double arrow

Тристан Тзара


Литература

Дадаизм и сюрреализм во французской поэзии 20–30 гг. XX в.

Тема 3.

Литература

Аполлинер Г. Стихи. – М., 1967.

АполлинерГ. Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. – СПб., 1999.

Аполлинер Г. Мост Мирабо. – СПб.: Азбука, 2000.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. – С. 23–37.

Кокто Ж. Аполлинер // Кокто Ж. Петух и Арлекин. – СПб., 2000. – С. 700–709.

Хартвиг Ю. Аполлинер. – М., 1971.

Дадаизм – одно из наиболее радикальных авангардистских течений в западноевропейской литературе и искусстве 1910–1920-х гг. Предтечи дадаизма (М. Дюшан и др.). Дадаизм как выражение анархических, протестных, бунтарских настроений части западноевропейской интеллигенции. Тотальное осуждение и критика современного миропорядка. Основные принципы дадаистской стратегии: антиинтеллектуализм, алогизм, утверждение бессмысленности и абсурдности жизни. Роль Тристана Тзара в становлении течения «дада».

Генезис сюрреализма. Значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Сюрреализм и довоенные модернистские течения. «Первый манифест сюрреализма» А. Бретона. Печатные органы сюрреалистов. «Магнитные поля» (1919-1920) А. Бретона и Ф. Супо как первая попытка «автоматического письма». Ассоциативность письма и интуитивизм – основные черты сюрреалистической поэтики. Концепция искусства и художника. Структура «ошеломляющего образа». Новая концепция красоты в эстетике сюрреализма и поэтика сюрреализма (коллаж, примитивизм, каламбуры, «а-метафора» (Г.К. Косиков), ассоциативность образа и т.д.). Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос - крупнейшие поэты-сюрреалисты. «Второй манифест сюрреализма» А. Бретона и обострение противоречий в течении. «Третий манифест сюрреализма» (1930) Р. Десноса и его разрыв с сюрреализмом. Значение сюрреализма для дальнейшего развития литературы.




Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Антология французского сюрреализма: 20-е годы / Сост., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева и Е.Д. Гальцовой. – М., 1994.

Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер. с фр. – СПб., 1996.

Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1973.

Сануйе М. Дада в Париже. – М., 1999.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002.

(1896–1963)

Тзара, Тристан (Tristan Tzara, настоящее имя Сами Розеншток) – глава дадаистов. Родился в Мойнешти (Румыния) в 1896 г. Поэтический дебют состоялся на родине, в Румынии, где Тзара начинал как символист. Во время первой мировой войны переехал в Швейцарию. Изучал математику и философию в Цюрихе, издавал там журнал «Символ». В 1916 г. под влиянием друзей-художников (Г. Арпа, Г. Балля, М. Янко и др.) у Тзара появилась идея создать новый поэтический кружок «Дада». В 1918 г. Тзара издал также журнал «Дада».



Ранние сборники «Первое небесное приключение господина Антипирина» («La première aventure céleste de Monsieur Antipyrine», 1916) и «Двадцать пять стихотворений» («Viengt-cinq poèmes», 1918) - сочетание речевой зауми и наивного взгляда на мир. Две встречи Тзара (с Пикабиа в 1918 г., который пригласил Тзара в Париж, и с лидерами журнала «Литтератюр» Арагоном, Бретоном и Супо в 1920 г.) оказали существенное влияние на расцвет дадаизма. Театральные представления дадаистов (например, пьеса Тзара «Носовой платок из облаков», 1924) постоянно сопровождались скандалами.

Вскоре в группе назрел конфликт из-за однообразия всеотрицающей деятельности. А. Бретон со своими соратниками порвал с дадаистами (драка на вечере «Бородатого сердца» в 1923 г.). Тзара в конце 20 – начале 30-х гг. после распада дадаистского объединения примкнул к сюрреалистам. Книги «Индикатор сердечных дорог» («Indicateur des chemins de coeur», 1928), «Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931), «Где пьют волки» («Où boivent les loups», 1932), «Антиголова» («L’Аntitête», 1933), «Зерна и шелуха» («Grains et issues», 1935), написанные с черным юмором, свидетельствовали о примирении с Бретоном. Однако после неудавшейся попытки упрочить связи между сюрреалистами и коммунистами произошел новый, окончательный разрыв между Тзара и Бретоном.

Тзара был сначала теоретиком авангардного искусства («Семь манифестов дада» – «Sept manifestes dada», 1924; «Эссе о положении поэзии» – «Essai sur la situation de la poésie», 1931), впоследствии – его критиком (прочитанная в Сорбонне лекция «Сюрреализм и послевоенные годы» – «Surréalisme et l’après guerre», 1947). Тзара критиковал сюрреалистов (и прежде всего А. Бретона), которые, покинув Францию, отказались от подпольной деятельности во время второй мировой войны. Во время войны Тзара был участником Сопротивления, вступил во Французскую компартию, выступал апологетом ангажированной литературы. В 1956 г. Тзара осудил вторжение советских войск в Венгрию, отошел от сталинизма. Тзара умер в Париже в 1963 г.









Сейчас читают про: