Теории власти и влияния объясняют эффективность руководства с точки зрения типа и характера властных функций и степени их применения. В распоряжении лидера, согласно Raven (1968), имеются следующие типы власти:
1. Поощряющая - присуждение подарков и премий.
2. Принуждающая - угроза применения и применение штрафных санкций.
3. Легитимная - отражает законное право лидера направлять действия других в силу его должностного положения.
4. Экспертная - отражает профессионализм и опыт лидера.
5. Авторитетная - восхищение лидером как стимул хорошо работать.
6. Информационная - контроль доступности и распространения информации.
Показано, что эффективные руководители в большей степени полагаются на власть опыта и авторитета, нежели малоэффективные.
Природа навыков лидера в области влияния на поведение подчиненных составляет вторую половину дуализма властного влияния. В соответствии с вышеприведенной классификацией, лидер может применять следующие рычаги власти:
а) личные стимулы;
б) методы давления;
в) законные требования;
г) обмен опытом;
д) разумное убеждение.
Процесс влияния не следует, однако, рассматривать как абсолютно односторонний, поскольку в нем присутствуют и механизмы обратной связи, позволяющие лидерам и последователям оказывать взаимное влияние. Особого упоминания в этой связи заслуживают концепции трансакционного и трансформационного лидерства.
Трансакционное лидерство понимается как взаимный обоюдовыгодный процесс социального обмена между лидерами и их последователями. Этот обмен часто включает в себя дополнительное вознаграждение в обмен на работу надлежащего уровня (т.н. лидерство по бартеру). Трансакционное лидерство основано на следовании существующей организационной структуре, в то время как основные усилия сосредоточены на достижении текущих целей работы.
Трансформационное лидерство предусматривает изменение существующей структуры работы организации. В центре внимания оказываются перемены. Если трансакционный лидер воспринимает имеющуюся организационную структуру как должное и под нее налаживает работу, лидер трансформационного типа основное внимание уделяет возбуждению интереса последователей с целью мотивировать их к проявлению качественно нового уровня преданности общему делу в своей работе. Этот подход подразумевает наличие у лидера следующих качеств:
• личная харизма;
• способность вдохновлять и мотивировать сотрудников;
• стимулирование творчества и интеллекта;
• индивидуальный подход к членам организации. Рассмотренные концепции достаточно ясно подтверждают тот тезис, что сильными лидерами не рождаются, а сильными лидерами становятся. Лидерское поведение, безусловно, может быть развито посредством обучения и специальной подготовки.