Лекции
Департамент образования и науки Брянской области
Ценообразование
Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлениям
6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»
Тираж__________ экз. Подписано к печати __________
Заказ №_________ Объем 14,0 п.л.
Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»
98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.
ГБОУ СПО «Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»
по дисциплине «Экономика отрасли»
для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Преподаватель Брянцева Любовь Викторовна
2013 год
Микроэкономика и рынок.
Экономику можно подразделить на макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика изучает экономическое состояние страны в целом. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (предприятие, отрасль, регион). Деление это условное, так как между макро- и микроэкономикой существует тесная связь:
|
|
1) макроэкономика является теоретическим фундаментом для изучения микроэкономики;
2) состояние экономики страны зависит от эффективности работы отдельно взятого предприятия.
Дисциплина «Экономика отрасли» изучает работу отрасли, фирмы, предприятия в условиях. Рыночная экономика основана на том, что каждый решает сам что производить, как и в каком количестве, исходя из личного интереса. Поэтому главный принцип рыночной экономики – свобода выбора видов и форм деятельности, то есть любой хозяйствующий субъект может выбрать желаемый, выгодный вид экономической деятельности в любой, допустимой законом, форме.
Один из основных принципов рыночной экономики – равноправие субъектов с разными формами собственности. Этот принцип предусматривает, что права, ограничения, налоги, льготы должны быть равными для всех субъектов. Существуют следующие формы собственности: частная, общественных объединений, государственная, муниципальная, собственность совместных предприятий и иностранных граждан, собственность религиозных организаций.
Важнейшим принципом является принцип договорных отношений. Он распространяет свое действие на взаимные поставки, закупки, обязательства. Преимущество принципа договорных отношений в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий и надежность функционирования экономики.
В рыночной экономике активно действует принцип свободы ценообразования, то есть цена формируется в результате торга, а предприятие самостоятельно выбирает стратегию ценообразования.
|
|
Напрямую связан с предыдущим принципом принцип самофинансирования, то есть предприятие обязано осуществлять финансовое самообеспечение.
Кроме этих принципов в рыночной экономике действуют более частные принципы, такие как:
1) принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономические способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущерба виновными. В основу ставится принцип договорных отношений.
2) государственное регулирование. Осуществляется на основе законодательства (административного, трудового, налогового и т.д.)
3) конкуренция
4) принцип социальной защиты населения. Осуществляется в виде ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально-опасного уровня; компенсаций, льгот, рассрочек, благотворительности.
Антимонопольное законодательство.
Первым в России антимонопольным законодательным актом стал закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Принят в марте 1991года.
Этот закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти – антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений.
Нормы этого закона адресованы хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.
В соответствии со статьей 4 закона для признания предприятия монополистом необходимо выявление 2-х условий:
1) его доля на рынке должна превышать 35%;
2) способность ограничивать конкуренцию.
В дальнейшем был принят закон «О внесении изменений в закон о конкуренции», в соответствии с ним безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% товарного рынка.
Прежние 35% оставлены в качестве нижней границы для отнесения предприятия к числу монополистов.
Для промышленности Росси характерна высокая степень концентрации производства, то есть оно сосредоточено, в основном, на крупных предприятиях. Наиболее монополизирована черная, цветная металлургия, машиностроение и т.д. Поэтому антимонопольное законодательство в Росси имеет очень важное значение.
Антимонопольное законодательство в Росси имеет следующие недостатки:
1) не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом опыта капиталистических стран;
2) недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
3) нет четкой ясности что делать с предприятием-монополистом;
4) неясность в понимании рынка продаж для предприятий, выпускающих различную продукцию;
5) не учтен опыт капиталистических стран.
К антимонопольному законодательству относится закон «О защите прав потребителей», принятый в феврале 1992г.
Предприятие в условиях рынка.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы, оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
С переходом на рыночные отношения основой для деятельности предприятия является спрос покупателей (потребителей). Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, емкость рынка, качество продукции у конкурентов и другие вопросы. Основной целью предприятия в условиях рынка является не только получение прибыли, но и обеспечение устойчивой финансовой стабильности. Для достижения этой цели предприятию необходимо проводить определенную политику и выполнять следующие функции:
1) выпуск высококачественной продукции, систематическое ее обновление и оказание услуг в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рациональное использование производственных ресурсов;
3) разработка стратегии и тактики поведения предприятия, корректировка их в соответствии с обстоятельствами;
|
|
4) внедрение всего нового, передового в производство, организацию и управление;
5) забота о своих работниках, рост их квалификации;
6) обеспечение конкурентоспособности фирмы;
7) гибкая ценовая политика
и т.д.
Каждое предприятие является юридическим лицом. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, расчетный счет в банке, право ведения договорных отношений.
Каждое предприятие должно обладать следующими признаками:
1) организационное единство – это определенным образом сформированный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах (устав предприятия, положение «О предприятии» и т.д.);
2) обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств; самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, списывает, платит налог;
3) имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон;
4) выступление в гражданском обороте от собственного имени. Для этого предприятию дают имя, под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и неимущественные права, несет обязательства, выступает в суде и арбитраже.
Организационно-правовые формы предприятия.
Все предприятия можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации в качестве главной цели своей деятельности имеют получение прибыли.
Некоммерческие организации такой цели не имеют и существуют за счет дотаций, взносов, пожертвований. Для некоммерческих организаций характерны следующие правовые формы:
1) Хозяйственные товарищества. Создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Полным является товарищество, участники которого, согласно договору, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом.
2) Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учреждается одним или несколькими лицами, его уставный капитал поделен на доли, участники общества не отвечают по его обязательствам.
|
|
3) Акционерные общества открытого или закрытого типа. Характерными чертами акционерного общества является:
- власть принадлежит акционерам;
- управление отделяется от собственности на капитал фирмы;
- собственность легко передается из рук в руки.
4) Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на их личном труде и объединении имущественных паевых взносов.
5) Унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Отрасль в условиях рынка.
Отрасль промышленности – совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.
Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей, входящих в промышленность и их доля в общем объеме производства. Отраслевая структура все время изменяется, на нее оказывают влияние следующие факторы:
1) ускорение научно-технического прогресса. Под воздействием этого фактора появляются новые отрасли промышленности и новые производства.
2) экономическая структура государства. Государство, осуществляя свою политику, может поддержать отдельные отрасли промышленности.
3) наличие в стране полезных ископаемых, пригодных к промышленной разработке. Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем выше доля добывающих отраслей.
4) уровень культуры и материального благосостояния. От уровня жизни населения зависят его покупательские способности, что является основой для развития отраслей, производящих товары народного потребления.