Экономика отрасли

Лекции

Департамент образования и науки Брянской области

Ценообразование

Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлениям

6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»

Тираж­__________ экз. Подписано к печати __________

Заказ №­­_________ Объем 14,0 п.л.

Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»

98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.

ГБОУ СПО «Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»

по дисциплине «Экономика отрасли»

для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Преподаватель Брянцева Любовь Викторовна

2013 год

Микроэкономика и рынок.

Экономику можно подразделить на макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика изучает экономическое состояние страны в целом. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (предприятие, отрасль, регион). Деление это условное, так как между макро- и микроэкономикой существует тесная связь:

1) макроэкономика является теоретическим фундаментом для изучения микроэкономики;

2) состояние экономики страны зависит от эффективности работы отдельно взятого предприятия.

Дисциплина «Экономика отрасли» изучает работу отрасли, фирмы, предприятия в условиях. Рыночная экономика основана на том, что каждый решает сам что производить, как и в каком количестве, исходя из личного интереса. Поэтому главный принцип рыночной экономики – свобода выбора видов и форм деятельности, то есть любой хозяйствующий субъект может выбрать желаемый, выгодный вид экономической деятельности в любой, допустимой законом, форме.

Один из основных принципов рыночной экономики – равноправие субъектов с разными формами собственности. Этот принцип предусматривает, что права, ограничения, налоги, льготы должны быть равными для всех субъектов. Существуют следующие формы собственности: частная, общественных объединений, государственная, муниципальная, собственность совместных предприятий и иностранных граждан, собственность религиозных организаций.

Важнейшим принципом является принцип договорных отношений. Он распространяет свое действие на взаимные поставки, закупки, обязательства. Преимущество принципа договорных отношений в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий и надежность функционирования экономики.

В рыночной экономике активно действует принцип свободы ценообразования, то есть цена формируется в результате торга, а предприятие самостоятельно выбирает стратегию ценообразования.

Напрямую связан с предыдущим принципом принцип самофинансирования, то есть предприятие обязано осуществлять финансовое самообеспечение.

Кроме этих принципов в рыночной экономике действуют более частные принципы, такие как:

1) принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономические способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущерба виновными. В основу ставится принцип договорных отношений.

2) государственное регулирование. Осуществляется на основе законодательства (административного, трудового, налогового и т.д.)

3) конкуренция

4) принцип социальной защиты населения. Осуществляется в виде ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально-опасного уровня; компенсаций, льгот, рассрочек, благотворительности.

Антимонопольное законодательство.

Первым в России антимонопольным законодательным актом стал закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Принят в марте 1991года.

Этот закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти – антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений.

Нормы этого закона адресованы хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии со статьей 4 закона для признания предприятия монополистом необходимо выявление 2-х условий:

1) его доля на рынке должна превышать 35%;

2) способность ограничивать конкуренцию.

В дальнейшем был принят закон «О внесении изменений в закон о конкуренции», в соответствии с ним безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% товарного рынка.

Прежние 35% оставлены в качестве нижней границы для отнесения предприятия к числу монополистов.

Для промышленности Росси характерна высокая степень концентрации производства, то есть оно сосредоточено, в основном, на крупных предприятиях. Наиболее монополизирована черная, цветная металлургия, машиностроение и т.д. Поэтому антимонопольное законодательство в Росси имеет очень важное значение.

Антимонопольное законодательство в Росси имеет следующие недостатки:

1) не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом опыта капиталистических стран;

2) недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;

3) нет четкой ясности что делать с предприятием-монополистом;

4) неясность в понимании рынка продаж для предприятий, выпускающих различную продукцию;

5) не учтен опыт капиталистических стран.

К антимонопольному законодательству относится закон «О защите прав потребителей», принятый в феврале 1992г.

Предприятие в условиях рынка.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы, оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

С переходом на рыночные отношения основой для деятельности предприятия является спрос покупателей (потребителей). Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, емкость рынка, качество продукции у конкурентов и другие вопросы. Основной целью предприятия в условиях рынка является не только получение прибыли, но и обеспечение устойчивой финансовой стабильности. Для достижения этой цели предприятию необходимо проводить определенную политику и выполнять следующие функции:

1) выпуск высококачественной продукции, систематическое ее обновление и оказание услуг в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рациональное использование производственных ресурсов;

3) разработка стратегии и тактики поведения предприятия, корректировка их в соответствии с обстоятельствами;

4) внедрение всего нового, передового в производство, организацию и управление;

5) забота о своих работниках, рост их квалификации;

6) обеспечение конкурентоспособности фирмы;

7) гибкая ценовая политика

и т.д.

Каждое предприятие является юридическим лицом. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, расчетный счет в банке, право ведения договорных отношений.

Каждое предприятие должно обладать следующими признаками:

1) организационное единство – это определенным образом сформированный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах (устав предприятия, положение «О предприятии» и т.д.);

2) обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств; самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, списывает, платит налог;

3) имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон;

4) выступление в гражданском обороте от собственного имени. Для этого предприятию дают имя, под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и неимущественные права, несет обязательства, выступает в суде и арбитраже.

Организационно-правовые формы предприятия.

Все предприятия можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации в качестве главной цели своей деятельности имеют получение прибыли.

Некоммерческие организации такой цели не имеют и существуют за счет дотаций, взносов, пожертвований. Для некоммерческих организаций характерны следующие правовые формы:

1) Хозяйственные товарищества. Создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Полным является товарищество, участники которого, согласно договору, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом.

2) Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учреждается одним или несколькими лицами, его уставный капитал поделен на доли, участники общества не отвечают по его обязательствам.

3) Акционерные общества открытого или закрытого типа. Характерными чертами акционерного общества является:

- власть принадлежит акционерам;

- управление отделяется от собственности на капитал фирмы;

- собственность легко передается из рук в руки.

4) Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на их личном труде и объединении имущественных паевых взносов.

5) Унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Отрасль в условиях рынка.

Отрасль промышленности – совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.

Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей, входящих в промышленность и их доля в общем объеме производства. Отраслевая структура все время изменяется, на нее оказывают влияние следующие факторы:

1) ускорение научно-технического прогресса. Под воздействием этого фактора появляются новые отрасли промышленности и новые производства.

2) экономическая структура государства. Государство, осуществляя свою политику, может поддержать отдельные отрасли промышленности.

3) наличие в стране полезных ископаемых, пригодных к промышленной разработке. Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем выше доля добывающих отраслей.

4) уровень культуры и материального благосостояния. От уровня жизни населения зависят его покупательские способности, что является основой для развития отраслей, производящих товары народного потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: