Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий

А) Объекты СЗ -различные категории населения: работающие, нетрудоспособные и малоимущие.

Система социальной защиты труда, т.е. работающих, представляет собой совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому право на безопасный труд, сохранение здо­ровья в процессе труда, защиту и поддержку работников и их семей в случае временной или постоянной утраты трудоспособности на произ­водстве, на медицинскую, социальную и профессиональную реабили­тацию.

Социальная политика не может быть реальной и полноценной, если она ограничивает сферу своего внимания так называемыми социально уязвимыми группами неработающей части населения (детей, подрост­ков, многодетных матерей, инвалидов, пенсионеров и безработных). Социальная политика экономически зависит от сферы труда. Поэтому в социальной политике обязательно следует выделить ту ее часть, ко­торая непосредственно связана с трудовой деятельностью. Это соци­ально-трудовая политика.

Механизм СЗ труда включает в себя следующие элементы деятельности:

1) при поступлении на работу и увольнении: предупреждение о степени профессионального риска, травматиз­ма, профессиональных заболеваний и сроках их наступления, обязательные медицинские осмотры, проведение профессиональной подготовки и инструктажа, гарантии при увольнении работника;

2) в процессе работы: безопасные условия труда, эффективные средства индивидуальной и коллективной защиты, проведение периодических осмотров, гарантии при переводе работника на другую работу;

3) в случае временной или постоянной утраты трудоспособности: выявление патологических изменений, перевод в случае заболева­ния на более легкую работу, обеспечение достаточного уровня жизни работнику при профзаболевании, инвалидности или его иждивенцам при летальном исходе и т.д.

В проводимой в 90-е годы экономической политике недостаточно учитываются потребности людей, занятых общественно полезным тру­дом. Для реализации социальных программ нужны огромные ресурсы, создание которых — дело экономики, прежде всего эффективного труда.

Вторая категория нуждающихся в социальной защите — нетрудо­способное население, включающее три большие группы: 1) дети до 16 лет и обучающаяся молодежь с отрывом от производства, 2) населе­ние, вышедшее из трудоспособного возраста, и 3) особые группы насе­ления.

Защита этих групп населения осуществляется путем создания:

- нормальных и равных условий для развития детей (доступность здравоохранения, профилактики и лечения, доступность образования, учрежд. культуры, спорта, сферы отдыха и т.д.);

- условий для получения профессионального образования, сети про­фессионального и высшего образования, обеспечения его доступнос­ти, поддержки учащихся и студентов через выплату стипендий, обес­печения их системой льгот;

- системы государственного пенсионного обеспечения, охвата пен­сиями всех лиц, оказавшихся нетрудоспособными (т.е. пенсии трудо­вые и нетрудовые).

Третья категория нуждающихся в СЗ - малоиму­щие: дети-сироты, одинокие пожилые люди, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и мигранты, асоциальные группы (бом­жи, бывшие заключенные и т.п.) и др. лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Их защита выражается в: - обеспечении их временным жильем (социальные дома, дома ночного пребывания);

- в трудоустройстве; - выплате пособий, назначении льгот и компенсаций; - организации соц. обслуживания отдельных групп населения через систему спец. учреждений.

Б) Существуют следующие формы и виды социальной защиты граждан:

•пособия по государственному социальному страхованию и иные социальные пособия;

• государственное пенсионное обеспечение;

•содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граж­дан в домах-интернатах;

•обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;

•содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и дру­гих учреждениях;

• социальная и трудовая реабилитация инвалидов;

• санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;

• социальное обслуживание на дому.

В) Механизмы социальной защиты:

1. обязательное (государственное) страхование;

2. добровольное дополнительное коллективное и личное страхование;

3. государственная социальная помощь через предоставление пособий, выплат и льгот из ГБ социально уязвимым слоям населения;

4. государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи в определенных пределах, доступности образования, культурных и оздоровительных учреждений, жилья;

5. услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т.д.).

Пункты 1 и 3 (Обязательное (гос.) страхование и социальная помощь) – основные механизмы СЗ населения. Первый охватывает преимущественно занятое население, второй – предусматривает услуги и выплаты и другим категориям населения.

Социальное страхование вообще - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспече­ния работников в старости, при утрате трудоспособности, при потере кормильца, охране здоровья работников и их семей. Социальное стра­хование — главный институт экономической защиты работающих в ры­ночных отношениях.

Необходимость системы социального страхования вызвана разви­тием новых отношений и превращением рабочей силы в товар, а зара­ботной платы — в источник существования большинства членов общества. В результате возникает риск материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Риск этот носит социальный характер и не всегда зависит от конкретного человека. Утрата заработка может произойти из-за: • отсутствия спроса на рабочую силу; • потери работником способности к труду (болезнь, несчастный слу­чай, старость, инвалидность, смерть). Обеспечить защиту работника(его иждивенцев) в этом случае может только социальное страхование.

Гос. социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных платежей работо­дателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из феде­рального бюджета. Размер страховых взносов и порядок их уплаты ус­танавливаются законом.

Современный институт социального страхования включает в себя следующие виды страхования: 1) государственное социальное страхова­ние, 2) государственное пенсионное страхование и 3) государственное обязательное медицинское страхование.

1. Собственно государственное социальное страхование обеспечивает материальную поддержку гражданам при наступлении рисков, связан­ных с наступлением временной нетрудоспособности для работников. Источник финансирования - ФСС РФ. Эти средства являются гос. собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав бюджетов разных уровней.

Средства в ФСС поступают за счет страховых взносов работодате­лей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также взносов от фермерских хозяйств, работающих по прямым кон­трактам. Кроме - этого, фонд может пополняться за счет доходов от ин­вестирования временно свободных средств.

Используются средства ФСС на выплату пособий (оплата по боль­ничному листу, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, на погребение), на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

2. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает не­обходимую оплату расходов по восстановлению здоровья - лечению и оказанию медицинских услуг (создан в 1993 г.). Из фонда ОМС финан­сируются базовая и территориальная программы обязательного меди­цинского страхования. Базовая программа включает первичную меди­ко-санитарную и стационарную помощь. На основе базовой разраба­тываются территориальные программы ОМС, которые включают в себя весь объем услуг базовой программы.

Средства ОМС формируются за счет страховых взносов работода­телей за работающее население и средств бюджетов местных органов власти за неработающее население.

Плательщиками страховых взносов в рассмотренные фонды явля­ются работодатели, граждане, применяющие труд наемных работни­ков в личном хозяйстве, граждане, зарегистрированные в качестве пред­принимателей без образования юридического лица, граждане, занима­ющиеся частной практикой или работающие по прямым контрактам с иностранными предпринимателями.

3. Государственное пенсионное страхование обеспечивает получение доходов при наступлении пенсионного возраста. В Пенсионный фонд взносы платят все работающие граждане и работодатели.

Размер взносов в фонды социального страхования и порядок их уплаты определены законодательством РФ. В настоящий момент работодатель уплачивает единый социальный налог (ЕСН) (26% от фонда оплаты труда), средства которого идут в три фонда: ФСС, ПФ, ФОМС.

Г) органы социальной защиты населения:

♦ сеть организаций (учреждений и предприятий) социальной защиты и социального обслуживания различных организаци­онно-правовых форм, реализующих формы и виды социаль­ной защиты населения, в т.ч. лица, оказывающие социальные услуги (со­циальные работники);

♦ органы управления социальной защиты населения;

♦ органы финансирования социальной защиты граждан и, прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.

Действующая система социальной защиты еще недостаточно адаптирована к современным условиям. Многоукладность экономики, наличие разных форм собственности, расширение прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и работодателей оказывают влияние на перераспределение средств, идущих на эти цели. При этом усиливается роль и значение регионов, работодателей и самих paбoтников, особенно в системе социального страхования, в развитии доб­ровольных форм социального страхования.

В то же время существует ряд нерешенных вопросов в области социальной защиты, решение которых будет способствовать ее совершенствованию.

1. Социальная защита не обеспечена достаточным числом нормативных актов. В частности, необходим закон о социальном страховании в России, который стал бы базой для развития различных видов страхования с самостоятельными фондами.

2. Существующая система не обеспечивает социальной защиты работников, пострадавших на производстве, при ликвидации, банкротстве, неплатежеспособности предприятия, и их семей.

3. Не сбалансирована общая величина страховых платежей, что возлагает на предприятия непомерное бремя платежей. Так, величина страховых взносов по всем фондам страхования составляет в последние годы около 40% (сейчас 35,6%) (в развитых странах - около 30%, остальное - из государственного бюджета).

4. Действующий в стране механизм социального страхования не оценивает финансовую нагрузку на плательщика, страхователь отстранен от участия в управлении фондами, размер страховых взносов не увязан с уровнем профессионального и социального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Так, при равных страховых взносах по социальному страхованию и по старости защита отдельных категорий трудящихся оказывается несопоставимой (например, число и размер выплат шахтерам и работникам образовательных учреждений).

5. Серьезное внимание должно быть уделено не только финансовым вопросам социальной защиты, но и созданию системы возмеще­ния утраты трудоспособности, формированию соответствующей ин­фраструктуры, обеспечивающей приемлемый уровень социальных услуг по реабилитации пострадавших работников.

6. Следует сохранить (как во всем мире) самостоятельность фон­дов социального страхования, не передавать так называемые внебюд­жетные фонды в бюджет. В страховании должно участвовать и государ­ство, и работодатель, и работник.

7. Социальная защита — дело, прежде всего государственное, и ос­новную нагрузку в этом вопросе должен нести федеральный бюджет. Дело в том, что уровень благополучия регионов очень разный, некото­рые регионы не смогут обеспечить нормального уровня социальной защиты, что приведет к значительному обнищанию населения.

8. Очень серьезная проблема - незначительный размер государст­венных пособий (например, пособия на детей, стипендии), так как они связаны с минимальным размером зарплаты, а она в свою очередь со­ставляет около 20% прожиточного минимума. Это касается и пенсий.

9. Предприятия ранее осуществляли большую работу по социаль­ной защите работников за счет своей прибыли. В настоящее время в вязи с разным экономическим положением предприятий одни ока­зывают защиту сверх меры, другие минимальную (помощь при погре­бении). Это вызывает определенную социальную напряженность. Од­нако система социальной защиты должна выстраиваться таким обра­зом, чтобы приоритеты были отданы человеку труда. Работающий дол­жен быть максимально защищен в труде и после выхода из процесса труда, у него должны быть стимулы к производительной работе, а не к иждивенчеству. Развитие различных форм занятости, увеличение чис­ла рабочих мест, установление заработной платы и трансфертов в соот­ветствии со стоимостью жизни снимет часть вопросов в области соци­альной защиты.


Мини-кейс

«Проблемы проникновения на зарубежный рынок»

по теме 7 «Разработка маркетинговой стратегии на различных уровнях управления экономики»

Главная цель обсуждения ситуации: развитие маркетингового мышления, привлечение полученных знаний и навыков к рассмотрению и оценке различных вариантов принимаемых решений, организация логического подхода к обсуждению проблем, тренировка интуиции и умения дискутировать, приобретение навыка работать в команде.

Методические указания.

Для разбора кейса учебная группа разбивается на команды составом не более чем по 5 человек. Команды разбирают и решают кейс самостоятельно и докладывают полученные ими результаты на практическом занятии.

В ходе совместного обсуждения группа должна прийти к одному (возможно к двум) варианту разрешения каждой ситуации.

Как подготовиться к анализу ситуации

Этот вопрос, как и ситуационный анализ вообще, не имеет какого-ли­бо единственно правильного ответа. У каждого предпринимателя может быть свой подход. Однако дадим некоторые рекомендации.

1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию и составьте целос­тное представление о ситуации. Не пытайтесь сразу ее анализировать.

2. Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.

3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите ее сущность, главные и второстепенные аспекты. Затем письменно зафиксируйте выво­ды - основную проблему и проблемы, ей подчиненные.

4. Зафиксируйте факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, из­ложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Это поможет проследить взаимосвязь между приведенными данными.

5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенно­го решения.

6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие су­ществуют. Определите, какие из них наиболее удовлетворяют критерию.

7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации ва­шего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за не­возможности их практического осуществления.

Какие вопросы следует себе задать

1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?

2. Учел ли я все относящиеся к делу факты?

3. Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?

4. Не принимаю ли я чужое мнение за свое?

5. Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?

6. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность любого высказывания? Ведь совсем не обязательно, что выводы будут правильны­ми.

7. Правильно ли я делаю, доказывая неразумность и невозможность ка­ких-либо фактов?

8. Правильно ли я выбрал информацию, соответствующую моей точке зрения, и учел ли я другие важные сведения?

9. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или лишь предвзятого мнения?

10. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? И правильно ли сделаны обобщения?

11. Много ли внимания я придаю какому-либо одному факту в приня­тии решения? Если да, то прав ли я?

12. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практи­ке? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы? Не принял ли я решение, не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?

14. Действительно ли я прислушиваюсь к мнению других сотрудников или лишь жду, когда я смогу выразить свое мнение?

15. Будут ли мои замечания уместны в данный момент? С другой сто­роны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или уходит от ос­новной линии дискуссии, должен ли я молчать?

Вопросы, на которые следует ответить после рассмотрения ситуации:

1. Что нового я узнал? Какие выводы я сделал?

2. Насколько они касаются моей практической деятельности?

Ситуация для решения:

Фирма X.GmbH (Германия) более 20 лет специализируется на произ­водстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию как для домашних хозяйств, так и для различ­ных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке - 32%, на рынке Франции - 8, Бельгии - 3, а крупная торговая компания в Майами еже­годно закупает около 4% производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%).

Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. немецких ма­рок. Фирма выпускает продукцию разных видов, цветов, стилей, отделки (металлической и пластиковой), что дает ей возможность занять более прочные рыночные позиции.

В настоящее время фирма X.GmbH исследует рынок России. Обнадеживающие результаты исследования побудили компанию к активной деятельности на российском рынке, наметив срок внедрения продукции - один год.

Задание:

1. Порекомендуйте пути внедрения фирмы X.GmbH на российский рынок.

2. Выявите потенциальные трудности, связанные с возможностью проникновения товаров фирмы на рынок.

3. Выберите и дайте обоснование методу проникновения на российский рынок.

4. Предложите рекомендации по системе товародвижения и распреде­ления.

Методические рекомендации по решению вышеперечисленных заданий.

Внимательно прочитайте задание, так как в этой ситуации практичес­ки каждая фраза имеет смысловую нагрузку. Иногда лучше прочитать за­дание дважды. Полезно ознакомиться с заданием перед тем, как изучать текст ситуации. Это поможет вам при чтении ситуации выделить в ней ключевые моменты. Например, в нашем задании следует отметить такие данные:

– 20-летняя известность фирмы;

– ассортимент и дифференциация производимой продукции с целью ов­ладения большой долей рынка;

– целевые рынки: домашние хозяйства и организации;

– доли рынка, %: Германия - 32, Франция - 8, Бельгия - 3, США - 5; итого - 48, прочие рынки - 52;

– общий оборот - свыше 40 млн. немецких марок;

– оборот по внешним рынкам - 25 млн. немецких марок;

– принято решение о внедрении продукции на рынок России с обозначенным сроком (один год).

Вопросы, поставленные в задании, требуют структурированных ответов в форме сведений и/или рекомендаций.

Вы выступаете в роли советника или консультанта фирмы.

Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограничена, поскольку мини-кейс не да­ет обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться на основе интуиции, что весьма полезно для развития у обучающихся мар­кетинговой интуиции.

Так, если валовой оборот продаж составил 40 млн. немецких марок и у вас есть данные о долях рынков в зарубежных странах, то можно по край­ней мере на интуитивном уровне утверждать, что продажи на новом рын­ке не будут больше, чем на одном из завоеванных рынков. Значит, прода­жи не превысят 4-5 млн немецких марок. Первая проблема - как обеспе­чить успешный доступ на российский рынок - зависит от эффективности маркетинга, логистики и т.п.

Фирма имеет опыт маркетинговой деятельности за пределами Герма­нии, владея определенными долями рынка, т.е. обладает силой воздейст­вия на рынок. Рекомендации по развитию российского рынка будут свя­заны и с проблемами распространения товаров. Продукция имеет широ­кую область применения, производство не является специализированным. Марка фирмы получила признание на рынке. Стимул, который движет си­туацию, - расширение фирмы, запланированный рост.

Такой анализ необходимо провести перед подготовкой более конкрет­ных ответов на поставленные вопросы в задании.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ

по теме 7 «Разработка маркетинговой стратегии на различных уровнях управления экономики»

Цели разбора хозяйственных ситуаций:

закрепить знания в области разработки маркетинговой стратегии;

научиться принимать маркетинговые решения;

научиться отстаивать предлагаемые решения;

научиться участвовать в коллективном принятии решений.

Методические указания: Для разбора хозяйственных ситуаций учебная группа разбивается на команды составом не более, чем по 5 человек. Команды разбирают и решают хозяйственные ситуации самостоятельно и докладывают полученные ими результаты на практическом занятии.

В ходе совместного обсуждения группа должна прийти к одному (возможно к двум) варианту разрешения каждой ситуации.

Ситуация 1. Фирма действует в регионе, состоящем из четырех районов (сегмен­тов). Для каждого района известны изменения в условиях реализации но­вого товара A(L), интенсивность покупок товара А в среднем одним по­купателем в год (У руб./покупателей), выигрыш или потеря доли рынка в результате конкуренции производителей товара A(±d), издержки по сег­ментации рынка в каждом из районов (С). Все данные приведены на тер­риториальной схеме региона (рис. 1).

Определите район, в котором фирме выгоднее реализовать свою пар­тию нового товара А. Какова будет величина объема чистых продаж?

Ситуация 2. Ответьте на вопросы, используя приведенные ниже подсказки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: