Экономическая мысль древнего мира

Зарождение экономической мысли

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации. Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблему сосуществования государственной, общинной и частной собственности. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.

Экономическая мысль Древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в 18в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.). В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев, т.к. быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур, а особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь вавилонского царства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы экономики. В этих законах были установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения.

Так, за покушение на чью-либо собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Например, царские воины и другие граждане впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируют долг. Масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

В «Законах МАНУ», господствовавших в Индии в VI века до н.э., регламентировались отношения собственности.

Древнекитайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э.) изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IV-III вв. до н.э. в Китае был распространен трактат «Гуань-цзы», в котором повествовалось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятии земледелием и ремеслом, денежном обращении и финансах.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономические воззрения, достаточно отрывочные и наивные, известны с античного времени. Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства». Рассмотрим коротко наиболее примечательные из них. Именно в Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт (430-355 гг.) экономику делит на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли. Ксенофонт отдает предпочтение натуральному хозяйству на земле, т.к. оно делает человека сытым, здоровым и справедливым (земля больше одаряет того, кто больше работает). Одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство «неудобным». К ремесленному труду относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет специализации (разделения труда). Высказывает мысль о целесообразности разделения труда.

Абстрактными проблемами полезности и стоимости Ксенофонт не интересовался. Сохранилась его сентенция о том, что «друзья полезнее и ценнее волов».

Платон (427-347 гг.) был величайшим философом древности. Экономические проблемы интересовали его лишь в небольшой степени. Однако некоторые его взгляды на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд. Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством».

Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон считал, что граждан надо наделять земельными наделами. Однако их имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных.

В своем учении Платон стремился доказать, что большое богатство и счастье не совместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, т.к. по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

Однако наибольший вклад в экономическую науку Плат внес созданием теории справедливого государства. Справедливым считается такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. По мнению Платона справедливое общество должно состоять из четырех различных классов: правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, рабов. Правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, т.к. это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, по мнению Платона, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро.

Платон развивает мысль о разделении труда, превращая ее в учение, высказывает соображения о специализации труда.

Аристотель (384-322 до н.э.) является самым известным представителем экономической мысли того времени. Этот автор был убежденным сторонником, сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений. Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. Все виды хозяйства и виды деятельности по Аристотелю рассматриваются с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере – экономике, либо к неестественной сфере – хремастике.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Хрематистика - это искусство наживать состояния посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций.

В своей теории Аристотель идеализирует модель рабовладельческого государственного устройства и как бы искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, деньги, по мысли философа, возникли не стихийно, а как результат соглашения между людьми, и в их власти сделать деньги «неупотребительными».

Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, - к сфере хрематистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: