double arrow

Предмет экономической теории

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

(Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен) — школа экономического анализа, представители которой в разное время предлагали осуществлять планирование рыночного хозяйства (У. Митчелл}; провести национализацию крупных корпораций и расширить государственный сектор в экономике, создать систему национального планирования (Дж. Гэлбрейт); разработали теорию прав собственности (Р. Коуз), теорию экономической организации (Р. Коуз, О. Уилъямсон); теорию общественного выбора (Дж. Бьюкенен).

Ключевые экономические проблемы общества:

1. Что производить и в каких количествах?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

При решении данных проблем отдельные люди, группы людей и целые сообщества сталкиваются с фундаментальным противоречием, заключающимся в том, что производственные Ресурсы ограничены в сравнении с человеческими потребностями. В связи с этим возникает основополагающее условие ограниченности (редкости).

Чтобы лучше уяснить это противоречие, сначала ответим на вопрос, что такое экономические потребности. Во все времена и в разных обществах люди обладали меньшим или большим разнообразием потребностей. Одни из них, например любовь, привязанность, помощь близким, по своей природе не могут быть охарактеризованы как экономические. Другие же, такие, как потребность в пище, одежде, жилье, образовании, медицинском обслуживании, развлечениях и даже в свободном времени, прямо и непосредственно связаны с экономикой. Именно эти потребности называются экономическими.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ — это потребности, которые могут быть удовлетворены путем потребления каких-либо товаров или услуг. Желание иметь свободное время включается в категорию экономических потребностей, потому что оно необходимо, чтобы наслаждаться потреблением некоторых материальных благ или услуг.

Товары — это то, что можно пощупать, т. е. физически осязаемые предметы: пища, обувь, автомобили, дома и т. д.

К услугам относится то, что невозможно потрогать руками, например медицинское обслуживание, услуги нотариуса или парикмахера, образование и т. п. Так вот, человеческие потребности во всех этих товарах и услугах превосходят производственные возможности общества.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (иногда их называют факторами производства) — все то, что требуется для выпуска необходимых людям товаров и услуг. Производимые товары и услуги экономисты называют экономическими (т. е. редкими благами. Они отличаются от неэкономических, т. е. свободны благ, количество которых превышает потребность в них (например, воздух, солнечный свет, энергия ветра).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: