Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Классификация рыночных структур

Под рыночной структурой понимают совокупность элемен­тов, определяющих функционирование рынка: число фирм действующих в отрасли; относительный размер этих фирм' условия спроса и предложения; степень открытости рынка для появления на нем новых фирм или ухода с него прежних участников.

Исходя из этих условий, в экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур..

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состоя­ние рынка, когда большое число фирм производят аналогич­ную продукцию, но ни размер фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет падать по мере увеличения ею продаж. Графически кри­вая спроса для отдельной фирмы будет иметь вид прямой ли­нии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса будет иметь отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения дает точку рыночного равновесия, кото­рой соответствуют рыночная цена и равновесный объем продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается аб­солютно монопольным, если на нем функционирует единст­венный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в усло­виях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы сов­падают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отри­цательный наклон.

3 Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, исключением главным образом того, что, в отрасли произво­дя подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой, более удобным расположе­нием магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслу­живание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для ка­ждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

5. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначе­нии разных цен для различных покупателей.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному по­купателю, не имеющему конкурентов, противостоит один про­давец-монополист.

7'. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют толь­ко две фирмы. Частный случай олигополии.

8. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависи­мость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рек­ламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, чем факти­ческим состоянием современного рынка. Видимо, в прошлом (XIXв. в Европе) ряд товарных рынков во многих отношениях приближался к данной структуре. В настоящее же время с из­вестной долей условности к совершенной конкуренции может быть отнесен, в частности, рынок зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночных экономиках также представляет сбой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы — профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатски услугах и т. п.

Но наиболее массовые рыночные структуры — монополи­стическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды дея­тельности осуществляются в условиях монополистической кон­куренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства находится в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машинострое­ние, станкоинструментальное производство.

2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества

Рынку совершенной конкуренции присущи, пять признаков. Рас­смотрим каждый из них.

1. Большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой у/се выход из пего. Этот признак означает, что все участники рынка совер­шенной конкуренции занимают настолько малую долю в ры­ночном предложении или рыночном спросе, что каждый из них не имеет никакой рыночной власти, вследствие чего на таком рынке экономические проблемы решаются обезличенно, а не путем личного участия предпринимателей или бюрократов. I

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовый трудовых и прочих факторов производства в долгосрочной периоде. Суть этого признака состоит в том, что фирма, действующая на рынке в данный момент, способна более эффективно вовлекать дополнительные ресурсы (или освобождаться от них) для получения дополнительных выгод.

 
 


S
Р

           
   
   
PE
 
D
 
 


D

РЕ

 
 


0 Q 0 QE Q

а б

Рис. 9-1. Конфигурация рынка

3. Полная информированность всех участников конку­ренции о рыночных условиях.

Это значит, что любой участник рынка располагает достаточной информацией для осуществле­ния правильного выбора.

4. Фирмы продают стандартизированный продукт. Это значит, что продукт одной фирмы может быть заменен продук­том другой фирмы.

5. Фирмы принимают цену. Это означает, что отдельная фирма принимает рыночную цену как заданную. Поскольку ры­ночная цена не зависит от количества произведенного ею про­дукта, кривая спроса фирмы имеет вид горизонтальной линии (рис 10-1,а и б).

Рассмотренные признаки рынка совершенной конкуренции наводят на мысль о том, что в реальной действительности таких Рынков не существует. Данная модель — аналитический инструмент, позволяющий прогнозировать поведение фирм на Рынках, которые в той или иной мере становятся более кон­курентными, а значит, приобретают черты охарактеризованной модели.

Конкурентный рынок обладает рядом преимуществ, к числу ко­торых относится:

а) гармонизация экономических интересов продавцов и покупа­телей, достигаемая через механизм равновесных цен;

б) ориентация экономики на платежеспособный спрос;

в) эффективное распределение редких ресурсов.

Вместе с тем конкурентный рынок имеет ряд недостатков, или, говоря научным языком, терпит фиаско. Выделяя основные фиаско рынка, экономисты исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмеша­тельства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно "'провалами" рынка.

Выделим основные социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег (рублей, долларов, гривен, фунтов стерлингов и т. д., т. е. так называемых центральных денег). Следовательно, первая и ведущая функция государства — орга­низация денежного обращения в стране.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потреб­ностей общества, которые не выражены в индивидуальном пла­тежеспособном спросе. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны постав­ляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения.

3. Рыночный механизм порождает «внешние эффекты», когда одни участники рынка навя­зывают другим издержки без согласия последних. Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства.

4. Механизм рынка одновариантен с точки зрения распределе­ния доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, перераспределения доходов также крайне необходимо.

5. Рыночный механизм не решает региональных проблем (во всей их совокупности — экономических, демографических, социальных, экологических и др.). В таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику.

6. Рынок не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда необходимость вме­шательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовать националь­ные экономические интересы отдельных стран в сфере между­народных отношений. В этом случае регулирование внешнеэко­номической деятельности со стороны государства — объектив­ная необходимость.

8. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства — проведение антиинфляционной политики, о чем подробно будет сказано в курсе макроэкономики.

9. Механизм рынка не способен сам по себе, без вмешатель­ства государства, обеспечить полную занятость экономиче­ских ресурсов. Поэтому политика в области занятости — так­же важная функция государства.

10. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на при­были, внутренне присуща склонность к монополизации, что пре­пятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддер­жания рынка и сохранения механизма ценовых сигналов госу­дарство проводит антимонопольную политику.

4. Чистая монополия: объем выпуска и цена

Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, Когда она единственный поставщик однородного товара, так Что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Условия существования. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствует реальные альтернативы — нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален. В этом случае фирма получает реальную власть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя количество.

D
 
P

B

 
 

A

5

 
4

3

 

 
2

1

 

 
 


0 1 2 3 4 Q 0 1 2 3 4 Q

а б

Рис. 9-2. Предельный доход в условиях:

а- совершенной конкуренции; б- монополии

Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Анализ поведения фирмы-монополиста. В начале пого­ворим о спросе на продукцию монопольной фирмы. Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по од­ной и той же цене, поэтому его предельный доход MR равен этой цене (рис. 9-2). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага равен площади прямоугольника А (рис. 9-2,а).

Продажа на монопольном рынке (рис. 9-2,6) требует сни­жения цены, поскольку в отрасли работает одна фирма и в этом случае действует закон убывающей предельной полезности блага. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до 4 единиц. Но теперь по этой цене будет продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет потерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR ока­зывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. Графически это означает, что кривая предельного дохода MR имеет более крутой наклон, чем кривая спроса D (рис. 9-3).

MC
A
Р

 
 

   
M

MR

E

Рм

РЕ

 
 
D


0 QM QE Q

Рис. 9-3. Выпуск и цена в условиях чистой монополии

Перед монополистом встает специфическая задача, которая не могла возникнуть у совершенного конкурента, — выбор уровня цены, которую нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа;

а) определить выпуск и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;

б) разработать и осуществить ценовую стратегию.

Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно лишь при оп­ределенном условии. Прибыль у монополиста, как и у совер­шенного конкурента, будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем QM — это объем, при котором MR — МС (точка М).

Вторая задача заключается в определении цены (монополист является ценоискателем). Какую цену надо избрать, чтобы реализовать целевую функцию? Такой ценой будет монопольная цена Рм, которая отвечает цене спроса при данном объеме вы пуска QM. Как видно на рис. 9-3, монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода (PM>MR = MC) Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монополь­ной фирме сверхприбыль. Получение такой прибыли — преиму­щество монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна до тех пор, пока:

а) ему удается ограничивать вход в отрасль;

б) существенно не изменится спрос (если он уменьшится, сверхприбыль также упадет).

На рис. 9-3 изображена модель чистой монополии. Посмот­рим на особенности модели со стороны общества. Она показы­вает, что в условиях монополизации отрасли потребители полу­чат меньше продукции QM, чем в условиях совершенной конку­ренции QЕ, а цена за единицу продукции возрастет с РЕ до Рм. Это означает, что и факторов производства будет вовлекаться в производство меньше, чем конкурентными фирмами. Следова­тельно, общество понесет потери от недоиспользования ресурсов. Эти потери графически иллюстрируются треугольником ММ'Е, который получил название "мертвыйубыток".

Вместе с тем было бы неправильно оценивать эффективность монополии лишь с этой (неоклассической) точки зрения. Как показал И. Шумпетер в начале XX в., монополия далеко не всегда зло для экономики и общества. По его мнению, время "старых" монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло. Их место заняли "'новые" монопо­лии, возникшие на основе технических достижений. Их моно­польная прибыль — это награда за роль пионеров технического прогресса. Такие монополии Шумпетер назвал эффективными и заявил, что они полезны обществу и вести антимонопольную борьбу с ними вредно. Согласно гипотезе Шумпетера совер­шенно конкурентные фирмы, получающие лишь нормальную прибыль в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества.

В экономике также есть такие виды деятельности (производ­ство электричества, транспортировка нефти и природного газа и др). эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, чтобы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене (регулируемой государством). Эти фирмы получили название естественных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: