Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Защита от биологических воздействий

Предупреждение, своевременное выявление, локализация и устранение негативного биологического воздействия дости­гается комплексными мерами, связанными с противоэпидеми­ческой защитой населения. В число мер входят санитарная ох­рана территории, введение в необходимых случаях карантина, постоянный эпиднадзор за циркуляцией вирусов, эколого-эпидемиологические наблюдения, слежение и контроль за очага­ми опасных вирусных инфекций.

С позиции биобезопасности существенно важно также пред­варительное обоснование и прогнозирование возможных послед­ствий, в частности, интродукции и акклиматизации новых для данной территории видов растений и животных.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей при­родной среды» (2002) требует строгого соблюдения нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде мик­робов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и био­логических веществ. Этим же Законом запрещается примене­ние и разведение биологических объектов, не свойственных естественным экосистемам соответствующего региона, а так­же полученных искусственным путем, без разработки мер пре­дотвращения их неконтролируемого размножения и положи­тельного заключения государственной экологической экспер­тизы. В организационном плане требуются срочные меры по организации в России вирусологической службы.

Важное значение для обеспечения биобезопасности и со­хранения биоразнообразия имеют также профилактические меры по недопущению переноса генетической информации от домашних форм к диким видам и сокращению риска генети­ческого загрязнения генофонда редких и исчезающих видов.

*

В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность — ориентация не на пла­новое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирова­ния. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, ма­териально-техническое обеспечение и др.), так и новые эконо­мические стимулы (плата за пользование природными ресур­сами, экологическое страхование и др.). В качестве обязатель­ных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Федеральному природоохранному закону (2002) к основным методам экономического регулирования государ­ственных и рыночных отношений в области охраны окружаю­щей среды относятся:

• установление платы за негативное воздействие на окру­жающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение

• отходов и на другие виды негативного воз­действия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих техно­логий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей при­родной среды;

• возмещение вреда, причиненного природной среде и здо­ровью человека.

Важнейшая задача нового экономического механизма — сде­лать охрану окружающей среды составной частью производст­венно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, пред­приниматель были заинтересованы в охране окружающей сре­ды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкуренто­способной продукции.

3. Государственный учет природных ресурсов и загрязните­лей

Государственный учет природных ресурсов осуществляет­ся по единой системе органами статистического учета. Эконо­мические, экологические и некоторые другие показатели при­родных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих оп­ределенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде слу­чаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров

Земельный кадастр включает данные регистрации земле­пользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оцен­ки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при рас­пределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и ис­пользовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) ис­пользование вод.

Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовле­чения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древеси­ны, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оцени­вают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

Своеобразным кадастром редких животных и растений явля­ются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загряз­нителей окружающей среды.

Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: