Выявление и упразднение избыточных государственных функций
Ключевое значение в административной реформе принадлежит идентификации и упразднению избыточных функций.
Чтобы идентифицировать избыточные, каждая функция должна быть проверена: на соответствие целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на адекватность формы и методов реализации функции целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на соответствие минимально необходимому уровню власти.
Для определения избыточности функции необходимо сопоставить цели и задачи указанной функции с целями и задачами, предусмотренными нормативными правовыми актами и политическими документами. К таким нормативным правовым актам следует отнести Конституцию (в особенности главу первую, в которой сформулированы цели государства), программы социально-экономического развития Российской Федерации, планы действий. Правительства РФ, программы и концепции развития определенной отрасли (сферы общественных отношений), утвержденные Президентом РФ и Правительством РФ, а также основополагающие международные конвенции и ДОгОВОрЫ. К политическим документам относятся послание Ирршигмти РФ Федеральному Собранию РФ на текущий год и ОЮДИШТНМ ГШйГШНие Президента РФ Федеральному Собранию РФ Hi идущий год.
|
|
Анализ на адекватность форм и методов реализации функции целям и задачам государственной политики выявляет, насколько способы реализации функции позволяют достигнуть заявленной цели и решить поставленные задачи государственного регулирования. Значение легитимности функции состоит в том, что на основе данного критерия функция может быть признана избыточной безотносительно кдвум вышеуказанным критериям, поскольку отсутствие надлежащей правовой формы делает ее выполнение лишенным правовых оснований.
Функция может быть признана избыточной для данного уровня власти: федеральной или региональной, если ее выполнение наиболее эффективно может осуществляться на нижестоящем уровне власти в соответствии с принципом субсидиарное™.
Идентификация избыточных функций завершается их упразднением. Можно выделить основные варианты упразднения функции: 1) ликвидация функции; 2) сокращение масштаба выполнения функции; 3) передача функции участникам рынка; - 4) передача функции саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка; 5) передача функции на минимально необходимый уровень власти; 6) передача функции на аутсорсинг; 7) придание функции процессуального характера.
|
|
Ликвидация функции означает либо исключение указанной функции из нормативного правового акта без замены иными государственными функциями или без передачи ее иным субъектам правоотношений с прекращением ее выполнения, либо прекращение выполнения функции, не закрепленной нормативными правовыми актами.
Ликвидация функции происходит в четырех типичных случаях: 1) функция формально закреплена нормативным правовым актом, но реально не выполняется втечение длительного времени без ущерба для регулирования в определенной сфере общественных отношений; 2) функция не закреплена нормативным правовым актом; 3) функция закреплена нормативным правовым актом, противоречащим акту большей юридической силы; 4) функция закреплена актом недостаточной юридической силы.