double arrow

Развития социальной инфраструктуры


В. 12.2. Стратегическое планирование

К настоящему времени практически как слова-синонимы используются: социальная сфера, непроизводственная сфера, сфера обслуживания населения, социальная инфраструктура, социально-культурная сфера. Данные понятия при всей очевидности их содержания требуют пояснений и уточнений в связи с тем, что в современной литературе нет их однозначных трактовок. Однако эти понятия следует разграничивать с учётом обозначаемых ими функций и принципов функционирования.

Понятие «непроизводственная сфера» определено действующим ОКОНХ (Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, который был разработан в период советской экономики и введен в действие с 1 января 1976 г., а затем периодически обновлялся) как «виды деятельности, в процессе которых не создаются материальные блага». В соответствии с ОКОНХ к непроизводственной сфере отнесены: ЖКХ; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; здравоохранение; физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; управление; финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение; общественные объединения.




Однако, 1) состав отраслей непроизводственной сферы по-прежнему остается дискуссионным; 2) многие исследователи считают, что непроизводственная сфера = социальная сфера (социально-культурная сфера) или социальная инфраструктура общества. Но все же эти понятия отличны.

«Сфера обслуживания населения» не вызывает таких разногласий. К ней относят совокупность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих удовлетворение потребностей населения в материальных благах и услугах. Как правило, это отрасли: бытовое обслуживание, торговля и общепит; пассажирский транспорт и связь населению; СМИ; ЖКХ; здравоохранение; образование; культура и искусство; физкультура и спорт; туризм; социальное обеспечение (т.е. сюда входят и отрасли непроизводственной сферы за исключением науки, научного обслуживания и управления). Целевой функцией сферы обслуживания является создание благоприятных условий жизнедеятельности населения

«Социальная инфраструктура»представляет собой совокупность различных отраслей, функционирование которых обеспечивает процесс воспроизводства материальных благ и услуг для жизнедеятельности населения. Это системное образование, включающее пять взаимосвязанных подсистем:

      Социальная инфраструктура      
Материально-бытовая подсистема   Социально-оздоровительная подсистема   Общеобразовательно-духовная подсистема Коммуника­ционная подсистема   Социально-экономическая подсистема
ЖКХ, бытовое обслуживание населения, торговля и общепит     Здраво охране­ние, физическая культура и спорт; туризм   Образование, культура и ис­кусство Пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения   Банки, право­вые учрежде­ния и т. д.
                         

Социальный (лат. – общий, общественный) – название всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общинный характер.



Социальная сфера в период до рыночного реформирования трактовалась как «сфера общественных отношений, охватывающая интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга».

В настоящее время законодательно не определены понятие и состав социальной сферы.

Вот представление о ней некоторых ученых.

- Социальная сфера -совокупность отраслей, предприятий, организа­ций, непосредственно связанных и опреде­ляющих образ и уро­вень жизни людей, их благосостояние и пот­ребление. Отрасли:образование; культура; здравоохранение; со­циальное обеспечение; общественное питание; коммунальное обслу­живание; пассажирский транспорт, связь

- Социальная сфера - экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непос­редственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потреб­ления населением мате­риальных благ, удов­летворения конечных запросов потребления. Центральное место сре­ди отраслейзанимают: культура, образование и здравоохранение



- Социальная сфера -(непроизводственная сфера об­щественного производства) - это сфера, где не создаются непосредственно материальные блага. Отрасли:искусство; куль­тура; спорт; наука; образова­ние; здравоохра­нение

- Социальная сферавключает отрасли, предприятия, организа­ции, деятельность кото­рых определяет не только уровень жизни людей, но и образ их жизни Отрасли:образование; культура и искусство; здравоохране­ние; туризм, отдых; фи­зическая культура и спорт; жилищно-комму­нальное хозяйство; тран­спорт, связь; бытовые ус­луги; правовые услуги; банковские услуги.

Вывод: социальную сферу можно определить как сферу общественных отношений, определяющих потребление населением жизненно важных благ и услуг на основе общественного выбора, который осуществляется с учетом институтов государства. (Из этого определения видно, что социальная сфера различных государств будет отличаться и основой различий послужит социальная политика.)

К отраслям социальной сферы на современном этапе развития российского государства следует относить: социальное обеспечение, народное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищный фонд социального использования или ЖКХ в целом.

Жилищный фонд социального использования - совокупность вех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые noмещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требу­ет осуществления следующих приоритетных стратегических дей­ствий в отношении отраслей социальной сферы.

Во-первых, реформирование образования.

Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффектив­ности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Необходимо обеспечить софинансирование на конкурсной ос­нове инвестиционных проектов в сфере образования, осуществляе­мых образовательными организациями. Отдельно предполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательных организаций.

В сфере высшего образования на переходный период будет вве­ден конкурсный порядок распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных про­ектов вузов независимо от их организационно-правовой формы. Не­обходимо установление особого статуса образовательных организа­ций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений об­разовательных организаций с государством, а также внедрение прин­ципа адресного предоставления стипендий.

В целях повышения эффективности государственных расходов на образование Правительство РФ намерено ре­ализовать ряд мер, направленных на реструктурирование бюджетной образовательной сети, включая реорганизацию учебных заведений профобразования путем их интеграции с высшими учебными заведени­ями и создания университетских комплексов, а также начало ре­структуризации малокомплектных сельских школ.

Во-вторых, реформирование здравоохранения.

В течение ближайших лет необходимо решить задачу обеспече­ния полного финансирования Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений. Это по­требует оптимизации структуры медицинских услуг, совершенство­вания нормативной базы, в том числе разработки минимальных со­циальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами, а также повышения эффективности организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.

Важнейшим первоочередным мероприятием в сфере здравоохра­нения является разработка федерального закона о медико-социальном страховании. Его принятие заложит правовые основы для обеспече­ния всеобщей доступности и повышения качества услуг здравоохране­ния в рамках объединенной системы медико-социального страхова­ния, а также позволит завершить переход к системе подушевого прин­ципа финансирования, добиться полной реализации программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи и ввести действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности.

Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличения разнообразия организационно-правовых форм меди­цинских организаций, переход к единым методам оплаты медицин­ской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях про­цедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков.

В-третьих, важным приоритетным направлением является поли­тика в сфере культуры и искусства.

Правительство Российской Федерации намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной из своих приоритетных задач, провести реформирование организационных механизмов, создать благоприятные условия для привлечения в сферу культуры средств из внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприя­тий в этом направлении будут следующие:

— внесение изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации «Основы законодательства о культуре»;

— создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов му­зейного, библиотечных и архивных фондов и кинофонда;

— разработка финансово-хозяйственного механизма, направлен­ного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования уч­реждений и работников сферы культуры.

В-четвертых, развитие жилищно-коммунального хозяйства.

В целях усиления адресности социальной поддержки населения по мере устранения перекрестного субсидирования и дотационности жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемые жилищные компенсации должны обеспечить частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям и будут гарантировать, что соответствующие расходы каждой семьи по установленному социальному стандарту не превысят 20% от их сово­купного дохода.

Предусматривается сокращение перекрестного субсидирования коммунальных услуг, что приведет к снижению услуги для предпри­ятий-потребителей. Будет реализована система мер по регулирова­нию на муниципальном уровне тарифов предприятий жилищно-ком­мунального хозяйства, являющихся локальными монополистами, включая также внедрение практики заключения концессионных до­говоров на управление объектами коммунальной инфраструктуры. Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на более четкое законодательное разграничение различных форм най­ма жилья. Будут созданы необходимые условия для привлечения дол­госрочных частных инвестиций в жилищный сектор и создания кре­дитных и заемных механизмов их использования гражданами, застройщиками, органами местного самоуправления. Предполагает­ся начать внедрение системы правового зонирования территорий, принять меры по обеспечению застройщикам гарантированных дол­госрочных имущественных прав на единый объект недвижимости (зе­мельный участок и возводимый объект) и по упрощению процедур оформления градостроительной и проектно-сметной документации.

В-пятых, развитие физической культуры и спорта.

Особое внимание Правительство Российской Федерации наме­рено уделить развитию массовой физической культуры, спорта и ту­ризма, включая развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, увеличение числа доступных (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения. Необходимо реализовывать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, «трудных» подростков. Кроме того, предполагается также сосредоточить внимание на программах, направ­ленных на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.

Первоочередные мероприятия будут направлены на создание общероссийской системы мониторинга, оценку и прогнозирование состояния физического здоровья населения; разработку финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное вне­дрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных мето­дов финансирования организаций и учреждений, получающих бюджетные средства, а также спортсменов высокой квалификации; привлечение в сферу физической культуры и спорта средств из вне­бюджетных источников.

В-шестых, одним из важнейших приоритетов является социальная поддержка населения.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения бу­дет положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут сформиро­ваны за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально не оправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России льготы предполагается постепенно пе­ревести в денежную форму. Натуральные льготы и выплаты, установ­ленные для отдельных категорий государственных служащих, воен­нослужащих и работников правоохранительных органов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета.

Потребности регионов в финансировании адресной и социаль­ной помощи будут учитываться в форме межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на ос­нове показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этом необходимо существенно расширить полномочия орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка.







Сейчас читают про: