Теории лидерства
Анализируя типы поведения и стили лидерства, исследователи также разрабатывали теории лидерства. В разное время выдвигались разные теории, пытавшиеся объяснить и предсказать эффективное лидерство. Теоретические подходы к проблеме лидерства можно классифицировать следующим образом: теории достоинств, поведенческие теории; теории власти и влияния; теории ситуационного лидерства.
Первоначальные представления о лидерах были связаны с идеей о том, что великие люди рождаются великими (теория великих людей). Люди полагали, что великие лидеры были рождены со всеми необходимыми для лидерства качествами и стали лидерами благодаря этим качествам. Великие лидеры считались очень разносторонними людьми, так как они обладали способностью планировать, организовывать и контролировать деятельность других, В то же время, такие лидеры были ориентированы на развитие взаимоотношений с людьми, позволяли им участвовать в принятии решений и консультироваться по поводу принятия решений, затрагивающих их интересы. Более того, считалось, что если человек обладает всеми этими качествами, он будет эффективным лидером в любой ситуации. Такая точка зрения заставила исследователей заняться поиском конкретных качеств или характерных черт, которыми обладали известные лидеры. Считалось, что если характерные черты лидера будут определены, появится возможность выбирать людей, обладающих этими конкретными качествами, для управления странами и организациями (теория характерных черт).
|
|
Хотя и доказано, что для успешного лидерства недостаточно какого-то фиксированного набора качеств, тенденция приписывать хорошим руководителям определенные характеристики весьма распространена. Чаще других в литературе называются такие атрибуты успешного руководителя, как ум, честность, решительность, трудолюбие, уверенность в себе, способность привлекать внимание и добиваться расположения, умение поставить себя на место других и т.д.
Иногда лидеры становятся выдающимися благодаря своей личной харизме (харизматическая теория лидерства). Харизма - это способность привлекать сторонников благодаря личным качествам. Харизма - это неуловимое свойство, которое не каждый может ощутить, сталкиваясь с лидером. В некотором смысле харизматический лидер является вдохновителем. Люди оказывают такому лидеру огромное доверие, так как чувствуют себя лучше в его присутствии. Харизматический лидер способен добиться эмоциональной преданности от своих сторонников, вызывая сильные чувства верности и энтузиазма. Исследователи пришли к выводу, что харизматический лидер глубоко верит в свои убеждения, обладает высокой степенью самоуважения, испытывает сильную потребность власти. Кроме того, харизматические лидеры, вероятно, верят в свое предназначение и убеждены, что наделены необыкновенной властью. Как выяснилось, последователи этих лидеров имеют такие же убеждения и демонстрируют признательность лидерам. Сторонники соглашаются с харизматическим лидером и повинуются ему, веря, что способны помочь лидеру выполнить его миссию, предназначение. Сторонники могут сделать из него кумира и поклоняться ему как духовному вождю.
|
|
Лидер, который появляется во время кризисов, пропагандируя идеи, отличные от общепринятых представлений, заряжая людей личной энергией, жертвуя собой, используя нестандартные стратегии, с большей вероятностью способен вызвать такую же реакцию со стороны своих сторонников. Бихевиористские теории
Бихевиористский (поведенческий) подход предполагает, что эффективность лидера определяется стилем его поведения или действий. В результате можно выявить ряд характерных стилей руководства. Бихевиористские модели можно классифицировать следующим образом.
Степень авторитаризма. Если вернуться к теориям X и Y по Мак-Грегору (см. раздел «Введение в менеджмент»), руководитель, описываемый теорией X, естественным образом полагается на авторитарные методы руководства, подразумевающие единоличное принятие решений и тотальный контроль исполнения их подчиненными. В противоположность этому, руководитель, придерживающийся модели Y, будет демонстрировать более демократичный подход, когда подчиненные участвуют в постановке задач под общим руководством и при поддержке лидера. Противоположные, с точки зрения авторитарности, стили руководства описаны в литературе и включают следующие пары:
• авторитарный/демократический стиль руководства
• директивный/коллегиальный стиль руководства
Руководитель, придерживающийся авторитарного или директивного стиля руководства, отдает приказы и требует их беспрекословного выполнения, сохраняет за собой полный контроль в области принятия решений и использует поощрения и взыскания в качестве основного стимула, заставляющего сотрудников двигаться по направлению к поставленной перед организацией цели. Руководитель, придерживающийся демократического или коллегиального стиля, советуется с подчиненными, прежде чем принять решение, и поощряет их участие в планировании и определении задач организации.
Исследователи Мичиганского университета положили в основу две переменные в поведении лидера - это концентрация внимания на работе и на работниках. Как оказалось, эффективный лидер:
• Оказывает поддержку работникам и стремится к установлению хороших отношений с ними.
• Использует групповой подход к управлению.
• Устанавливает напряженные задания и ставит задачи высокого уровня.
Эти выводы были положены в основу концепции стилей руководства «Система управления» Р. Лайкерта (LikertR., 1967). Основываясь на исследованиях Мичиганского университета, Р. Лайкерт провел изучение общих подходов к управлению, используемых эффективными лидерами, в результате чего им были выделены два типа лидеров: ориентированные на работников и ориентированные на работу.
Далее Р. Лайкерт (таблица 5.6) выделил четыре преобладающих стиля управления: система 1 - направленный на выполнение работы авторитарный лидерский стиль; системы 2 и 3 - промежуточные стадии; и система 4 - стиль, ориентированный на доверие к подчиненным и совместную работу с ними.