double arrow

В. 12.3. Система соц. защиты населения и стратегические направления ее развития

В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование сво­бодного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

При таком подходе социальная защита населения — основная часть соц. полити­ки любого государства — представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.

К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция относит:

• охрану труда и здоровья граждан;

• минимальный размер оплаты труда;

• гос. поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

• установление государственных пенсий и пособий;

• развитие системы социальных служб и др.

Из духа и смысла Конституции следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.

Однако в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.

В этом случае, т.е. в более узком ее понимании, социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, социальная защита населения может рассматри­ваться как:

•средство формирования и развития личности, обеспечения ее конституционных прав;

•государственная и общественная поддержка отдельных катего­рий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имею­щая целевой характер.

Т.о. в мировой практике выделяют два типа социальной защиты — активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.

Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

Объект социальной защиты — все группы населения, однако осо­бые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных, территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по мате­риальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Социальное обеспечение это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей тех, кто частично или полностью утратил способность трудиться, а также всех членов общества в части охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет а) специальных фондов, создаваемых в общества на страховой основе, или б) ассигнований из госбюджета в случаях и на условиях, установленных в законе.

Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в конвенциях Международной организации труда (МОТ):

I. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Основной критерий социальной помощи — нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членовобщества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких ее видов.

4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.

6. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи.

7. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и иных признаков.

8. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

9. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

10. Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.

Наиболее рельефно сущность СЗ населения про­является в ее функциях: экономической, политической, демографи­ческой и социально-реабилитационной.

Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохо­да или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособно­стью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоиму­щим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия и уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизвод­ство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстанов­ление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других со­циально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В состав системы социальной защиты населения входят:

А) объекты СЗ (граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения); Б) формы и виды СЗ; В) механизмы СЗ; Г) органы СЗ; Д) программы СЗ населения, в том числе программы адресной социальной помощи, представляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Рассмотрим их подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: