Основы разработки стратегии территориального развития России

Цели и ориентиры стратегии социально-экономического развития России предопределяют направления и приоритеты стратегии территориального развития. "Необходимым требованием, предъявляемым к стратегии социально-экономического развития России, является ее научное обоснование в территориальном аспекте. Это предполагает адекватное отражение исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий страны и обеспечение эффективного развития единого экономического пространства, открытого для международного экономического сотрудничества. Логическую и методологическую базу российской стратегии образует парадигма: экономика России – не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей. Поэтому путь России - неизбежный и непрерывный поиск единства в региональном многообразии при усиливающемся воздействии процессов глобализации".

Принципиальные положения стратегии территориального развития России изложены в ряде работ и сводятся к следующему.

Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Осуществление новой стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, экономических, институциональных механизмов федеративных отношений.

Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил российского общества. Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика – увязывать конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.

В начале XXI века Россия столкнулась с рядом новых явлений, последствия которых для качества ее экономического пространства неоднозначны:

– необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;

– усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;

– переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;

– изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

– ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Главные цели стратегии территориального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ.

Стратегия может включать три этапа реализации: 1) завершение переходного периода; 2) осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, в системах расселения, в развитии транспорта и связи; 3) начало выхода регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачи первого этапа – ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований. Специальными задачами являются снижение дифференциации в уровнях развития регионов (в 1,5 – 2 раза) в основном путем подтягивания наиболее отставших регионов и ускорения межрегиональной интеграции на основе устранения административных и экономических межрегиональных барьеров, развития рыночной инфраструктуры, создания единого информационного пространства. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохраняется как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.

Важным аспектом стратегии территориального развития является механизм реализации стратегии, который требует серьезных изменений правовых, институциональных, экономических механизмов государственного регулирования и федеративных отношений.

Основным инструментом стратегии территориального развития является региональная политика Федерального центра. В соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации" ее целями являются:

обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Основные цели региональной политики конкретизируются в целях и задачах региональной экономической политики и региональной политики в социальной и экологической сферах.

Главная цель экономического развития страны заключается в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов России, повышении на этой основе уровня жизни населения, создании научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

В связи с этим задачами региональной экономической политики являются:

укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

содействие развитию и углублению экономических реформ, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

достижение эк. и соц. оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики др.);

стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-технич. потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономки субъектов РФ;

оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и т.д.);

совершенствование экономического районирования страны.

Региональная политика в части социальной сферы исходит из того, что большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти.

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды основными направлениями региональной политики являются:

экологически обоснованное размещение производительных сил;

экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

рациональное использование природных ресурсов;

предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Важнейшим условием реализации стратегии территориального развития страны является вовлечение в этот процесс регионов и разработка в каждом регионе собственных стратегий развития региона, в том числе в территориальном разрезе. При разработке стратегий развития регионов важно правильно определить цели. Они, прежде всего, должны в полной мере соответствовать директивным документам, принятым на государственном уровне. В этой связи стратегия развития региона должна учитывать основные цели региональной политики, предусмотренные "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации". Также в ходе разработки и реализации стратегий развития регионам необходимо решать и собственный круг задач.

9.3. Опыт реализации национальных стратегий в развитых странах.

(КНР, Япония, страны Юго-Восточной Азии, страны латинской Америки)

Вопрос раскрывается с использованием докладов, которые готовят студенты и читают на практических занятиях.

Тема 10. Формирование стратегии развития экономики и промышленности и ее инвестиционное обеспечение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: