Развитие капитализма. 19 – начало 20 вв

Уже в конце 18 в. в обрабатывающей промышленности Сибири частных капиталистических мануфактур было больше, чем феодальных. Товарное производство получает дополнительный толчек в связи с возникновением частной золотопромышленности. По количеству занятых работников первое место занимала горная промышленность. В первой четверти 19 в. резко сократилось, а во второй – вообще прекратилось строительство рудников и заводов на Алтае. Змеиногорский рудник дал драгоценных металлов больше любого другого рудника России. В 1800 г. закрыт Колыванский завод, на территории которого разместилась шлифовальная фабрика для обработки алтайских яшм и порфира. Колыванские вазы и чаши украшают Зимний дворец. В 1816 г. на речке Бочат был построен Гурьевский сереброплавильный завод. Томский завод уже не удовлетворял потребностей кабинетных предприятий в черных металлах. С 1844 г. завод полностью перевели на железоделательное производство. К Нерчинскому округу относились 7 сереброплавильных заводов, имевших 10 рудников. На Нерчинских заводах выплавляли золотистое серебро, которое использовали на Колывано-Воскресенских заводах при выплавке серебра. Кратковременный период подъема переживала только добыча олова в Восточном Забайкалье.

В 1812 г. была разрешена добыча золота частным лицам. в 1829 г. в Сибири добыли 1 пуд и 10 фунтов золота. С 1829 по 1860 гг. в Мариинском округе Томской губернии было добыто 1458 пудов золота. До 1861 г. Алтайский округ дал 2843 пуда золота. С 1832 по 1860 гг. Нерчинский округ дал 1147 пудов. Золотая лихорадка захватила Сибирь. С 40-х годов 19 века в добыче золота лидирует Восточная Сибирь. Енисейская губерния становится главным золотопромышленным районом страны. Добыча золота из россыпей состояла из трех основных операций: добычи, перевозки и промывки песков. С 50-х годов на некоторых золотых приисках появились железные дороги, по которым лошадьми или людьми передвигались вагоны, вмещавшие до 80-100 пудов песка или турфа. На отдельных приисках стали использовать транспортер.

Добыча золота в пудах

  1830 г. 1835 г. 1840 г. 1850 г
Добыто в России        
В том числе в Сибири   72,5 216,5  

Россия во второй четверти 19 в., благодаря сибирскомк золоту, становится лидером в мировой добыче золота. Если в 1801-1810 гг. на долю России приходилось только 0,9% добытого в мире золота, то в 1831-1840 гг. – 35,2%, а в 1841-1850 гг. – 39,3%. Открытие золота в Калифорнии (1848 г.) и Австралии (1851 г.) отодвинули Россию на третье место поставщиков золота. В 50-е годы Россия дала только 13 % мировой золотодобычи, 4/5 этого золота было добыто в Сибири. Частным приискам принадлежала решающая роль в золотопромышленности Сибири. В 30-50-х годах золотопромышленность Сибири находилась на мануфактурной стадии развития. В 30-х годах на приисках Сибири работало 13 тыс. человек, в 1860 г. – 33 тыс. Стоимость серебра и золота, поступивших из Сибири в 18-19 веках, в десятки раз превышала стоимость сибирской пушнины. Но доходы от добычи драгоценных металлов реализовывались прежде всего в центре Российской империи.

В первой половине 19 века в Сибири в районе Витимской слободы продолжали добывать слюду. С 1851 г. началась добыча угля на Бачатском месторождении для Гурьевского завода. Боготольский графит доставлялся на карандашную в Германию. В 1863 г. открыты месторождения графита в Туруханском крае. В казенной соляной промышленности использовался принудительный труд ссыльно-каторжных. В 20-х годах 19 века в Сибири было 10 винокуренных заводов. В первой половине 19 века в Западной Сибири находилось два предприятия текстильной промышленности: полотняная фабрика купца Куткина в 9 верстах от Тобольска и Омская суконная фабрика, принадлежавшая управлению Сибирского линейного казачьего войска. На мануфактуре Куткина применялся труд ссыльных. В Восточной Сибири действовала старейшая Тельминская текстильная фабрика (мануфактура). В 1793 г. она была куплена казной и названа Иркутской казенной суконной фабрикой.

К середине 19 в. частная капиталистическая промышленность края насчитывала около 800 предприятий, большинство из которых нужно отнести к ремесленным мастерским, а более сотни можно считать мануфактурами. В этом секторе было занято более 40 тыс. человек, из них свыше 30 тыс. работали на золотых приисках[38].

Золотодобыча способствовала развитию торговли в Сибири. Объем торговли хлебом и фуражом в Енисейской губернии вырос с 350 тыс. рублей в 1830-е годы до 5 млн. руб. к концу 50-х годов. В 1859 г. на золотые прииски Енисейской губернии было поставлено около 2 млн. пудов хлеба. Для использования в приисковых работах в большом количестве закупались лошади: только для енисейского золотопромышленного района в конце 1850-х годов ежегодно поставлялось до 8 тыс. лошадей. С учетом затрат на доставку, золотопромышленники Енисейской губернии тратили ежегодно на закупку мяса и лошадей до 500 тыс. рублей серебром. На прииски Енисейской губернии в конце 1850 годов доставлялось до 15 тыс. голов рогатого скота. Вывоз рыбы с Туруханского края в 1840-х вырос в 3 раза в сравнении с 1820-ми годами.

Реформа 1861 г. отменила принудительный труд крепостных крестьян. Крестьяне, приписанные к Нерчинским заводам были освобождены на 10 лет раньше.

Тюмень стала центром судостроения в Сибири. В 1863 г. здесь был открыт механический завод англичанина Гуллита. В 1865 г. были пущены цеха чугунолитейный, медноникелевый, паровая кузница. Численность рабочих колебалась от 100 до 800. В 1897 г. на 17 фабрично-заводских предприятиях Тюмени было занято 1439 рабочих. В этом же году в Барнауле начал работать содовый завод братьев Пранг. Это первый содовый завод не только в Сибири, но и в России[39].

С 1868 г. стала падать добыча серебра на Алтае и в Нерчинске. Остался только один сереброплавильный завод, дававший 50 пудов серебра в год. Кабинет стал сдавать свои прииски купцам в аренду. В 1874 г. К. Кулибин изобрел шлюзовое устройство для промывки золотых песков. На приисках стали использовать динамит, паровое оттаивание мерзлоты, железные дороги на конной тяге, паровые двигатели. В 1896 г. завершилась постройка первой очереди Бодайбинской железной дороги протяженностью 35 верст. На дороге эксплуатировалось 5 паровозов и около 100 вагонов.

В 1892 г. на Алтае построили первую промышленную гидроэлектрическую станцию. Электричество использовалось для шахтного водоотлива. В 1882 г. в стране добывалось 2207 пудов золота. Н. Ядринцев спрашивал: «Где наше золото?» В Алтайском горном округе заводские рабочие получали от 80 до 200 рублей в год. Высшую ставку – 24- рублей имели сереброплавильные мастера. Средняя зарплата на приисках 200-300 рублей в год[40].

В конце 19 в. более многолюдными стали города.

Число жителей в городах в 1897 г.

Томск 52 тыс.
Иркутск 51 тыс.
Омск 37 тыс.
Благовещенск 32 тыс.

В 1882 г. было упразднено Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Тобольская и Томская губернии переводились на одинаковое положение с губерниями Европейской России с непосредственным подчинением Петербургу. Было учреждено Степное генерал-губернаторство, объединявшее Акмолинскую, Семипалатинскую и Тургайскую области. В 1882 г. из ведения Главного управления Восточной Сибири были выделены Забайкальская, Амурская и Приморская области с подчинением их приамурскому генерал-губернатору. В ведении генерал-губернатора Восточной Сибири остались Енисейская, Иркутская губернии и Якутская область. Губернии и области делились на округа. Округ разделялся на участки.

До проведения железной дороги между Томском и Иркутском были заняты 16 тыс. ямщиков и 80 тыс. лошадей на доставке чая к пристаням Западной Сибири. На Ирбит работало 14 тыс. возчиков при 70 тыс. подводах[41]. В 1891 г. из Томска по Иркутскому тракту шло ежегодно 70 тыс. возов. В сутки обоз проходил 45 верст. А. Чехов плохо отзывался о качестве дороги. Зимой Иркутский тракт был более оживлен. Еа Евграфа Кухтерина работало полторы тысячи ямщиков. Он владел 3,5 тыс. лошадей. Золото, пушнина, чай, мануфактура оправдывали издержки на перевозку по Сибири. Транспортировка сала, хлеба, кожи была нерентабельной.

Если в 1860 г. по рекам Западной Сибири плавало 10 пароходов, то в 1894 г. их было уже 105. В 1856 г. появился первый пароход на Лене, в 1863 г. – на реке Селенге и Енисее. В 1895 г. на реках Восточной Сибири плавало 38 пароходов и 50 барж. В 1896 г. на всех реках Сибири насчитывалось 172 парохода[42]. Попытка постройки Обь-Енисейского канала в верховьях реки Кети оказалась неудачной. В 1891 г. в Сибири насчитывалось 73 парохода.

По мере развития фабрик в России привоз текстиля из Китая уменьшился, но увеличивалось поступление чая. Открытие Суэцкого канала увеличило вывоз китайских товаров морским путем в Англию и США. Чай начинает поступать морским путем в Одессу. Кяхта теряла свои позиции в торговле. С 1861 г. китайцам было разрешено производить беспошлинную торговлю в России на расстоянии 50 верст от границы. Таможню из Кяхты перевели в Иркутск. Монополия Кяхты в русско-китайской торговле закончилась.

В Сибирь из Европейской России вели три главные дороги – Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская, которые затем в районе Тюмени сливались в один Московско-Сибирский тракт. Он шел от Тюмени на Тобольск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск. Наиболее трудным был кругобайкальский участок тракта. Отсюда шли два направления: 1) к востоку на Верхнеудинск и Нерчинск; 2) к югу на Кяхту. Впоследствии появилось и северное направление – на Якутск, а затем к Охотску. Южнее проходил еще один так называемый Линейный тракт: Оренбург, Омск, Ишимская линия, Иртышская линия, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Бийск, Барнаул.

Водный путь начинался от реки Ниццы, на которой стоит Ирбит и слобода Красная. По Ницце, а затем Туре суда с товарами шли до Тюмени. От Тюменской пристани они плыли до Тобола, затем до Иртыша. Водный путь от Тобольска шел вверх по Иртышу на г. Тару, Омск, крепости Семипалатинскую, Усть-Каменогорскую, Бухтарминскую, а также и вниз по Иртышу. От низовьев Иртыша водный путь продолжался по Оби и ее притоку Томи. На пристани Томска производилась погрузка на суда восточносибирских и китайских товаров, привезенных зимой по тракту из Иркутска и Кяхты. Затем их доставляли водой до Тобольска, Тюмени, а оттуда гужом до Макарьевской ярмарки. В 1859 г. от Тюмени до Томска отправлялось водой 500200 пудов груза. Пароходы стали применяться на Иртыше с 1837 г. В 1846 г. пароходом «Основа» мощностью в 50 лошадиных сил с баржами на буксире впервые был совершен рейс от Тюмени до Томска и обратно. В 1861 г. пароход впервые прошел по Иртышу от Тобольска до Павлодара. В 1853 г. компания четырех купцов приобрела в Бельгии стосильный пароход, который привезли в Сибирь по частям. Он регулярно плавал от Тюмени до Томска до 1855 г., пока не затонул.

Через Сибирь совершалась торговля со странами Средней Азии, Китаем и Монголией. Торговля шла через Петропавловск, Семипалатинск и Омск, Усть-Каменогорск. Торговля с Китаем и Монголией шла через Кяхту. В 1800 г. были установлены новые правила торговли через Кяхту. Только меновой торг. Строго запрещалась покупка и продажа на деньги. С 1824 по 1850 г. ввоз китайских текстильных изделий уменьшился в 6 раз. В то же время возрастал ввоз чая. Вывоз русских текстильных изделий достигал половины экспорта в Китай, а в 1848 г. – 2/3 экспорта. Среди текстильных товаров особенно много вывозилось шерстяных изделий и сукна. В середине 19 в русском экспорте в Китай стали господствовать промышленные изделия, а не пушнина. В 1855 г. правила кяхтинской торговли были опять пересмотрены. Отменялись ограничения в обмене товаров по вольным ценам. Разрешался отпуск в Китай некоторого количества золотой монеты. Стоимость золота не должна была превышать половины стоимости пушнины или третей части стоимости мануфактурных товаров, вывозимых торговцем в Китай. Усиление спроса на китайские товары со стороны России стимулировало расширение в Китае чайных плантаций, производство сахара, текстиля и фарфора.

Рост населения Сибири в тыс. человек

  1825 г. 1858 г
В Западной Сибири   114,8
В Восточной 33,5  
Итого 112,5 201,8

Таким образом, за 33 года население Сибири увеличилось почти на 90 тысяч. В 1858 г. более 10 тыс. начитывали Омск, Тобольск, Томск, Барнаул, Тюмень. В Восточной Сибири Иркутск имел в 1863 г. более 10 тыс. жителей. Красноярск – 9997, Енисейск –6830, Якутск –5665, Верхнеудинск –4032, Минусинск –3872, Чита – 3019. Николаевск-на Амуре возник в 1852 г., а Благовещенск – в 1856 г. В 1860 г. основан Владивосток.

В 1879 г. англичанин Уиггинс достиг устья Оби и произвел обмен товаров. В 1887 г. он добрался до Енисейска. В 1880 г. в Томск прибыл датчанин Кноп. Его судно доставило тарелки, рюмки, стаканы, финики. Англичане торговали в Енисейске и Красноярске мануфактурой. Во Владивостоке ввели порто-франко. Иностранные товары поступали через Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск.

В 1862 г. проведена первая телеграфная линия от Екатеринбурга до Омска. В следующем году ее продолжили до Томска. В 1864 г. была установлена телеграфная связь Иркутска с Петербургом.

Братья Второвы вели оптово-розничную торговлю мануфактурными товарами. Большинство сибирской буржуазии были выходцами с низов. В конце 19 в. торгово-промышленный капитализм в Сибири добился значительных успехов. Например, промышленность Томска в середине 1890-х годов производила: 156 тыс. ведер неочищенного спирта, 42,2 тыс. ведер пива, 50 тыс. бутылок минеральных и фруктовых вод, 592 пуда дрожжей, 4025 тыс. штук кирпича, 2,2 тыс. пудов веревок и канатов, 42 тыс. штук пиломатериалов, 31,6 тыс. кож, 13 тыс. пудов мыла, 3 тыс. сальных свечей, 2 тыс. пудов восковых свечей, 30 тыс. ящиков спичек[43].

Алтайские историки В.А. Скубневский и А.В. Старцев выделили три основные группы сибирских меценатов и филантропов. К первой относятся люди с религиозными убеждениями, которые стремились обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Второй мотив благотворительности – патриотизм, желание поддерживать славу «русского имени», славу сибирского купца. Третий – желание получить определенные социальные льготы и привилегии, выделиться из основной массы купцов и мещан[44].

Первая мысль о строительстве железной дороги в Сибири принадлежит графу Муравьеву-Амурскому. Одновременно английский инженер Дуль в 1857 г. предложил построить конно-железную дорогу от Нижнего Новгорода через Казань, Пермь и далее на восток. В50-70-ые годы отечественные специалисты разработали ряд проектов строительства железной дороги в Сибири. Купцы и промышленники региона неоднократно подавали прошения правительству и самому царю. В 1885 г. завершилось строительство дороги Екатеринбург-Тюмень на казенные средства. На следующий год была сдана ветка Екатеринбург-Челябинск[45].

В 1891 г. правительство приняло решение о строительстве ж-д от Челябинска до Владивостока. Дорога имела важное стратегическое значение в увеличении военных сил России на Дальнем Востоке. Без ж-д невозможно было создать Тихоокеанский флот. Николай II и его ближайшее окружение были апологетами экспансии в Маньчжурии (Северный Китай). Российские политики очень хотели иметь незамерзающий порт. Строительство великой магистрали началось с 1891 г. и продолжалось 13 лет. В разгар строительства количество работающих приближалось к 90 тыс. человек[46]. Работы производились вручную: корчевание леса, отсыпка подушки[47]. сооружение мостов. Из США были выписаны землеройные машины, но их было мало. В 1898 г. строители сдали в эксплуатацию мост через Обь. В возведении моста участвовали и итальянские каменотесы. Они приехали в Сибирь после завершения строительства моста в Самаре. Со временем возле моста через Обь вырос город Новониколаевск[48]. В 1899 г. завершилось строительство ж-д моста в Красноярске. В 1900 г. это сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоино Грантпри и золотой медали Всемирной выставки в Париже «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».

Ежегодно прокладывалось 650 км пути. Крупными подрядчиками стройки были Е.К. Кноппе, А.Л. Бонди, О.К. Сидоров. Планировали израсходовать треть млрд. рублей. а фактически ушло более миллиарда. Томск остался в стороне от магистрали. Судьбу города решили инженерные расчеты Н.Г. Гарина-Михайловского – строителя Самаро-Златоустовской дороги. Их всех вариантов пересечения Оби, он выбрал наиболее дешевый – так называемые Железные ворота, где было самое узкое русло и прочное основание для строительства моста. Магистраль прошла южнее Томска на 100 верст.

Самым трудным участком магистрали был Кругобайкальский (Лиственничная-Мысовая). К началу русско-японской войны его не успели достроить. Через Байкал курсировал одноименный паром, который перевозил поезда с одного берега на другой. В октябре 1905 г. Кругобайкальская ж-д была принята в постоянную эксплуатацию. Медленно шло строительство Амурской ж-д. В условиях надвигавшейся войны с Японией, император Николай II подписал договор аренды с цинами о строительстве Китайско Восточной ж-д (КВЖД). В итоге одновременно с Транссибом стали строить новую ж-д от Читы к Ляодунскому полуострову, к Порт-Артуру. Россия проиграла войну Японии. По условиям Портсмутского мирного договора 1905 г. Россия уступала Японии большую часть южной ветки КВЖД и все права на Ляодунском полуострове (Порт-Артур и Дальний).

В 1907-1915 гг. была построена вторая колея от Омска до станции Карымская, протяженностью 3620 км. В 1910-1913 гг. построили ветку Омск-Тюмень длиною 2 тыс. км. Она обеспечивала второй выход (через Екатеринбург) из Сибири в европейскую часть страны. Потеря части КВЖД ускорила завершение строительства Амурской ж-д. В 1906 г. начались изыскания по строительству Амурского моста, а в 1913 г. само строительство. Металлические фермы моста изготовлялись в Варшаве и в разобранном виде через Одессу доставлялись во Владивосток. Осенью 1914 г. германский крейсер потопил пароход с двумя фермами моста. Новые фермы заказали в Канаде. В итоге мост через Амур открыли только в октябре 1916 г. Длительное строительство Транссибирской магистрали завершилось. При прокладке Транссиба было открыто 54 месторождения угля, 20 – золота, 40 – меди, 15 – железа, 2 – свинца, 2 – марганца и т.д.

В 1913 г. началось строительство ж-д от Юрги до Кольчугино с веткой от станции Топки до Кемерова. Основные работы развернулись в годы войны. Уголь Кольчугинского и Кемеровского рудников получил выход на Транссибирсую магистраль. В 1913 г. началось сооружение пути от Ачинска до Минусинска. В 1913 г. на строительстве Алтайской ж-д трудилось 5 тыс. рабочих из Европейской России. Больше всего строителей было занято на возведении моста через Обь в Барнауле[49]. В годы войны строились не только государственные, но и частные (акционерные) ж-д. Алтайская, Ачинско-Минусинская, Кольчугинская и Кулундинская. Для частных железных дорог разрешалось устанавливать более высокие тарифы в течение пяти лет[50]. В конце 1914 г. царь утвердил устав Южносибирской магистрали от Семипалатинска на Акмолинск и Орск.

Открытие Транссибирской магистрали привело к тому, что часть сибирских металлургических заводов не выдержала конкуренции и закрылась. В золотопромышленности возросло число акционерных предприятий. Ленское золотопромышленное товарищество имело электростанции, паровые двигатели. В 1893 г. енисейский золотопромышленник Черемных купил у Англии полный комплект фабрики для получения золота из кварцитовых руд химическим путем. Т.3. С.184. Средняя добыча золота в 1901-1910 гг. составляла 2,2 тыс. пудов в год. Т.3. С.185. В 1896 г. «Лензолото» было преобразовано в акционерное общество. Крупнейшими держателями акций были столичные банкиры – Гинцбурги, Мейеры и «Золоторосс». «Лензолото» пользовалось финансовой поддержкой Государственного банка и французского капитала через «Торговый дом У.Е. Гинцбург в Париже». С 1908 г. после создания в Лондоне общества «Лена-Гольдфильдс», «Лензолото» становится смешанной русско-английской компанией с преобладанием русского капитала. В 1897 г. начали выдавать на гора уголь Судженские копи Л.А. Михельсона. Общество кузнецких каменноугольных копей» (Копикуз). Акционерное общество «Копикуз» утвержденно в 1912 г. сановниками В.Ф. Треповым и С.С. Хрулевым[51]. В 1902 г. 2/3 общероссийской добычи каменного угля давал Черемховский бассейн.

Вдоль ж.-д. появились лесопильные заводы. Через Екатеринбург, Пермь, Котлас и Архангельск лес стали вывозить за границу. Экспортом занимались иностранные фирмы. В Сибири перерабатывалось лишь 25% продукции с-х, а остальное вывозилось в виде сырья на заводы Европейской России. Т.3. С.188. Единственным на всю Сибирь предприятием сельскохозяйственного машиностроения был машиностроительный завод основанный в 1904 г. датчаниным Рандруппом в Омске.

Упало значение ярмарок и оптовой торговли. Торговля из привилегии крупных оптовых купцов стала доступной для обывателей. До постройки ж.-д. экспорт из Сибири составлял 8-10 млн. рублей. В 1907 г. – 134 млн. руб., т.е. увеличился в 14 раз. Экспорт сливочного масла составлял более 30%. На Дальнем Востоке до 1909 г. с перерывом (1900-1904 гг.) существовало порто-франко, т.е. беспошлинный ввоз иностранных товаров. Во Владивостоке в 1904 г. находились консульства и коммерческие агенты 10 иностранных государств. На Чукотке, Камчатке и Охотском побережье почти безраздельно господствовали американские бизнесмены.

В 1896 г. датская фирма «Полизен» открыла свою контору в Кургане по экспорту сибирского сливочного масла. Так называемая масляная горячка. В 1901 г. в Омске насчитывалось 14 заграничных фирм, занимавшихся вывозом масла. 1904 г. Две датские кампании объединились в одну «Сибико». До этого в Сибири производили только топленое масло. На один кг. топленого масла необходимо до 40 кг. молока, а на 1 кг. сливочного – 18 кг. Датчане дали оборудование для маслозаводов. В 1900 г. Сибирь дала на экспорт 300 тыс. бочек масла. В 1912 г. – 1,3 млн. «Сибико» продавала с-х машины, закупала пушнину, дичь, соленую баранину. Более 80% вывозимого из Сибири масла шло на экспорт.Т.3.С.203.

За 20 лет, с 1894 по 1913 г., из Сибири было вывезено более 41 млн. пудов масла на сумму в 587 млн. руб. Иностранные фирмы за этот период получили прибыли 80-1000 млн. руб. В 1900-1904 гг. из Сибири ежегодно вывозилось мяса и живого скота 2 млн. пудов, а в 1909-1914 гг. – 3-4 млн. пудов[52]

В 1902 г. правительство разрешило деятельность в России английского акционерного об-ва «Енисейская медь» в Минусинском округе. В 1903 г. правительство разрешило английской компании добывать золото в Приморье. Т.3. С.196. Старинные сибирские города Березов, Сургут, Тобольск, Кузнецк, Нарым оказались в стороне от экономической жизни. В конце 19 в. в Сибири появились первые склады сельскохозяйственных машин. Активно торговала с-х машинами американская фирма «Интернешэл Харвестр К°». Швейные машинки успешно продавала американская фирма «Зингер».

В 1905 г. крупнейший предприниматель Сибири и Дальнего Востока И.В. Кулаев построил в Новониколаевске самую крупную в крае мельницу, способную перемолоть за сутки 8000 пудов зерна. Мельница имела мощные паровые двигатели и электрическое освещение. С 1901 по 1906 г. в Томске было основано 12 промышленных предприятий с паровыми и нефтяными двигателями, в том числе крупные мукомольные предприятия.Мельницы Новониколаевска перемалывали 12 млн. пудов зерна в год, что составляло до 30% всего западносибирского производства муки[53]. В 1907 г. мука «Новониколаевского мукомольного товарищества» получила Большую золотую медаль и Почетный крест на выставке в Брюсселе[54]. Компания Колокольниковых поставляла муку на европейские рынки в Роттердам и Амстердам. Продукция 300 товарных мельниц Западной Сибири из-за увеличения численности населения стала вывозиться в Восточную Сибирь, куда поставлялась половина пшеничной, вся ржаная мука и отруби[55].

В конце 19- начале 20 вв. из Западной Сибири мука и зерно вывозились на Урал, в Европейский Север, за границу и в Восточную Сибирь. В западном направлении по Сибирской ж-д перевозки хлебных грузов возросли с 13,7 млн пудов в 1897 г. до 50-60 – в 1907-1909 гг. и в 1912-1913 гг.[56].

Конец 19 – начало 20 вв. развернулось массовое переселение в Сибирь. Для переселенцев был предусмотрен пониженный тариф проезда по железным дорогам, устроены врачебно-продовольственные пункты по пути их следования. Для переселенцев были разработаны и закуплены специальные вагоны. Было увеличено число чиновников, надзирающих за переселением и водворением. В переселенческие партии командировали агрономов. Переселенцам бесплатно отпускался лес. В 1897 г. была введена обязательная ознакомительная посылка ходаков на место переселения. С 1895 по 1903 гг. в Сибирь переселилось около 1 млн. человек. Т.3. С.209. В 1907 г. в Новониколаевске в ожидании открытия навигации скопилось до 3 тыс. переселенцев[57].

Всего в Сибири и на дальнем Востоке было создано около 5 тыс. хуторов и 60 тыс. отрубов. В 1911 г. правительство пояснило, что отруба отводились не в частную собственность, а «в частное владение на правах постоянного наследственного пользования»[58]. Обеспеченность скотом населения Сибири и Дальнего Востока была значительно выше, чем в центре страны и выше, чем во многих других странах. Россия опережала по этому показателю европейские страны, кроме Дании. Однако Сибирь отставала от Канады и США.

В среднем за год за период 1906-1910 гг. из Азиатской России отправлялось почти 290тыс голов всякого скота, в том числе в Петербург – 75 тыс. или более 200 голов скота каждый день[59]. П. Столыпин писал: «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность»[60]. В среднем в год из Сибири вывозилось масла на 66 млн. рублей. В 1909-1911 гг. в Амурскую область ввозилось ежегодно на 5 млн. руб. монгольского скота. В приморскую область ввозили 70 тыс. голов скота из Китая и Кореи. Во Владивосток на рефрежираторных пароходах доставлялось американское и австралийское масло[61]. После 1905 г. японские рыбопромышленники получили от России ряд выгодных концессий.

Если в России за 1900-1913 гг. потребление с-х машин увеличилось в 4 раза, то в Сибири – в 16 раз. Большая часть машин поступала из Америки. Лидером в сбыте сельскохозяйственной техники на территории Западной Сибири была американская Международная компания жатвенных машин, к 1913 г. в ее руках было свыше 50 складов. По подсчетам А.А. Лукина, на долю названной компании в Сибири приходилось свыше 50% общего оборота сибирского рынка по продаже сельскохозяйственной техники[62]. Отдельные крестьянские хозяйства покупали от 1100 до 3700 десятин земли. В Забайкальской области крестьянин Родионов имел 12 тыс. десятин земли, Шестаков – 5 тыс. голов крупно-рогатого скота, 6 тыс. лошадей[63].

В 1910-1914 гг. заметное место в общероссийском производстве Сибирь занимала только по развитию горной, пищевой и кожевенной промышленности (от 5 до 16%). Даже лесная и деревообрабатывающая промышленность давала не более 3% общероссийского производства. В 1885 г. в Сибири добыли 2 тыс. пудов золота, а в 1910 г. – 3 тыс. пудов. «Лензолото» – смешанная русско-английская компания.

Накануне войны были закрыты три последних металлургических завода в Сибири: Гурьевский, Петровский и Абаканский. Они не выдержали конкуренции русских (европейских) и иностранных фирм. В 1910 г. Сибирь давала 8% общероссийской добычи угля. Т.3.С.342. «Лензолото» имело 10 тыс. рабочих и давало половину добычи золота в Сибири. Т.3. С.344. В золотопромышленности были сильны позиции английского капитала. В угольной промышленности Кузбасса были сильны позиции французского капитала. В 1912-1914 гг. в Кузбасс приезжали французские специалисты фирмы «Шнайдер-Крезо». Было создано Акционерное общество каменноугольных копей (Копикуз) с участием французского капитала. Инициатором акционерного общества был тайный советник В. Трепов, брат петербургского градоначальника. В 1912 г. была отправлена в Англию первая партия пиломатериалов с Новониколаевского лесозавода ушло 10 вагонов. За первую половину 1914 г. англичане вывезли уже 300 вагонов. Т.3. С.348.

К 1914 г. Томск стал стотысячным городом и вошел в число 20 крупнейших городов страны. Перед войной в Сибири работало всего 3 суконные фабрики, а в 1917 г. их число увеличилось до 20[64]. В 1916 г. началась эксплуатация Амурской дороги от Забайкалья до Хабаровска. Для сборки получаемых от США паровозов и вагонов во Владивостоке были построены в годы войны большие железнодорожные мастерские, где работали до 6 тыс. человек. Т.3. С.438. В 1916 и 1917 гг. на ж. д. Сибири скопились запасы хлеба, мяса, сала. К февралю 1917 г. во Владивостоке скопилось 21 млн. пудов не вывезенных грузов. За 1914-1916 гг. ввоз товаров из США в Сибирь и на Дальний Восток увеличился более чем в 100 раз[65]. В 1915 г. император издал указ о предоставлении отсрочек от призыва в армию. В Сибири отсрочки предоставлялись горнякам, занятым добычей угля, золота и других редких металлов. Мобилизации на фронт не подлежали речники, выполнявшие заказы военно-промышленных комитетов. В 1917 г. в Сибири отсрочки получили 16463 человека[66].

В годы войны в Сибири увеличились посевные площади. Сельское хозяйство Сибири специализировалось на производстве пшеницы и овса. В 1917 г. Сибирь, имея всего 7% всего населения России, давала 16,6% валового сбора хлеба[67] Несмотря на реквизиции скота, особенно лошадей для армии, общее поголовье скота в Сибири увеличилось[68]. В среднем в Сибири на одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось по 16-18 голов различного скота, в то время как в губерниях Европейской России – по 8-9 голов. В Омске масло стоило 28,5 руб. за пуд, а в Петрограде – 71 руб. [69].

В связи с резким сокращением поставок металла с Урала возобновили работу Гурьевский, Абаканский, Николаевский и Петровский заводы. Продолжали действовать 2 медеплавильных завода в Минусинском уезде, строился завод цветных металлов на Алтае. Началась выплавка свинца на Алдане в Якутии, добыча руд редких металлов в Забайкалье.

В 1916 г. государство выплачивало пособия семьям мобилизованных по 2,5 руб в месяц на человека. На 1 сентября 1917 г. в Сибири выдавалось 2,5 млн пайков, из них 93% в деревне[70]. Беженцы в Сибири (поляки, немцы, латыши) появились в июле 1915 г. К 1 февраля 1917 г. их общая численность в регионе превысила 86 тыс. человек. Систематическая помощь беженцам по линии государства начала оказываться с марта 1916 г., но затем ее объем сократился почти наполовину[71]. Монастыри давали приют солдатским вдовам и детям. В Томске при Иоанно-Предтеченском монастыре действовала церковно-приходская школа для детей беженцев. Ученики школы снабжались обувью и одеждой от епархиального комитета. На заимке Алексеевского монастыря проживали беженцы. Священники Томска отчисляли часть доходов на расходы, связанные с войной[72].

После падения самодержавия в Сибири формируются новые органы власти. В 1917 г. Комитеты общественной безопасности (КОБ) были в основном эсеро-меньшевистскими. КОБы призывали поддержать заём свободы. В июле 1917 г. Временное правительство разделило Томскую губернию на две: Томскую и Алтайскую.

Осенью 1917 г. наметилось обострение социальных противоречий в регионе. За влияние на сибиряков активно боролись столичные политические партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: