Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договора и лимиты.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:
1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;
2) сведения о природопользователе;
3) объем прав и ограничения в использовании объекта;
4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.
Лицензии могут иметь экономический характер — разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населению.
|
|
Принципы неистощимости использования природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов и 3) договор концессии.
Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта.
|
|
За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
5. Плата за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду
Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве природного ресурса, а также дает возможность хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования — важнейший принцип экономического регулирования лицензируемых видов природопользования. Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно.
Плата за использование природных ресурсов. Плата за землю, воду, леса и др. взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии — используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, землей — в виде земельного налога, арендной платы. Поступают платежи в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий. Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов загрязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь, которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Планирование в общенациональном масштабе пока не реализовано ни в одной стране мира.
Система платежей. Подразделяют систему платежей на плату за:
|
|
• право пользованием природными ресурсами;
• загрязнение природной среды.
Цель платного природопользования:
• рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
• стимулирование деятельности по охране окружающей среды;
• выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
• формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
Помимо экономической оценки ресурсов должны быть оценены и возникающие экологические издержки или экологический вред, структура и состав которых показаны на рисунке 1.
Платежи за природные ресурсы (таблица 1). Они являются издержками предприятия, связанными с использованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей в стране методикой.
Таблица 1 – Платежи за природные ресурсы
Объект | Вид платежа |
Земля | Земельный налог Арендная плата Нормативная цена земли |
Недра | Платежи за пользование недрами Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Акцизы Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств |
Вода | Плата за пользование водными объектами (водный налог) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов Сбор за выдачу лицензий на водопользование |
Лес | Лесные подати Арендная плата |
Растительные ресурсы | За сбор лекарственных трав и сырья За сбор недревесных ресурсов За заготовку технического сырья |
Ресурсы животного мира | Плата за право пользования животным миром Арендная плата за пользование охотничьими угодьями |
Под экономическим ущербом от загрязнения ОС понимается денежная оценка фактических и возможных убытков (потерь), обусловленных воздействием загрязнения, и именно поэтому определить его наиболее сложно. Оценка экономического ущерба может быть выполнена как прямым счетом, так и укрупненно, с использованием обобщенных косвенных оценок (эмпирически). Механизм возникновения ущерба от загрязнения описывается следующей последовательностью:
|
|
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ (АНТРОПОГЕННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (ПОТРЕБЛЕНИЕ) СОЗДАЮТ ОТХОДЫ
I
ОТХОДЫ ПОСТУПАЮТ В ОС (ЗАГРЯЗНЯЮТ ЕЕ)
I
КАЧЕСТВО ОС ИЗМЕНЯЕТСЯ (УХУДШАЕТСЯ)
I
ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ОС МЕНЯЕТ (УХУДШАЕТ) УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
I
УХУДШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ПРОИЗВОДСТВА
I
УХУДШАЮЩЕЕСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СНИЖАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Наиболее достоверные значения экономического ущерба позволяет получить метод прямого счета, но на практике он применяется редко, поскольку требует детальной информации об изменениях в окружающей среде, а также об ее исходном состоянии, по отношению к которому констатируются изменения (ухудшение либо даже деградация).
Для упрощения метода прямого счета был разработан метод расчета по «монозагрязнителю», однако он снижает точность, поэтому на практике такой метод мало применяется.
В настоящее время считается наиболее целесообразным рассчитывать экономический ущерб раздельно по основным природным средам (воздуху, водным объектам, земельным ресурсам и недрам), что позволяет применить эмпирический метод.