Предмет курса истории экономических учений

Краткий курс лекций о дисциплине

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СТРУКТУРА КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

История экономических учений – неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предметом истории экономический учений является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях. Предметом истории экономических учений является хронологическое описание, включающее более или менее пространные комментарии наиболее продуктивных попыток создания все более точных и правильных экономических мировоззрений.

На протяжении столетий периодически изменялось понятие предмета экономической теории. В XVIII веке и в первой половине XIX века предметом экономической науки было изучение «природы и причин богатства народов» (А.Смит). В последней четверти XIX века экономическая теория стала определяться как наука о человеческом поведении, преследующем определенные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующем ограниченные (как правило, альтернативные) ресурсы. В ХХ веке постепенно сложилось разделение экономической теории на микроэкономику, исследующую условия и способы поведения отдельных экономических субъектов (физических и юридических лиц), и макроэкономику, изучающую экономическое поведение «в целом».

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, логический, каузальный, функциональный, индукции, и др. Используя исторический метод, история экономический учений исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись один другим. Этот метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности экономических систем. Однако он имеет один недостаток – обилие описательного материала и частных исторических подробностей, что может затруднить серьезное теоретические изучение хозяйства. В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций по дисциплине строится таким образом, что первоначально рассматриваются экономические учения дорыночной эпохи, затем эпохи рыночных отношений и современные доктрины экономической мысли. Индукция обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Функциональный анализ предполагает, что одна переменная величина зависит от другой переменной величины. Каузальный, или иными словами причинно-следственный анализ обеспечивает

Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические мировоззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется экономическая теория.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Изучение курса истории экономических учений имеет некоторые особенности:

1. История экономических мировоззрений лучше всего может быть понята, если рассматривать ее не как абстрактную историю идей, а как интеллектуальную историю людей, создававших эти идеи.

2. Для правильного понимания сильных и слабых сторон ученых прошлых времен студент должен владеть основами современной экономической теории.

3. Следует избегать ошибочного заключения о том, что общепринятые сегодня экономические теории – самые лучшие и самые правильные. Поскольку предмет современных экономических теорий довольно быстро изменяется, то даже в самых лучшие из них необходимо часто вносить существенные изменения.

В более общем плане следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений.

Согласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняющие ошибки предшественников, формируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны, в основном, для лучшего понимания новых.

Но возможен и другой взгляд на историю экономических теорий, который можно назвать эволюционным. Он исходит из того, что законы экономического поведения не остаются неизменными, они существенно изменяются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность, и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Хорошие новые теории лишь частично используют старые, отдельные фрагменты которых временно остаются невостребованными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: