан Михаил Бакунин, один из родоначальников русского анархизма.

Ф. Достоевский четыре года каторги провел в Омском остроге, а затем служил рядовым солдатом в гарнизоне Семипалатинска. Из Сибири Ф. Достоевский вернулся только в 1859 г. Его «Записки из мертвого дома» подробно отражают тюремный быт того времени. В 1864 г. началась сибирская ссылка Н. Чернышевского, продолжавшаяся до 1883 г.

В 1897-1899 гг. Ленин отбывал ссылку в селе Шушенском, на юге Сибири. В конце 18 в. удельный вес ссыльных не превышал 10% от населения края. В 1891 г. в Сибири насчитывалось 260 тыс. ссыльных[75]. Каторжане содержались в особых тюрьмах – централах. Сахалин. Каторжники работали на постройке Сибирской ж. д. В административную ссылку отправляли без решения суда.

Весной 1904 г. в Томск прибыло 152 японца, высланных с Дальнего Востока. Их направили в село Колпашево Нарымского края. Нарымская ссылка была более холодной и дорогой для проживания в сравнении с Минусинской. Тем не менее на ежемесячное казенное пособие 6 руб. 30 коп. ссыльный мог приобрести 9,4 кг. мяса, 11,7 кг. рыбы, 20 кг. белого хлеба. Вольноследующие жены получали ежемесячное пособие 5 руб. 30 коп., а дети – по 2 руб.[76].

В 1908 г. был принят закон «Об отмене и ограничении ссылки в Сибирь». Упразднялись некоторые виды административной ссылки. Однако ссылка после отбытия каторжных работ продолжала существовать. Ссылка на каторгу получила дальнейшее развитие. В 1914 г. в соответствии с положением «О назначении местностей для водворения бродяг» в Восточную Сибирь стали высылаться лица без определенного места жительства и занятий[77].

На 1 февраля 1916 г. число ссыльных в Нарымском крае достигло 2779 человек[78]. Нарымскую ссылку отбывал Яков Модестович Свердлов, Николай Иванович Рыков и другие известные большевики. Иосиф Джугашвили трижды побывал в сибирской ссылке. В 1904 г. он бежал из Восточной Сибири, а в 1912 г. из Нарыма. В следующий раз его сослали подальше, на Енисей. Позднее он перебрался в Ачинск где и встретил революцию 1917 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: