Трыков В.П., Ощепков А.Р., 2003
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 в.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20-21 вв.
Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.
Теория чистого искусства – отрицание всякой полезности искусства. Прославление принципа «искусства для искусства». У искусства одна цель – служение красоте.
Искусство теперь – способ ухода от мира, чистое искусство не вмешивается в общественные отношения.
Триединство истины, добра, красоты – теория чистого искусства.
Теория чистого искусства возникает как форма бегства от ненавистной действительности. Теоретики чистого искусства также стремятся к эпатажу (высказать себя, шокировать).
Возникает пантеизм – многоверие, много героев, мнений, мыслей. История и естествознание становятся музами современной эпохи. Пантеизм у Флобера – современный каскад: томление духа он объяснил состоянием общества. «Мы стоим чего-то только благодаря своим страданиям». Эмма Бовари – символ эпохи, символ пошлой современности.
|
|
У Бодлера пантеизм выражается в множестве тем, сопряженных в единую систему. Он объединяет добро и зло, говоря, что одно не может никак существовать без другого. Высокое и низкое, таким образом, становятся двумя неразделимыми частицами одного целого. Когда он поет гимн красоте, он не забывает упомянуть, какая она ужасная эта красота. Когда он воспевает любовь, он говорит о ее низменности (продажная еврейка, упоительная страсть). «Сатана или бог, не все ли равно?», - говорит он. В стихотворении «Альбатрос» эта мысль очень ярко звучит: такая сильная птица в небе, парящая высоко над всеми, и такая беспомощная на земле. На самом деле, это он сам, поэт, которому нет места в этом бренном мире.
Позитивизм - направление буржуазной философии, исходящее из того, что все подлинное знание – совокупный результат спец. Наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
У Флобера – наука – естествознание, медицина (смерть Бовари, болезнь сына г-жи Арну и смерть мальчика, сына Фредерика), у Бодлера – подлинное знание чистой красоты. Синоним теории чистого искусства.
(1918-1945) (ФРАНЦИЯ)
В.П. Трыков, А.Р. Ощепков
Зарубежная литература XX века (1914–1945)
Часть I. Франция
учебное пособие
Для студентов факультета журналистики
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
Утверждено
кафедрой истории
журналистики и литературы
Трыков В.П., Ощепков А.Р.
Т 80 Зарубежная литература XX века (1914-1945). Часть 1. Франция: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 68 с.
Подготовлено на факультете журналистики.